Ученые бьют тревогу: сейсмоситуация на Земле ухудшается

После землетрясения в Японии многие ученые стали активно призывать пересмотреть прогнозы карты сейсморайонирования. Дело в том, что японские толчки были на два балла выше того, что прогнозировалось всегда в этом районе. В Баку такой пересмотр сейсморайонирования был сделан после Спитакского землетрясения.

Об этом "Эхо" рассказал ответственный секретарь Союза архитекторов Азербайджана Эльбай Касумзаде.

"После землетрясения в Спитаке были пересмотрены нормы сейсмоустойчивости в строительстве. В Баку все дома построены с того времени с учетом 9 баллов. А в целом все строения в Баку строились с учетом 7-9 балов".

Что касается Японии, добавил эксперт, то там нет разрушений ни в одной высотке.

"Дело в том, что там все строения создаются с учетом 9-12-балльной системы. У них даже фундамент делается на шарнирах, для того чтобы в случае тряски здание просто "каталось", а не наклонялось от толчков. Все, что было разрушено, это или смыто водой, или строения очень легкой постройки, или невысокие домики. Также пострадали мосты, железнодорожные пути и т.д.", - сказал Касумзаде.

Конечно, есть технологии, которые позволяют повысить устойчивость здания, но они обходятся дороже, нежели снести это здание и построить его снова с более высокой сейсмоустойчивостью, говорит Э.Касумзаде.

"Вообще никто, кроме Бога, не знает, когда, где и с какой силой произойдет землетрясение, и потому все эти разговоры о пересмотре сейсморайонности напоминают рассуждения по вопросу: "Есть ли жизнь на Марсе или нет?", - сказал он.

Отметим, что еще до событий в Японии сотни ученых поставили свои подписи под коммюнике, в котором прогнозируется рост глобальных катастроф: недра Земли пришли в движение и сейчас разряжают накопленную энергию - многочисленные землетрясения, извержения вулканов и цунами ждут человечество в ближайшие несколько лет, пишет "Русский репортер". Человечеству предлагается подготовиться. Инициатором этого воззвания стали российский видный ученый Виктор Хаин, который скончался в 2009 году, и азербайджанский ученый Эльчин Халилов.

Отвечая на вопросы "РР", Эльчин Халилов, руководитель "Глобальной сети по прогнозированию землетрясений", а также глава "Международного комитета по проблемам глобальных изменений геологической среды Geochange" сказал, что Земля сейчас находится в фазе сильной активности.

"Международный комитет Geochange несколько лет проводил исследования еще до того, как был формально организован, - говорит Э.Халилов. - И уже тогда было ясно, что в нормальном ходе геологических событий произошли существенные изменения. Тренд, который господствовал в течение ста лет, резко поменял характер. Нам удалось вычислить, когда это произошло: в конце 1990-х годов. Все параметры - энергия землетрясений, цунами, вулканизм - резко выросли с 1998 года. По нашим прогнозам, в период с 2011 по 2015 год будет максимум землетрясений, извержений вулканов, цунами, возможно, климатических изменений. Пик придется на 2013-2014 годы. То, что мы сейчас видим, - только начало".

В общем, Эльчин Халилов нарисовал следующую картину. Сейчас активизируется так называемое огненное кольцо - места, где выделяется 80% всей сейсмической энергии планеты. Сюда входят Индонезия, Япония, Камчатка, Сахалин, Алеутские острова и все западное побережье обеих Америк. Это самая молодая зона коры.

Следом за ней должна активизироваться более старая, вторая по активности зона - альпийско-гималайская: Италия, Греция, Турция, Кавказ, Средняя Азия, Индия, Пакистан, Китай. Зона эта очень населенная, и здесь землетрясения и вулканизм мало кому покажутся подарком. Пик активности континентальной зоны придется на 2014-2015 годы.

В то же время не все ученые согласны с выводами Э.Халилова. Так же, отвечая на вопросы "РР", другой ученый их опровергает. "Давайте посмотрим графики, - говорит Алексей Завьялов, заведующий лабораторией континентальной сейсмичности и прогноза сейсмической опасности Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН. - Вот смотрите, по сильным землетрясениям я не вижу серьезного роста в последнее десятилетие. Есть рост - видите? - по землетрясениям с магнитудой около 6,5. Строить глобальные прогнозы на этом основании я бы не стал".

В кабинет к Завьялову корреспондент "РР" попал после академического семинара в Институте физики Земли, посвященного работе главного научного сотрудника Алексея Любушина. Любушин, оказывается, сумел дать прогноз случившегося в Японии: еще в 2007 году он показал, что в районе Японских островов готовится землетрясение магнитудой выше 8,5 - то, что научный мир считал почти невозможным, исходя из строения земной коры в том регионе. Для своего прогноза Любушин обработал данные о микроколебаниях земной коры, собранных 77 японскими сейсмическими станциями.

"И когда я увидел, что в феврале график пошел вот так, стал ждать. Я прогнозировал событие несколько раньше, но в любом случае было ясно, что оно вот-вот должно произойти", - говорил он на семинаре, показывая слайды. А потом сказал вещь, после которой вспомнилась инициатива Хаина-Халилова и пресловутое коммюнике: "Меня часто спрашивают, почему я не делаю того же самого для других мест - только для Японии. Ответ: потому что у меня нет данных. Такой доступ и такая уникальная система есть только там. Я бы с радостью анализировал ситуацию в Италии, например, но у меня нет оттуда такой информации".

Отвечая на вопрос о том, что же в идеале нужно для хорошего краткосрочного прогноза землетрясений, Завьялов ответил следующее: "Сеть наблюдательных станций. По всем параметрам. По сейсмическим колебаниям. По уровню воды в скважинах, по анализу химического состава подземных вод, по электропроводности пород. Сейчас такой сети и в помине нет. Нигде, ни в одной стране. А дальше нужно накопить статистику. И тогда уже, привлекая такую математику, как у Любушина, строить модели".

В конце 2009 года коммюнике комитета подписали ученые из 90 стран мира, а материалы отправили 140 главам государств. Из практических вещей предлагается создать международный центр, который будет собирать информацию и оповещать о катаклизмах. Сейчас существуют в лучшем случае региональные центры, как, например, Американский центр по мониторингу цунами. Также есть проект создать комиссию по примеру комиссии по глобальным изменениям климата, потому что это только маленькая доля того, что происходит с Землей. Предлагается ввести международные стандарты действий на случай больших катастроф и так далее. Но первая задача - наладить и стандартизировать сбор сейсмической информации по всему миру. Потому что все на нашей планете взаимосвязано.

В свою очередь корреспондент "Эхо" задал вопросы российскому ученому-сейсмологу Виктору Бокову о том, почему максимальная сила толчков увеличивается? И какой может быть максимальная сила толчков в нашем регионе? Нужно ли приводить здания в соответствие новому расчетному прогнозу? В.Боков ответил, что прогноз может остаться неизменным и после повторного его изучения. "Расчет максимальной силы потенциальных землетрясений - весьма трудоемкое дело, а оценка силы землетрясения имеет вероятностный характер. Пример этого - как раз оценка, которая была рассчитана для Японии. Для сейсмологов, исследующих свой район, сейсмический режим знаком намного лучше, чем ученым из других регионов. Поэтому подобные исследования - задача для местных сейсмологов".

"Но поскольку земная кора еще изучена плохо, то точное определение максимальной силы потенциальных землетрясений не может быть достоверным. Хотя пытаться надо, - говорит В.Боков. - В этом случае надо опираться на палеосейсмические изыскания. Приводить здания в соответствие новым расчетам необходимо будет только после расчетов. Вполне может оказаться, что эта оценка не изменится".