Тимур Вайнштейн: Влюбился с первого взгляда и не задавал вопросов - ИНТЕРВЬЮ Интервью Day.Az c известным теле- и кинопродюсером, генеральным продюсером и учредителем группы компаний "ВайТ Медиа" Тимуром Вайнштейном.

- Тимур, с чем был связан ваш недавний визит в Азербайджан?

- Дело в том, что в этом апреле два светло-грустных события в моей жизни совпали. Это юбилей моего покойного отца - композитора, заслуженного деятеля искусств Азербайджана Леонида Вайнштейна, которому в апреле этого года исполнилось бы 70 лет. Я, пользуясь случаем, выражаю искреннюю благодарность Министерству культуры и туризма Азербайджана, которое в течение нескольких дней в Баку провело ряд мероприятий, посвященных светлой памяти моего отца. В театре Русской драмы был представлен спектакль "Хочу купить мужа" на его музыку, на сцене Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета была показана детская опера под названием "Золушка", где отец является и композитором, и автором либретто по мотивам сказки Шарля Перро.

Эта опера, как и "Кот в сапогах", была поставлена на сцене в 80-х годах, и мне очень приятно, что они идут там без перерыва и по сей день, то есть уже 30 лет! Помимо этого, в "Кирхе" состоялся камерный концерт, где прозвучали симфонические произведения Леонида Вайнштейна. В их числе и два произведения, посвященные Азербайджану - органный мемориал памяти жертв Ходжалинской трагедии и песня "Азербайджан, твоя весна придет!", которую исполнили оркестр и хор при Детской филармонии. Полный зал по окончании концерта аплодировал стоя и звучали крики "Браво!" Очень приятно, что на всех этих мероприятиях был аншлаг, такое счастье видеть много зрителей, особенно юных! Ведь отца нет с нами уже более двадцати лет, а его музыка живет и продолжает звучать!

- А второе событие?

- В эти же дни состоялся вечер памяти, посвященный моему близкому другу, капитану команды КВН "Парни из Баку" Анару Мамедханову, так скоропостижно ушедшему от нас четыре года назад в апреле. На мероприятии были презентованы три его книги. В книги вошли его интервью, эссе, многие из которых в свое время выходили на Day.Az. В этот вечер было сказано немало речей, где часто упоминался и ваш новостной портал, потому что имя Анара Мамедханова неразрывно связано с Day.Az.

Мероприятие прошло просто потрясающе. Формат, в стиле Давосского форума, когда люди сидят и беседуют, на слух может показаться кому-то скучным, однако, он превзошел все ожидания. Это был очень умный, глубокий разговор на темы, которые беспокоили Анара. Ведь Анар был не просто веселым и находчивым, он был очень глубоким и мудрым человеком, если хотите философом. И состав собравшихся в этот вечер собеседников, и дискуссии вокруг его книг, были очень качественными. При этом вечер, прошедший в Международном центре мугама, не потерял своей теплоты и был еще и наполнен добрыми воспоминаниями.

В связи с этими двумя событиями я и прилетел в Баку, потому что не мог их пропустить. Однако, подольше пробыть здесь не удалось.



 

- В чем причина? Работа не ждет?

- Точно. У нас съемка финальных программ "Один в один" этого сезона, который в нынешнем году с очень большим успехом идет на телеканале "Россия".

- Тимур, немного окунемся в прошлое. Вы из семьи музыкантов: ваш дедушка и отец были композиторами, а мама - преподаватель музыки. Почему вы не стали музыкантом и не пошли по стопам своих родителей?

- Все очень просто - у меня не оказалось музыкального слуха. Ритм есть, а слуха нет. Угадывать ноты, стоя спиной к фортепиано, у меня не получалось (смеется). Чтобы найти ответ на вопрос - как это произошло, я серьезно увлёкся генетикой, когда учился в медицинском институте. Одно время я даже хотел стать генетиком, так мне было это интересно. Однако, ответ на свой вопрос, как получилось, что находясь в музыкальной среде, я не получил музыкальную одаренность, для меня остался загадкой. Но творческие гены всё равно проявили себя в будущем, и я занялся тем, чем занимаюсь сегодня.

- По профессии вы врач-психиатр. Скажите, помогает ли вам в жизни знание человеческой психики?

- Да, конечно. Когда я работал в психиатрической больнице, я общался не только с потрясающими специалистами, но и, не побоюсь этого слова, с потрясающими пациентами, которые проходили там лечение. Это тоже своеобразный опыт. Благодаря своей первой профессии, я понял, что все люди разные, и к каждому человеку нужен свой, индивидуальный подход. Нельзя всех равнять под общие правила жизни, быть категоричным, требовать от людей, чтобы они были именно такими, как хочется тебе. Каждый по-своему воспринимает этот мир в целом и тебя в частности, у каждого свое мировоззрение. Поэтому, полученный опыт очень мне помогает по жизни, особенно при общении с творческими людьми, которые все категорически разные и, что уж скрывать, не всегда нормальные...

- А при выборе шуток это знание может быть полезным?

- Юмор очень помогает! Я всегда стараюсь шутить, если мозг не вырабатывает шуточную оболочку происходящего вокруг, то можно просто сойти с ума от стрессов и переживаний (улыбается). При этом я, как несостоявшийся генетик, считаю, что чувство юмора - оно врожденное, генетически заложенное в человеке, - либо оно есть, либо его нет.

- Ваша вторая специальность - это телевизионный режиссёр. Это была мечта детства или вам захотелось себя попробовать на телевидении?

- Нет, это не было моей детской мечтой. В детстве я, как нормальный мальчик, мечтал стать футболистом. А вот в начале 90-х годов прошлого столетия, когда зарождалось новое телевидение, и нужно было создавать что-то свое, мы много работали с ребятами из телеканала АNS, придумывали разные программы. Для нас работа на телевидении была чем-то новым, неожиданным, нам хотелось узнать, как оно работает. Поэтому мы занимались этим с огромным удовольствием.

- Тогда вас можно назвать одним из пионеров этой сферы в стране?

- В каком-то смысле да (смеется). Мы во многом были пионерами - и первые дискотеки, кавеэновские концерты, издание газет, то есть, наша деятельность отличалась достаточной продуктивностью. Было весело!

- Однако, вскоре вы оказались в Москве ...

- Да, я целенаправленно поехал в Москву с четким понимаем того, что я хочу работать на телевидении и поступил в Институт телевидения и радиовещания, где начал учиться с большим интересом. Нам преподавали настоящие профессионалы. Это был 1996 год, когда новое российское телевидение только создавалось, находилось в процессе становления и формирования. Мне очень помог Юлий Гусман, который взял меня на работу в телекомпанию ВИД. Для меня это была невероятная школа. Я попал в компанию суперпрофессионалов, что стало бесценным опытом.

- Тимур, легендарная команда КВН "Парни из Баку" под вашим художественным руководством стала победителем "Турнира лучших команд КВН ХХ века". В чем заключались именно ваши обязанности?

- Наверное, правильнее сказать, что мы вместе с Анаром Мамедхановым принимали стратегические решения с точки зрения творчества. Многие истории мы придумывали вместе. Надо отметить, что мы с ним никогда особо не спорили. У нас был единый вкус. Конечно, были какие-то небольшие разногласия, но без них просто никак, ведь это творческий процесс, при этом баланс мы всегда находили. В любом случае, мы с Анаром вместе принимали решения - так или иначе. Плюс, я еще занимался постановкой наших выступлений. При этом, тот факт, что роль Анара первостепенна - ведь он создал команду и всегда брал на себя всю ответственность, - неоспорим. Он всегда держал удар. Ребята знали, что Анар найдет выход из любой ситуации. Мы с ним были и остаемся очень близкими друзьями, несмотря на то, что его, к большому сожалению, уже нет с нами.

- Сейчас часто можно услышать, что КВН уже не тот, времена изменились, и публика сейчас другая. Вы тоже придерживаетесь этой точки зрения?

- В нашей жизни все течет и меняется, КВН в том числе. Сейчас телевидение уже не то, что было 20 лет назад. Раньше телевидение носило больше информационный и дискуссионный характер, а сейчас люди все чаще хотят получить удовольствие и развлечься. Аудитория меняется, сегодняшняя молодежь, которая пропадает в Интернете, не смотрит сюжеты, которые длятся больше пары минут. Поэтому в последнее время и в КВН само выступление делится на небольшие сценки. Мы в свое время старались показать цельный сюжет, а сейчас в кавеэновской моде небольшие скетчи, анекдоты и т.д. И это надо воспринимать нормально, это естественный процесс движения за своей аудиторией. Современный КВН - это другой мир, где также появляются потрясающие команды, выступление которых хочется смотреть и смотреть. Обидно только, что из Баку давно уже нет команды высокого уровня, которая бы представляла страну так, как это делали в свое время мы.

- Вы являетесь продюсером более 100 телевизионных проектов, большая часть которых шла в прайм-тайм крупнейших российских телеканалов. Вам бы не хотелось сделать проект для азербайджанского канала?

- Почему не хотелось бы? Очень даже хотелось бы, просто я не люблю тратить свое время и энергию впустую. Я готов рассмотреть эту идею при наличии серьезного предложения. Я даже не имею в виду финансовую часть, ни в коем случае. Понимаете, по моему мнению, азербайджанское телевидение не отвечает никаким стандартам. 

Я намеренно и умышленно говорю жестко, потому что я сильно удивлен. Каждый раз, приезжая в Баку, я получаю колоссальное удовольствие. Город живет и процветает. Я еду в разные регионы Азербайджана и наслаждаюсь увиденным там. Везде чувствуется невероятное развитие, причем стремительное. В Азербайджан влюбляются туристы, инфраструктура идет вперед огромными шагами, в стране проходят международные фестивали, крупнейшие спортивные турниры, конференции, деловые встречи, а совсем скоро начнутся первые в истории Евроигры.

Это просто не может не радовать, и я горжусь, что Азербайджан процветает! Но для меня остается совершеннейшей загадкой, почему этот прогресс вообще никак не задевает отечественное телевидение. Нет ни телевидения, ни телеиндустрии! Даже не хочется про это говорить... Давайте лучше возьмем ситуацию с азербайджанским кино...

- Хотелось бы послушать ваше мнение...

- Можно критиковать новые азербайджанские фильмы, которые сегодня начали снимать. Хорошо или плохо - это другой вопрос. Однако, зритель пошел. А почему пошел? Потому что любой зритель хочет свое, родное. Конечно, на мировые премьеры азербайджанский зритель обязательно пойдет, но наряду с этим ему хочется посмотреть что-то национальное. Это нормальное явление. Да, сразу невозможно снять шедевр. Чтобы подняться на вершину Oлимпа, нужно преодолеть много ступенек, а на это нужно время. При этом, поверьте, если зритель несколько раз пойдет на некачественно снятые, хоть и родные, фильмы, то впоследствии он на них ходить не будет. Тогда местный производитель поймет, чтобы не потерять аудиторию, приносящие приносящую ему прибыль, нужно делать более качественную продукцию, которая будет интересна. Необходимо идти по проторенной дороге развития индустрии, по которой проходят абсолютно все, и не нужно открывать Америку ни в кино, ни в телевидении!

- Вы продюсер многих известных проектов, которые по сей день занимают самые высокие рейтинги, например, чего только стоит набирающий все большую популярность проект "Один в один" или нашумевший сериал "Пепел" с целым созвездием выдающихся актеров. Расскажите, в чем состоит секрет создания популярного проекта?

- Существуют два пути: есть форматные передачи, например, как проект "Один в один" компании "Endemol", который выходит во многих странах мира и очень популярен. Твоя задача - найти этот формат и грамотно адаптировать - сделать не то же самое, а нечто свое, на базе имеющейся идеи. Главное - это положить проект на национальную почву, чтобы зритель не чувствовал искусственности и инородности, чтобы он смотрел проект как новую отечественную программу.

В этом и кроется умение продюсера. Такая практика работает по всему миру, ведь если это стало популярным в десятках стран, то велики шансы, что при удачной адаптации станет хитом и у нас в стране. Вот более свежий пример - сейчас на СТС с успехом вышло наше новое шоу "Взвешенные люди". Это популярный во всем мире формат "The Biggest Loser" компании Shine, про людей, которые усиленно сбрасывают вес.

Второй вариант - это оригинальный проект. Возьмем тот же "Пепел". Здесь тебе приходится все придумывать самому, начиная с самой идеи. В обоих случаях нужно понимать, что нужно каналу, и идти к нему с проектом, именно отвечающим его формату. В этом и есть мастерство продюсера.

- Имеете в виду, что у каждого канала свой формат и свои предпочтения?

- Именно. Не только свой формат, но и своя аудитория, причем это важно очень жестко контролировать. Поверьте, это целая наука! Например, один канал выпускает продукт строго для людей от 18 до 30 лет, и если предлагаемый вами проект не подходит для данной аудитории, то он никогда там не выйдет. Другой канал выпускает продукцию для женской аудитории 10-45 лет, следующий только для мужчин 25-49-ти, и все они готовят определенные передачи и фильмы, адресованные только этим зрителям. То есть гендерные и возрастные требования играют первоочередную роль. Придумывая или адаптируя проекты, ты всегда должен знать, для кого ты создаешь тот или иной продукт. У меня для каждого телеканала собраны отдельные пакеты проектов, которые я им предлагаю. Я не хожу по разным каналам с одним "товаром". Все рассчитано на заказчика и потребителя.

- Вы работаете не с одним каналом, а сразу с несколькими, и беретесь за самые разные проекты. Это для вас принципиально?

- Очень хороший вопрос. А то в Азербайджане привыкли, что человек должен обязательно работать на каком-то одном канале. Объяснить, что я всю жизнь работаю на себя со своей компанией и сотрудничаю со всеми каналами, довольно сложно. Как выходит проект на каком-нибудь российском канале, все сразу считают, что я там работаю (смеется). Каналы - это мои заказчики, с которыми я сотрудничаю. В моей практике вообще был уникальный случай для российского телерынка. Одновременно на пяти каналах в прайм-тайм в восемь часов вечера шли проекты, продюсировала которые моя компания.

С одной стороны, это очень достойно, и никто больше не достигал такой высокой планки, а с другой - было очень странно, ведь проекты соревновались друг с другом за получение наивысшего рейтинга. Мне приходилось конкурировать с самим собой, но, тем не менее, это было уникальное достижение. Я люблю снимать самые разные продукты в самых разных жанрах и форматах. Для меня это очень важно, так как я не люблю замыкаться на чем-то одном. Вот в последнее время активно занялся художественным кино для широкого проката. Сейчас мы делаем несколько фильмов в сопродюсерстве с Федором Бондарчуком и Дмитрием Рудовским, которые скоро выйдут в кинотеатрах.

- Отсюда следующий вопрос: что предпочитает смотреть сегодняшний зритель? Отличаются ли вкусы азербайджанской и российской аудитории?

- Скажу так. Во всем мире все женщины, например, от 25 до 45 лет, любят смотреть одно и то же. В целом вкусы людей общие, могут быть какие-то отличия в зависимости от менталитета, религиозных убеждений и национальных особенностей того или иного народа. Поэтому, если удается подобрать удачный формат, он получает успех в самых разных странах мира. Формат или жанр тот же самый, просто его нужно немного подправить под свою аудиторию, соблюсти необходимые грани и все! При этом стоит отметить, что по мере взросления, вкусы человека (зрителя) меняются, но вкусы людей одного пола и одной возрастной категории все равно в своем большинстве во всем мире принципиально не отличаются.

- Теперь немного о личном. Ваша супруга - многократная чемпионка мира и Европы по художественной гимнастике, популярная российская телеведущая Яна Батыршина. Когда вы поняли, что это именно та женщина, которая станет вам надежной спутницей жизни?

- Я думаю, что сразу, потому что влюбился с первого взгляда и не задавал себе таких вопросов (смеется). Все произошло само собой.

- У вас две замечательные дочки - Мариам и Айла. Вы уже определились с их будущим - спорт или телевидение?

- Я совершенно об этом не думаю. Я сторонник того, чтобы у детей было беззаботное детство. Их не надо перегружать. Старшая дочь в какой-то момент пошла по стопам мамы, занималась гимнастикой и блистательно выступала. Но мы приняли решение и забрали ее из большого спорта. Дочка получала удовольствие от выступления, но при этом не горела особым желанием тренироваться. Яна сама прошла этот путь, и знает, насколько он тяжел. Дело в том, что ребенка надо заставить, потому что полюбить 9-часовые ежедневные изнурительные тренировки и постоянные диеты невозможно. Заставить могут только родители, но мы не стали этого делать. Честно сказать, я боюсь выбирать за своего ребенка. Пусть лучше они сами сделают свой выбор, и будут заниматься тем, что им нравится.

- Как вам удается всегда поддерживать высокую планку?

- Телевидение - непредсказуемая индустрия. Мы все крутимся, как белки в колесе. Сегодня ты успешен, завтра можешь проиграть. Однако, у меня получается как минимум раз в год создавать что-то высокорейтинговое и шумное, что неизбежно вызывает резонанс. Это, конечно, требует огромного труда и постоянной работы, но только так можно держать уровень на протяжении многих лет.

- Какой проект вам бы хотелось реализовать?

- У меня имеются два сценария, которые я хочу снять самостоятельно, как режиссер. Сегодня многие продюсеры считают себя одновременно и режиссерами, но я придерживаюсь другой точки зрения. Несмотря на то, что по профессии я режиссер, я понимаю, что если стану заниматься режиссерской деятельностью, то должен погрузиться в нее с головой и оставить все свои остальные проекты. Режиссерская профессия не позволяет балансировать и заниматься другими делами помимо нее. Кстати, один из моих сценариев, который мне в будущем хочется снять, напрямую связан с Азербайджаном.

Ну и конечно же мне хочется сделать что-то масштабное для международного рынка. Сейчас я занимаюсь одним проектом, плотно сотрудничаю с зарубежными коллегами, так как мне хочется попробовать и этот путь, а почему бы нет? Нет таких дверей, которые мы не сможем открыть! Если думать иначе, то не надо было все это и начинать!