"Историческая призма": 1919 г. Генерал-губернатор Карабаха - один против армянских бандитов

Имя Хосров бека Султанова обычно ставится армянскими историками в один ряд с именами видных государственных деятелей Османской Турции, таких как Талят паша, Энвер паша, которых они обвиняют в "геноциде армян" в Восточной Анатолии в период Первой мировой войны.

Прежде чем мы перейдем к сути вопроса, ненадолго остановимся на биографии Х. Султанова.

Хосров Пашабек оглы Султанов родился в 1879 году в селе Кюрдгаджы Зангезурского уезда Елизаветпольской губернии. После окончания Елизаветпольской (Гянджинской) гимназии поступил в Одесский университет имени И.И. Мечникова, который окончил в 1903 году, получив высшее медицинское образование. До 1917 года в основном занимался врачебной практикой в Карабахе и Зангезуре.

В 1917 году Султанов стал членом партии "Мусават", которая восстановила свою деятельность после февральской революции. В ноябре 1917 года он был избран во Всероссийское учредительное собрание в Закавказском избирательном округе по списку №10 (Мусульманский национальный комитет и "Мусават"). После разгона большевиками в январе 1918 года Учредительного собрания Султанов стал членом азербайджанской фракции Закавказского Сейма, который собрался в Тифлисе 10 февраля 1918 года. Он был одним из 26 членов Азербайджанского Национального Совета, поставивших свою подпись под декларацией о независимости Азербайджанской Республики.

С образованием Азербайджанской Республики Султанов занимал различные посты в I и II  правительствах: военный министр (май-июнь 1918), министр земледелия (июнь-июль 1918). Уже после образования Азербайджанской Республики Х. Султанов перешёл в партию "Иттихад" (Единения).

"Историческая призма": 1918-й. Так начинались армянские интриги вокруг Шуши

"Историческая призма": 1918-й. Так начинались армянские интриги вокруг Шуши

С приобретением Азербайджаном независимости среди армян нагорной части Карабаха начали проявляться стремления изолироваться и образовывать собственные крупные административные единицы. На этой почве участились случаи неповиновения азербайджанским властям, эксцессы против мусульманской части населения. Одновременно, развал власти и царство полной анархии на местах дало возможность волонтерам из Армении открыто вести агитацию об отделении Нагорного Карабаха от Азербайджана и присоединении к Араратской Республике. Положение еще более обострилось с появлением в конце 1918 года в Нагорном Карабахе армянских частей под командованием генерала Андраника и армянских четников из местного населения, совершавших грабежи, насилия и убийства мусульман.

С целью предотвращения дальнейшего разгула анархии и наведения порядка в Карабахе 15 января 1919 года командование английскими оккупационными войсками утвердило назначение Хосров бека Султанова генерал-губернатором Карабаха и Зангезура. Перед губернатором ставилась задача навести порядок в уездах Карабаха путем ликвидации армянского сепаратизма, организации местной власти, организации продовольствия беженцам и оказании им общей помощи, организации борьбы с эпидемиями как среди беженцев, так и среди коренного населения и, наконец, обеспечения возвращения беженцев в их родные места.

В связи с назначением Султанова британская миссия выступила с официальным извещением, в котором заявила, что "с согласия британского командования доктор Хосров бек Султанов временно назначен генерал-губернатором Зангезурского, Шушинского, Джеванширского и Джебраильского уездов. Британская миссия считает нужным ещё раз подтвердить, что принадлежность указанных областей той или иной единице должна быть решена на мирной конференции".

Армянский Национальный совет с первых дней считал Султанова "ярым армянофобом" и одним из ответственных за ""армянскую резню" в Баку". Представители Армянского Национального совета Нагорного Карабаха забросали английское командование письмами, телеграммами и обращениями, в которых выражали протест по поводу создания особой администрации в Карабахе, подчиненной правительству Азербайджана. Армянский Национальный совет же предлагал выделить армянскую часть Нагорного Карабаха в отдельное генерал-губернаторство во главе с английским офицером, не подчиненным Азербайджанскому правительству.

Однако английский генерал-майор В. М. Томсон, военный губернатор Баку, во время визита в Иреван в марте 1919 года так объяснял армянскому руководству свой выбор Султанова: "он - человек способный и влиятельный, и генерал решил, что если он захочет, то может хорошо работать, если дать ему инструкции и он будет их исполнять".

Султанов прибыл в Шушу 10 февраля 1919 г. Он был намерен заручиться поддержкой офицеров английской миссии и с их помощью обезвредить путём арестов и высылок главарей армянских сепаратистов и поселить недоверие к ним  среди армянской бедноты, оказывая материальную помощь всем неимущим армянам, изъявляющим покорность Азербайджану.

"Историческая призма": 1919-й. Как Армения теряла покровителей

"Историческая призма": 1919-й. Как Армения теряла покровителей

В своем докладе правительству Азербайджанской Республики от 25 февраля 1919 года о первых впечатлениях на новом посту и реакции английского командования на протесты армян в связи с назначением его на должность генерал-губернатора, Султанов писал: "....английский майор (представитель английской миссии в Шуше Монк-Моссен - авт.) был у меня и заявил, что он убедился в том, что армяне-дашнаки не хотят мира, как беспокойный элемент должны быть арестованы и выдворены из пределов Карабаха, что азербайджанская администрация должна быть водворена везде, даже если пришлось для этого применить английскую военную силу, что в таком духе и написан им доклад генералу Томсону".

Англичане оказывали генерал-губернатору Султанову полную поддержку. Командующий английскими войсками в Баку полковник Д.Шательворт лично прибыл в конце апреля 1919 года в Шушу, чтобы вынудить Национальный совет Карабаха признать власть Азербайджана. Однако 23 апреля в Шуше был созван V съезд армян Карабаха, который отверг все требования Д.Шательворта.

6 мая 1919 года в донесении дипломатического представителя Республики Армения в Грузии сообщалось, что генерал В.Томсон на основе рапортов генерала Д. Шательворта и майора Монк-Мэссона о положении в Карабахе пришел к выводу, что правопорядок в регионе нарушается благодаря агрессивной политике представителя правительства Армении А.Шахмазяна, который, называя себя генерал-губернатором Карабаха, внушал армянскому населению не подчиняться властям Азербайджана. В мае 1919 года А.Шахмазян, а позже и другой представитель Армении М.Арзуманов покинули Карабах.

Однако, чувствуя как земля уходит из-под ног, армянские националисты решили устроить очередную провокацию для того, чтобы потом обвинить генерал-губернатора в насильственных действиях против мирных армян. Уже после предотвращения армянской авантюры генерал-губернатор Султанов в беседе с корреспондентом газеты "Азербайджан", подробно остановившись на истинных причинах кровавых столкновений между азербайджанцами и армянами, которые имели место в Шуше и его окрестностях 4-5 июня 1919 года, заявил: "Три месяца тому назад английское командование, ознакомившись с деятельностью армянского Национального совета, дало обещание удалить из пределов Карабаха членов совета, которые своей "работой" препятствовали доброму сожительству армянских масс с соседями-мусульманами, кроме того, не так давно решено было, чтобы казармы в армянской части города Шуша были заняты мусульманскими воинскими отрядами. Проведение в жизнь двух указанных выше решений было замедлено недостаточностью сил, и только к началу июня явилась возможность проявить должную энергию и настойчивость в этом направлении". Благодаря решительным и энергичным мерам, предпринятым карабахским генерал-губернатором, кровавое противостояние, возникшее вследствие интриг и искусной провокации отдельных армян и повлекшее гибель безвинных людей, было ликвидировано.

"Историческая призма": 1918 год. Геноцид азербайджанцев в Баку со слов Шаумяна: "Мы шли сознательно на это…"

"Историческая призма": 1918 год. Геноцид азербайджанцев в Баку со слов Шаумяна: "Мы шли сознательно на это…"

Как писала газета "Азербайджан" в своем номере от 25 июня 1919 года, после этих событий различные депутации от армянского населения подавали генерал-губернатору приговоры своих сельских обществ о признании власти Азербайджана и просили его командировать к ним в села представителей, в присутствии которых должны происходить выборы старшин и других должностных лиц.

После июньских событий произошли определенные изменения в политическом настроении армянского населения Нагорного Карабаха и его лидеров. Это нашло свое отражение в решениях VII съезда армян Карабаха, состоявшегося 15 августа 1919 г. в Шуше. Съезд принял "Временное соглашение армян Нагорного Карабаха с азербайджанским правительством" из 26 пунктов: "Нагорная часть Карабаха - Шушинского, Джеванширского и Джебраильского уездов (Дизак, Варанда, Хачен и Джараберт), населенных армянами, считает себя временно, до решения этого вопроса на Мирной конференции, в пределах Азербайджанской Республики. Шушинский, Джеванширский и Джебраильский уезды остаются выделенными в особую административную единицу Карабахского генерал-губернаторства, внутренняя организация каковой такова, что в нагорной, армянской полосе назначается администрация из армян с соблюдением прав меньшинства".

Документом также определялось, что "армяне Карабаха пользуются правом культурного самоопределения", что "правительство Азербайджанской Республики оказывает материальную и моральную поддержку населению Карабаха в деле скорейшего восстановления разоренных селений мусульман и армян", что "для урегулирования межнациональных отношений созываются периодически общие и местные армяно-мусульманские съезды" и т. д. Данное соглашение являлось единственным до 1921 года официальным документом по урегулированию отношений между армянами Нагорного Карабаха и правительством Азербайджана. Соглашение вступило в силу с момента его принятия съездом.

После получения вести о перевороте в Баку в апреле 1920 года генерал-губернатор Карабаха Х.Султанов в телеграмме от 30 апреля 1920 г. всем уездным начальникам поручил принять необходимые меры для поддержания полного порядка среди населения, предупредив, что всякое самочинное действие и проявление хотя бы малейшего признака анархии будет рассматриваться как выступление против азербайджанской советской власти и караться по всей строгости военно-революционных законов.

"Историческая призма": 1920 год. Игры с большевиками вокруг Карабаха стоили дашнакам власти

"Историческая призма": 1920 год. Игры с большевиками вокруг Карабаха стоили дашнакам власти

В телеграмме от 10 мая 1920 г. на имя председателя Совнаркома АССР Х.Султанов информировал новое руководство Азербайджана об усилении военной агрессии Армении и просил принять необходимые меры. Однако, армяне, как дашнаки, так и коммунисты, понимая, какое значение имеет авторитет Х.Султанова для азербайджанского населения Карабаха и пытаясь отстранить его от должности, всячески старались скомпрометировать губернатора в лице нового советского правительства Азербайджана, обвиняя "в службе мусавату, а теперь большевикам".

6-7 мая 1920 г. так называемый комитет обороны крестьян Нагорного Карабаха выпустил обращение к председателю Совнаркома Советской России В.Ленину, где выразил недоверие ревкому Карабаха во главе с Султановым. В телеграмме министра иностранных дел Армении А.Оганджаняна правительству Азербайджана от 12 мая 1920 г отмечалось: "Организатор резни армян Султанов, надев красную ленту, снова находится у власти".

После советизации Северного Азербайджана были ликвидированы все прежние институты власти, в т.ч. должность генерал-губернатора Карабаха. Декретом Азревкома от 18 мая 1920 г. была учреждена должность чрезвычайного комиссара Карабаха, которым был назначен Д.Буният-заде. Решением Азревкома от 22 мая 1920 года Х.Султанов был арестован и передан суду ревтрибунала. 19 января 1921 г. Политбюро и Оргбюро ЦК АКП (б) постановил "в целях умиротворения жителей... освободить Хосров бека Султанова, отправив его в Россию". Но в дальнейшем Султанову удалось избежать тяжелого приговора, покинуть Азербайджан и уехать в Турцию, где он жил до конца своих дней.

Ильгар Нифталиев,

доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института истории им.А.А.Бакиханова НАН Азербайджана