Армения стремительно пустеет: и молодежь, и старики бегут от режима Саргсяна

Национальная статистическая служба Армении опубликовала данные о численности постоянного населения Армении. По официальным данным (скорее всего, значительно "откорректированным"), в стране проживает на данный момент 2 млн. 986.5 тыс. человек. Однако даже эта вытянутая за уши цифра вызвала серьезную обеспокоенность в соседней стране, которая неумолимо теряет все признаки государства. Как отмечают аналитики, Армения больше не является государством даже с трехмиллионным населением. А это - цифра, которую с уверенностью можно назвать психологическим порогом.

Что ждет за ним? Ответ на этот вопрос не может быть оптимистичным, и в самой Армении это хорошо осознают. Не случайно минувшая неделя прошла в армянских СМИ под знаком демографического кризиса.

По данным Национальной статистической службы, в сравнении с 1 января 2016 года численность населения сократилась на 0,4%, или 12,1 тыс. человек. Кроме того, в прошлом году в Армении было зарегистрировано 28 129 смертей, что больше соответствующего показателя 2015 г. на 0.9%. Естественный прирост, который в 2015 году составлял 12 509 человек, сократился на 9.9%. Сократилось и число рождений. В 2016 году родились 40 638 детей, что меньше показателя 2015 года на 2.7%.

Армения стала еще ближе к демографической катастрофе

Армения стала еще ближе к демографической катастрофе

Армянские СМИ приводят еще более пугающие цифры, о которых не может молчать уже даже официальная статистика. За последние три года из Армении навсегда уехали около 150 000 человек. В 2016-м разница в количестве уехавших и приехавших в страну составила 54 031. Данный показатель существенно возрос, если сравнивать с предыдущими годами - 47 676 (2015 г.), 47 074 (2014 г.).

Анализируя происходящее, армянские аналитики пытаются понять - почему отток населения ускорился. Одни видят причину в апрельских боях, которые приблизили вероятность возобновления большой войны и сделали ее более осязаемой. Еще одной причиной называют террористический мятеж в Ереване в июле, после которого в стране усилились репрессии и ситуация с правами человека стала еще хуже. Никто в Армении уже не чувствует себя в безопасности и не рассчитывает на улучшение ситуации.

Страх войны, конечно, постоянно присутствует в армянском обществе. Там понимают, что расплата за агрессию и невинную кровь может последовать в любой момент. Но валить все только на войну - значит, отвести огонь от правящего режима. Между тем, именно приход к власти карабахского клана стал началом конца армянской государственности и полного краха ее экономики. В целом, с момента "воцарения" нынешнего президента Сержа Саргсяна, с 2008 года по настоящее время Армению покинули почти полмиллиона человек.

Как замечают армянские СМИ, в регионе нет ни одной другой страны, в которой так часто задаются вопросом: "А сколько нас осталось?". Этот вопрос сегодня равноценен дилемме "быть или не быть", потому что уезжают не больные и инвалиды, а трудоспособные граждане в расцвете сил.

Российский политолог: В оккупированном Карабахе осталось не более 40 тысяч армян

Российский политолог: В оккупированном Карабахе осталось не более 40 тысяч армян

Не так давно армянское общество уже было сотрясено новостью о числе армян, попросивших убежища в Европе. Как отмечали СМИ, только в августе и сентябре 2016 г. число граждан Армении, впервые попросивших убежища в Европе, втрое превысило среднемесячный показатель последних девяти лет. Если с 2008 г. по настоящее время статус беженца в странах ЕС в месячном разрезе просили в среднем 385 граждан РА, то только в августе 2016 г. - 1110, а в сентябре - 1185 (данные статистической службы ЕС, обновленные 20.01.2017). По данным статистической службы Евросоюза, 49% граждан РА, впервые попросивших убежища в вышеуказанные месяцы 2016 г., составили женщины, 51% - мужчины. Пять человек не указали пол. 33% попросивших убежища граждан были лица в возрасте 35-64 лет. Они взяли с собой в Европу детей до 14 лет, число которых составило 28%. Из Армении уехало также большое число молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет. Они составляет 32% от общего числа попросивших убежища граждан РА. Попросившие статус беженца лица от 14 до 17 лет составили 5%, выше 66 лет - 2%.

Как видно из вышеуказанных данных, более трети бежавших - это молодые люди призывного возраста. То есть армянская армия лишилась еще какой-то части своего потенциала. И если учесть, что 2 млн. 986.5 тыс. - это в основном старики, женщины и дети, то нетрудно представить, какой кризис ожидает вооруженные силы в случае возобновления масштабных боевых действий. В качестве выхода военное руководство страны рассматривает возможность привлечения женщин в ряды ВС, чтобы хоть как-то заполнить пробел. Восполнить потери режим пытается и за счет агитации среди молодых армян диаспоры. Но там ситуация еще более безнадежная - зарубежные армяне не спешат подставить головы под пули за сомнительные идеалы в чужой стране. Они готовы поддерживать все разновидности "миацума", пребывая в сытости и безопасности за пределами Армении.

2016 год - год крупнейшего провала Армении на всех возможных направлениях

2016 год - год крупнейшего провала Армении на всех возможных направлениях

Подобная ситуация вполне логична и объяснима. Армения нищает не по дням, а по часам. Экономические показатели прошлого года, даже в притянутом за уши варианте, не могут внушать оптимизма и надежд, что когда-нибудь что-то изменится к лучшему.

Армянские аналитики видят три пути выхода из сложившейся ситуации: смириться, уехать или скинуть власть. Ни один из трех выходов не является спасением. В том числе и последний. Во-первых, нет гарантий, что новый режим будет более человекообразным, чем нынешний, а, во-вторых, даже при добродетельных властях процветание Армении не грозит. Потому что для этого должно быть выполнено условие, представляющее собой четвертый и самый правильный выход, который действительно способен спасти эту страну, остановить отток населения и дать людям перспективы. Об этом пути спасения в Армении прекрасно знают, но стараются не говорить. Речь о деоккупации азербайджанских территорий, восстановлении мира в регионе и открытии границ.

Только этот способ может реально остановить крах армянской государственности и опустошение Армении. Если, конечно, кто-то в этой стране действительно заинтересован в ее спасении.

Зульфугар Ибрагимов