Российский эксперт раскрыл секреты первого турне Дональда Трампа

Президент США Дональд Трамп совершает первое зарубежное турне на посту главы Белого дома. В ходе девятидневной поездки американский лидер уже посетил Саудовскую Аравию, сегодня прибыл в Израиль, поедет также в Ватикан и Рим.

Данный факт показателен тем, что новоизбранный американский лидер демонстрирует международному сообществу ближневосточную политику, отличную от предыдущей, проводимой его предшественником Бараком Обамой, который не особо запомнился в истории Америки как выдвиженец подобных инициатив.

Любопытно, что в качестве первой страны, куда поехал Дональд Трамп, была избрана Саудовская Аравия. К слову, в ходе предвыборной кампании Трамп выражал недовольство в адрес Саудовской Аравии, а его заявления о необходимости остановить иммиграцию мусульман и временно запретить въезд в США граждан некоторых мусульманских стран, закрепили за ним имидж исламофоба. Возможно, именно поэтому в экспертном сообществе перед началом визита поговаривали, что поездка в Саудовскую Аравию - его шанс изменить имидж противника мусульман.

Разумеется, планы Трампа по Саудовской Аравии более масштабны, а накануне визита он сам заявил, что едет закладывать новый фундамент сотрудничества и поддержки вместе с мусульманскими союзниками для борьбы с экстремизмом, терроризмом и насилием. И, заметим, заложить основу этого фундамента ему в определенной степени удалось.

Как сообщают СМИ, президент США Дональд Трамп и король Саудовской Аравии Салман бен Абдель Азиз Аль Сауд открыли в воскресенье вечером в Эр-Рияде Международный центр противодействия экстремистской идеологии (The Global Center for Combating Extremist Ideology, GCCEI), который с помощью современных технологий будет бороться с проявлениями экстремизма. Кроме того, США подписали с Саудовской Аравией оборонные контракты на $110 млрд.

Тем не менее, понятно, что заявления Трампа носят в основном чисто декларативный характер, за которым стоят совершенно иные цели, продвигать которые американский лидер намерен не без помощи "коалиции друзей и  партнеров", причем, как выразился сам Трамп, в целях "обеспечения безопасности и стабильности на Ближнем Востоке".

Не меньший интерес представляет в ходе этого турне встреча Трампа с главой  Римско-католической церкви Папой Франциском в период визита в Италию, ну и, конечно, в Израиль.

О целях визита американского лидера в страны Ближнего Востока и Европу Day.Az поговорил с профессором МГУ им. М.Ломоносова, известным российским политологом Андреем Манойло. 

"Свой" по крови

"Трамп решил заняться челночной дипломатией. Он направляется в Ватикан, потому что ему важна поддержка американских избирателей-католиков - их в США 22% от общей численности населения. Кроме того, массовая миграция латиноамериканцев (или "испанцев", как их называют в Штатах) ведет к непрерывному росту доли католиков. Кроме того, латиносы - это домашний электорат сторонников демократической партии, вот Трамп и хочет хотя бы часть из них отколоть. От Ватикана Трамп ждет, что Папа поддержит его и его "новую" политику и тем самым привлечет к нему симпатии католиков не только в США, но и по всему миру. Особенно это важно для Трампа в плане привлечения на свою сторону натурализовавшихся в США латиноамериканцев: Папа - сам бывший епископ из Аргентины, для латиносов он "свой" не только по вере, но и по крови".

Месседж саудовцам

"С Саудовской Аравией тоже все понятно: Трамп полетел договариваться о новых правилах игры, так как в конце правления Обамы саудовцы возомнили, что могут диктовать условия Вашингтону. А если Вашингтон будет артачиться - "обрушим стоимость нефти", и все. Думаю, Трамп затрагивал вопросы возросшей самостоятельности саудовцев в регионе, коснулся проблемы Сирии и Йемена (и там, и там саудовцы замешаны, и никак не могут остановиться), отстаивал интересы отечественных добытчиков сланцевого газа.

От саудовцев Трамп ждет подчинения, как в экономическом, так и в политическом плане: прекращения финансирования террористических группировок в Сирии, мешающих планирующемуся американскому генеральному наступлению на Ракку и Идлиб; прекращения демпинга с ценами на нефть, установления баланса интересов с американскими добытчиками сланцевых углеводородов; ну и, наконец, прекращения попыток саудовцев играть роль "регионального гегемона" (этакого миниатюрного США), создавая по образу и подобию иракских войн "волевые коалиции" для борьбы то с хуситами, то с Асадом.

По моему мнению, Трамп постарался дать понять саудовцам, что в мире есть один гегемон - США, а все их союзники должны знать свое место.

Нефтяной союз США и саудовцев невозможен: они конкуренты, хотя и находятся в военно-политическом плане в союзнических отношениях (КСА обладает статусом главного военного союзника США в регионе вне блока НАТО). Скорее, следует ожидать, что США будут пытаться прижать КСА, а саудовцы будут от них отбрыкиваться самыми разными способами. Но в итоге все будет так, как хочет Трамп".

"В Израиль же Трамп полетел потому, что этого требует мощное и влиятельное вашингтонское лобби. Ему важно сейчас не настраивать это лобби против себя,. Израилю США разрешат разбираться с Хезбаллой в обмен на лояльность израильского лобби в Вашингтоне".

Матанат Насибова