Ереван затеял опасную игру с Москвой

Несколько дней назад посол США в Армении Ричард Миллз соблазнил армянскую общественность инвестициями в 8 млрд. долларов. Выдвинув, однако, для этого ряд условий. В частности, указал, что эти деньги станут реальностью, если Армения будет иметь энергетические коммуникации с Ираном и Грузией.

Вслед за американскими обещаниями, посол Франции в Армении Жан-Франсуа Шарпантье заявил, что французские бизнесмены намерены инвестировать в энергетическую сферу Армении. "Крупные французские компании изучают армянский рынок, особенно, энергетический и транспортный. В ближайшие месяцы проекты в энергетической сфере будут обнародованы", - сказал посол.

После этого армянские СМИ заговорили о якобы превращении Армении в энергоцентр региона. Не обратив внимания на то, что это всего лишь планы, которые, что главное, еще и ограничены определенными условиями.

Многие увидели в предложениях Запада в преддверии подписания Арменией соглашения с ЕС начало наступления Европы на российскую монополию на армянском энергетическом рынке. Как известно, на сегодня единственным и неповторимым хозяином энергохозяйства Республики Армения является "Газпром". Этот факт уже неоднократно мешал Еревану осуществить амбициозные фантазии, но изменить ситуацию нельзя. Продавая в свое время страну за лояльность в карабахском вопросе и "безопасность", армянские власти должны были понимать, что обратной дороги не будет.

Впрочем, и в самой Армении понимают низкую вероятность осуществления столь далекоидущих планов.

По словам директора Центра европейских исследований ЕрГУ Артура Казиняна, такие инвестиции невозможны в условиях монополии на энергетическом рынке Армении. Он считает, что США пытаются разбить монополию "Газпрома" на газовом рынке, пишет Lragir.

О том, что Армения решила пойти на либерализацию электроэнергетического рынка, было заявлено несколько недель назад. Готовится даже соответствующее постановление. Если Армянские электросети лишатся "естественной" монополии, то в Армении могут появиться новые операторы, а значит, будет конкуренция и, возможно, снижение цен. Это вполне вероятно, если учесть, что, например, Воротанским гидрокаскадом владеет американская компания. Она могла бы продавать более дешевую энергию не только близлежащим районам, но и Ирану. Как известно, себестоимость гидроэнергетики составляет примерно 7-8 драмов за Квт, а себестоимость энергии, которая производится на газовых ТЭЦ, более 35 драмов. Тариф определяется по средней стоимости, благодаря чему в Армении, при наличии АЭС, довольно дорогая электроэнергия.

То же самое касается газовой сферы. Если лишить "Газпром" монополии, то вполне вероятно появление новых труб и новых операторов, пишет издание.

Стоит заметить, что все радужные перспективы сопровождаются "если". Если Ереван решится лишить "Газпром" монополии, то... А может ли Ереван лишить "Газпром" монополии? Вот главный вопрос, ответ на который в Армении прекрасно знают. Конечно же нет.

На днях президент Серж Саргсян побывал на форуме дружественной армянству Европейской народной партии. Эти визиты Саргсяна обычно сопровождаются помпезными статьями, стенограммами его выступлений, новостями о проведенных встречах, но на этот раз все было тихо, без помпы, без публикации речи.

На заседании парламента один из депутатов допытывался, почему Карен Карапетян не ездит с визитами в Европу. Сообщение о визите Сержа Саргсяна в Брюссель на сей раз оказалось на редкость скромным - не была опубликована даже речь Саргсяна. В чем дело?

И, кстати, никто не знает, почему премьер Армении за почти что год премьерства ни разу не побывал в Европе?

Зульфугар Ибрагимов