МИД Ирана: "Мы рассмотрим новые предложения по ядерной программе"

Исламская революция создала условия для процветания Ирана.

Об этом сказал в интервью Trend в связи с 34-летней годовщиной исламской революции заместитель министра иностранных дел Ирана по странам Азии и Тихого океана Аббас Аракчи.

"Благодаря освобождению от диктаторства шахского режима и западных стран, в особенности от влияния США, иранский народ, поверив в свои силы, сделал многое для развития страны", - сказал Аракчи.

По его словам, в течение прошедших 34 лет США всеми силами старались предотвратить развитие иранского народа.

Примером этих попыток можно назвать ирано-иракскую войну, применение санкций, давление и антипропаганду, сказал замминистра.

"Несмотря на все это, иранский народ, благодаря вере в свои способности и потенциал, сумел добиться многого", - сказал Аракчи.

В сфере научных достижений Иран, по словам замглавы МИД, достиг уровня, несравнимого с достижениями 34-летней давности.

Сейчас Иран в сфере научного развития находится на первом месте в регионе и 17 - в мире, сказал он.

"С точки зрения экономики, мы так же достигли значительного развития в различных сферах. Мы способны обеспечить себя во многих отраслях, и производим внутри Ирана большинство продуктов, нужных стране", - сказал Аракчи.

С точки зрения политики, по его словам, в Иране установилась демократия, основанная на исламских ценностях.

"Иранский народ активно участвует в определении своей судьбы, свидетелями чего мы становимся на каждых выборах", - сказал замминистра.

В военной сфере у Ирана так же много достижений, сказал Аракчи.

"Мы самостоятельно производим военную технику и оружие", - сказал он.

По словам Аракчи, Иран превратился в страну, которая способна влиять на процессы, происходящие в регионе и мире. Иран является одним из основных игроков в решении проблем в Ираке, Афганистане, Палестине и Сирии, сказал дипломат.

"Иран играет ведущую роль в обеспечении безопасности в регионе и мире. И все признают, что без Ирана решение этих проблем было бы невозможно. Если сейчас мы являемся свидетелями установления демократического режима в Ираке, Афганистане и других странах, то это произошло в результате положительной роли Ирана", - сказал Аракчи.

Массовые выступления против шахского режима начались в январе 1978 года. 11 февраля 1979 года в Иране победила исламская революция. Последний шах Персидской империи Мохаммад Реза Пехлеви был свергнут.

Страны Центральной Азии и Кавказа

Страны Центральной Азии и Кавказа занимают очень важное место во внешней политике Ирана, сказал Аракчи.

"Нас с этими странами связывают географическая близость, историческая, религиозная и культурная общность", - сказал Аракчи.

По его словам, у Ирана хорошие связи со всеми странами Центральной Азии и Кавказа, в особенности с Азербайджаном.

"Мы не делаем различий между иранским народом и другими народами региона. В связи с этим мы заинтересованы в развитии политических и экономических отношений с этими странами. Если есть какие-то препятствия в развитии отношений, мы стараемся их устранить", - сказал Аракчи.

По словам замминистра, временами имеет место недопонимание, но Иран всегда старается устранять подобные моменты.

"Для нас мир и стабильность в регионе, в том числе развитие и счастье народов региона, равнозначны спокойствию и миру в Иране", - сказал он.

По словам Аракчи, экономические, в том числе торговые отношения Ирана со странами Центральной Азии и Кавказа, постоянно развиваются.

"И в этом году мы постараемся развить их еще больше", - сказал Аракчи.

Экспорт туркменского газа в Иран

Экспорт туркменского газа в Иран осуществляется с целью увеличения сотрудничества между двумя странами, Аракчи.

"Иран сам экспортирует газ в различные страны. Иран - вторая страна с самыми большими запасами газа в мире", - сказал Аракчи.

По его словам, импорт туркменского газа в Иран производится не для обеспечения потребностей страны.

Иран экспортирует получаемый из Туркменистана газ и осуществляет его транзит, сказал Аракчи. На самом деле, по словам замминистра, Иран импортирует газ с целью расширения экономических отношений с Туркменистаном.

"В этом вопросе временами возникали проблемы, иногда на количество импортируемого газа влияла холодная или жаркая погода. Из-за санкций, которые применили в отношении Ирана западные страны, временами возникали проблемы в переводе денег. Однако эти проблемы были временными и всегда находили свое решение", - сказал Аракчи.

По словам замминистра, долги за газ полностью оплачены и сейчас оплачиваются, и в этой сфере нет никаких серьезных проблем.

"Между нашими странами продолжается прозрачное и конструктивное сотрудничество в этой сфере", - сказал он.

Переговоры по ядерной программе

По словам замминистра, 26 февраля в Казахстане начнется новый раунд переговоров между Ираном и шестеркой стран-посредников по ядерной программе страны. Иран представил свои предложения странам "5+1, сказал он.

"Мы все еще ждем, чтобы они высказали свои предложения по этому поводу и дали нам ответ", - сказал Аракчи.

По его словам, страны "5+1" представят на встрече в Казахстане новые предложения.

"Мы надеемся, что на этот раз предложения будут сбалансированными и логичными и иранский народ сможет их принять. Мы рассмотрим новые предложения", - сказал Аракчи.

В ядерном вопросе цели и политика Ирана полностью открыты, сказал Аракчи.

По словам замминистра, Иран, пользуясь в рамках международных законов своими правами, хочет использовать ядерную энергетику в мирных целях.

"Мы никогда не отступимся от этого права. Мы не хотим выходить за рамки наших прав, и не хотим использовать ядерную энергию в других целях", - сказал он.

По словам Аракчи, это желание Ирана открывает путь к проведению сбалансированных и справедливых переговоров для поиска путей создания взаимного доверия, как у Ирана, так и у других стран.

"Если страны "5+1" окажутся благожелательны, то мы к этому готовы и верим, что выход найдется", - сказал он.

По словам замминистра, Иран сейчас ведет обсуждения касательно ядерной программы со странами "5+1", в числе которых и США.

"Мы не думаем, что проведение двусторонних обсуждений с этими странами, в особенности с США, в сегодняшних условиях будет полезным. Обсуждения со всеми шестью странами мы проводим вместе. Мы считаем, что в нынешних условиях пользы от двусторонних переговоров не будет", - сказал Аракчи.

По словам дипломата, до сегодняшнего дня Иран не видел проявлений доброжелательности со стороны США.

США, по его словам, должны доказать свою доброжелательность на деле.

"Не надо ожидать начала переговоров, вводя санкции и оказывая давление. Иранский народ никогда не примет переговоры, проводимые под давлением", - сказал Аракчи.

Переговоры Ирана с "шестеркой" по национальной ядерной программе Тегерана пройдут 26 февраля в Алматы.

В 2012 году представители "шестерки" и Ирана провели три раунда переговоров - в Стамбуле (14 апреля), Багдаде (23-24 мая) и Москве (18-19 июня). Все эти встречи завершились без кпринятия каких-либо прорывных решений.

До этого переговоры "шестерки" и Ирана не проводились более года.

США, ряд других стран Запада и Израиль подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран заявляет, что его атомная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.

Сотрудничество в рамках ОИС

Исламские страны всегда стремились и стремятся к единству, сказал Аракчи.

"Если исламские страны и мусульманские народы объединятся против врагов и грязных планов иностранных сил, то смогут достичь много", - сказал Аракчи.

По его мнению, этого всегда желали все мусульманские страны.

В качестве примера замминистра привел создание Организации исламского сотрудничества (ОИС).

"На заседаниях ОИС идея единства и укрепления сотрудничества всегда находилась в центре внимания. Помимо создания ОИС, были и другие идеи для укрепления единства", - сказал Аракчи.

К примеру, с целью укрепления единства в сфере экономического сотрудничества между исламскими странами была выдвинута идея создания совместного исламского рынка, сказал Аракчи.

По словам замминистра, также была выдвинута идея создания международной судебной системы исламских стран.

"В каждой сфере выдвинут ряд предложений, чтобы исламские страны двигались в одном направлении и укрепляли сотрудничество. Идея создания единого военного альянса была выдвинута для того, чтобы исламские страны могли пользоваться взаимным опытом", - сказал он.

Ирано-египетские отношения

Иран и Египет являются одними из крупных стран в регионе и исламском мире и в свете происходящих в регионе событий сотрудничество между двумя странами необходимо, сказал дипломат.

"В это верят обе страны. Как мы видим на примере проблем в Сирии, без совместного сотрудничества Ирана и Египта, а также Турции, решение вопроса оказывается проблематичным", - сказал Аракчи.

Иран заинтересован в расширении сотрудничества с Египтом во всех сферах, в том числе политической, экономической и культурной, сказал дипломат.

По его мнению, режим бывшего президента Египта Хосни Мубарака был диктаторским и он правил под диктовку США.

"По этой причине в прошлом между нашими странами существовали проблемы. Мы надеемся, что постепенно эти вопросы найдут свое решение и наши отношения будут развиваться", - сказал Аракчи.

Целью визита президента Ирана в Египет было участие в заседании ОИС в Каире, сказал дипломат.

"Мы воспользовались случаем и обсудили развитие двусторонних отношений. Результаты мы увидим в будущем", - сказал он.

Встреча глав государств и правительств Организации исламского сотрудничества (ОИС) открылась 6 февраля в столице Египта - Каире. В 12 саммите организации принимали участие 56 стран, 26 из них были представлены лидерами государств.

Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, принимавший участие в саммите, стал первым главой Ирана, посетившим Египет после разрыва дипломатических отношений между странами более 30 лет назад.

Потепление отношений между Каиром и Тегераном стало возможным лишь после революции в Египте, свергнувшей режим Хосни Мубарака. В августе минувшего года в ходе визита в иранскую столицу египетского президента Мухаммеда Мурси было принято решение о возобновлении работы дипломатических представительств.