Эксперт: "В Кесабе армяне хотели сыграть как в начале ХХ века" - ИНТЕРВЬЮ
Интервью Day.Az с политологом Расимом Агаевым.

- По словам президента Сирии Башара Асада, в трехлетнем конфликте наступил "поворотный момент". Стоит ли серьезно относиться к этим словам?

- Я думаю, что это больше победная риторика. Хотя правительственные войска действительно оттеснили наемников. Эта военная оппозиция сейчас отступила, но говорить о том, что война движется к концу, еще рановато, потому что боевые действия еще явно будут иметь продолжение. Как мне кажется, наемники в последнее время просто перестали получать подпитку, и все эти разговоры об активизации различных кавказских групп в боевых действиях в Сирии подтверждают как раз, что военная оппозиция этой страны испытывает сегодня трудности в военной силе. В то же время, правительственные силы консолидировались и стали получать значительную помощь извне.

Но суть военной проблемы Сирии связана не с окончательной победой - ее не может быть, потому что за обеими сторонами стоят очень серьезные внешние силы, и они будут продолжать оказывать им поддержку. Эта война стала войной на истощение, вот в чем дело. И фактически речь идет о том, что любой победитель проиграл страну. Страна разгромлена, и ее будет очень трудно восстановить. Сирия потеряла свое былое политическое значение. И полную победу Асад одержать уже не в состоянии. Она не вернет ему доверия большинства граждан.

Это же относится и к оппозиции. Там так и не определились с лидером. И даже если они добьются военного превосходства, политической победы все равно не одержат. То есть, обе стороны повинны в том, что происходит в Сирии. У Башара Асада своя доля вины, у наемников - своя. Поэтому речь идет о способности вообще сирийцев найти то решение, которое удовлетворило бы всю страну. А оно, как мне видится, заключается в том, что должна появиться новая фигура, новые силы, которые положили бы конец происходящему, и завоевали бы доверие народа.

- В настоящее время Сирия готовится к проведению президентских выборов, назначенных на июль 2014 года. Башар Асад намерен участвовать в выборах, и, по мнению его союзников, скорее всего одержит уверенную победу. Как, по-вашему, не вызовет ли это нового ожесточения и противостояния?

- Я думаю, что последние успехи войск правительства как раз напрямую связаны с предстоящими выборами. Асад хочет прийти еще раз в качестве силы, которая контролирует страну. Но если он даже победит на этих выборах, это будет пиррова победа. Ни Асад, ни те, кто его поддерживают, никогда не смогут понять, что нет победы, за которую стоило заплатить столькими жизнями и страной в целом. Ну, станет он президентом - он и без того уже так же избирался - и что это прибавит ему? Что это изменит во внутриполитическом раскладе в Сирии?

- Британский публицист Патрик Кокберн в статье, опубликованной в газете The Independent, пишет, что нападение на сирийский город Кесаб возглавляли чеченские и американские экстремисты. А помнится, совсем недавно армянские СМИ кричали о том, что это был "второй геноцид", учиненный якобы турецкими военными. Как это можно расценить?

- Я сейчас как раз вплотную занимаюсь событиями в Кесабе. Перелопатил огромное количество материала, и могу сказать, что, во-первых, мэр Кесаба уже оповестил мир о том, что никакой резни и геноцида в этом городе не было. И там не было вообще такого количества армян, как это подавали армянские и российские СМИ. Там всего-то проживает около 1500 армян, порядка 700 семей, и все они заблаговременно, до нападения на Кесаб, были перевезены в Латакию.

Что касается того, кто это сделал, ясно, что это одна из групп антиправительственных сил, которая перешла в атаку, захватила город, ограбила пустующие дома. Все это, скорее всего, имело место, но никакой трагедии с человеческими жертвами там не было. Я не совсем согласен с тем, что это могло быть американской провокацией - убедительных свидетельств этого нет.

Но зато все видели, что первыми ложную информацию о человеческих жертвах в Кесабе подхватили российские СМИ. Именно РФ обратилась в Совбез ООН с предложением обсудить ситуацию в Кесабе. Такого рода события не обходятся без участия внешних сил. Однозначно, эту историю пытались раздуть, и это указывает на серьезную вовлеченность в этот процесс определенных армянских сил, которые сыграли точно так же, как в начале ХХ века, когда произошли известные события в Османской империи. Тогда во Франции одним из главных аргументов "геноцида" армяне представили иллюстрацию картины Верещагина "Апофеоз войны", на которой изображена пирамида из человеческих черепов. Армянские националисты распространили тогда эту иллюстрацию на Западе как свидетельство массовой резни. И все это было проглочено. Та же самая попытка была предпринята сейчас относительно событий в Кесабе. Представьте, 700 тамошних армянских семей сидят себе спокойно в Латакии и вообще не понимают, о чем идет речь, а тут за них кричат на всех углах о массовой резне.

- На днях вновь прошла информация об использовании химоружия в Сирии, и как обычно, последовали взаимные обвинения воюющих сторон. Кому, по-вашему, на руку применение таких средств сейчас?

- Напомню, первый случай применения химоружия был отмечен в Латакии летом прошлого года. С большой степенью достоверности уже установлено - это было дело рук наемников. Это были самодельные устройства. И сегодня вина оппозиции в этом практически никем не оспаривается. Потому что все, что было в арсеналах правительства, это все-таки профессионально изготовленные химические средства. И они почти уже все вывезены из страны под международным контролем.

Я думаю, нынешнее применение химоружия направлено на окончательную дискредитацию Башара Асада.

- Сроки третьего раунда Женевских переговоров по сирийскому кризису никак не определятся. Хотя правительство Сирии заявило о своей готовности к ним. С чем это может быть связано?

- А оппозиция-то сирийская готова к возобновлению этих переговоров? Весь вопрос в том, что среди оппозиции единства нет. Сам Башар Асад, конечно, не подарок, но и наемники вот эти - нечто. Это же примерно такие же группировки, которые действовали в Ливии, и которые в присутствии телекамер буквально растерзали Каддафи. Что бы ни говорили про Асада, весь вопрос заключается в том, что поддержка подобных сил в борьбе против авторитарного правления, тоже не делает чести ни Америке, ни другим силам. Это, в общем-то, банды, и их деятельность ни к чему хорошему не приведет. Благодаря им, Сирия растерзана, переживает гуманитарную катастрофу, и восстановить ее будет очень трудно. Происходящее там сейчас связано далеко не только с проблемой кланового режима, тут причина и в больших геополитических проблемах, в которые вовлечен и Иран.

- Кстати, Иран в ближайшем будущем спустит на воду в Каспийском море свой первый эсминец собственного производства. Какие цели тут может преследовать Тегеран?

- На здоровье, пусть спускают крупный эсминец. Тут дело в том, что на Каспии в качестве доминантной державы давно укрепилась Россия. Когда распался СССР, многие суда из Черного моря были перебазированы ею на Каспий.

С точки зрения соотношения сил, военно-морское присутствие Ирана, конечно, имеет значение, но это не очень серьезный противовес России. И у Туркменистана есть какие-то катера, и Казахстан что-то закупал, и у Азербайджана кое-что осталось, но мы же понимаем, что российская Каспийская флотилия по качеству и количеству превосходит все это вместе взятое.

Какую цель преследует Иран? Он тоже хочет иметь право голоса при разговорах на темы Каспия, хочет подтвердить свой статус региональной державы. Это естественные амбиции для ИРИ, которая при благоприятных для нее обстоятельствах может действительно воспрять, но, конечно, не как сила, способная составить конкуренцию РФ.