Так на самом деле жили армяне при Османах

На протяжении десятилетий армянская пропаганда, подпитываемая армянской диаспорой, пытается внедрить в сознание мировой общественности миф о кровожадной Османской империи, в которой армяне постоянно притеснялись, подвергались гонениям и физически уничтожались. Если верить армянской стороне, то апофеозом данных гонений стали события 1915 года в Османской империи, которые армянские и ряд зарубежных историков и политиков называют "геноцидом армян".

В моей книге "1915 Османское Досье" я уже затрагивал тему положения османских армян в государстве Османов, привел ряд примеров и источников. В этой же статье хотелось бы подробнее остановиться на казначеях-армянах султана Абдулхамида II, которого в некоторых источниках, с подачи армян или же ангажированных авторов, именуют "кровавым".

Султан Абдулхамид II

Султан Абдулхамид, мастер политических интриг и политического торга, правил 33 года. Некоторые историки полагают, что если бы ни его правление, империя не дожила бы до ХХ века.

Армянские историки заявляют, что во времена правления Абдулхамида проживавшие в империи их соплеменники тотально подвергались жестоким гонениям. Если так, то возникает вопрос: а каким образом армяне, якобы подвергавшиеся гонениям, могли занимать высшие государственные посты, находиться на ведущих позициях в торговле и финансах? Можно ли такое себе представить, например, в отношении евреев в гитлеровской Германии?

В османской империи существовало весьма специфическое учреждение "Хазине-и Хасса" (Osmanlı Hazine-i Hassa Nazırlığı). Данное ведомство было подконтрольно султану и занималось финансами монарха и правящей династии.

Султанская казна

Главами данного ведомства всегда были люди, особо приближенные к султану, пользующиеся его доверием. И вот, во время долгого правления султана Абдулхамида сразу три армянина в разное время были личными казначеями султана, то есть руководителями "Хазине-и Хасса". Это были Акоп Оганес Казазян (в некоторых источниках Казасян) паша (январь 1880 - октябрь 1891), армянин-католик Михаил Портакальян (октябрь 1891 - ноябрь 1897), Оганес Сакыз паша (ноябрь 1897 - октябрь 1908). Первый некоторое время параллельно руководил и министерством финансов.

Положение и доверие, которым пользовались эти люди, еще раз доказывает, что армяне никак не были для османских султанов людьми второго сорта. Абдулхамид всячески поддерживал и продвигал Акопа Оганнеса Казаняна, поручив ему сразу две в высшей степени важных должности в империи, одаривал его орденами, титулами и подарками. Стоит отметить, что и тот ответил честной работой - в краткое время он смог привести султанские финансы в порядок, чем еще больше заслужил благосклонность султана.

Давайте посмотрим, что собой представляла "Хазине-и Хасса".

В современном понятии это что-то среднее между Инвестиционным Хэдж Фондом и частным семейном банком. Здесь были сосредоточены доходы от движимого и недвижимого имущества султана, от предприятий и шахт, в которых были вложены средства "Хазине-и Хасса", также учреждение было ответственно за сохранность султанской сокровищницы. Акоп паша стал руководителем "Хазине-и Хасса" в критическое для османских финансов время, в том числе и для финансов династии.

Акоп Оганес Казазян

Стоит отметить, что средства "Хазине-и Хасса" использовались не только для удовлетворения финансовых нужд султана и дома Османов. Деньги также направлялись на государственные нужды, в тех случаях, когда приходилось пользоваться внебюджетными средствами - тут и подарки важным иностранцам, и траты на содержание агентурной сети, и средства, выделяемые на экспедиции.

Как видим, "Хазине-и Хасса" была архиважным как для империи, так и для султана учреждением. И этот факт полностью опровергает факт враждебности, которой якобы были окружены в империи армяне.

Угольная шахта

Если бы султан или его окружение испытывали враждебность или хотя бы недоверие к своим армянским подданным, то поставили бы они во главе такого органа армянина?

Этот вопрос - армянским "историкам".

Али Гаджизаде, политолог, эксперт по Ближнему Востоку