Георгий Федоров: Катар оказался крайним в вопросе спонсирования "ИГ"

Сравнительно недавно Катар столкнулся с согласованным дипломатическим и экономическим противостоянием своих бывших арабских союзников во главе с Саудовской Аравией, ОАЭ и Египтом. Официальная причина этого раскола - критика эмиром Катара растущего американо-саудовского военного сотрудничества и их позиция против Ирана.

Между тем, ситуация вокруг Катара становится все более напряженной, несмотря на то, что к блокаде не стали присоединяться Кувейт, Оман, Марокко, Ирак, а Иордания отказывает идти на дальнейшее ухудшение отношений.

Попытки стабилизировать ситуацию особенно активно предпринимает Турция.

В блиц-интервью Day.Az член Общественной палаты России, президент Центра социальных и политических исследований "Аспект", известный российский политолог Георгий Федоров прокомментировал интересующие нас вопросы, непосредственно связанные с ситуацией вокруг Катара.

- Катарский кризис увязывают с американской политикой. В чем, по-вашему, интерес США?

- Интерес Вашингтона просматривается очень четко. Кого-то нужно обвинить в спонсировании террористов "Исламского государства". Само собой, ни сами США, ни их партнеры в монархиях Залива не будут брать на себя это бремя. А Катар, давно подступающий к иранским властям в связи с общими экономическими интересами, видимо, и был выбран крайним.

- Почему в одной связке с Катаром оказался Иран?

- Потому что фактическое сотрудничество двух стран, очевидное еще вчера, сегодня стало мешать Саудовской Аравии и США в реализации их планов на Ближнем Востоке, где Иран играет одну из определяющих ролей.

- Насколько эффективными могут оказаться усилия Турции в урегулировании этого конфликта, и как это отразится на Ближнем Востоке в случае, если кризис затянется?

- Усилия Турции окажутся настолько эффективными, насколько это позволят в Вашингтоне. Судьба Катара еще не до конца понятна. За изоляцией может последовать и политическое давление, и санкции, и, возможно, организация государственного переворота в том или ином формате. Вряд ли ситуация в этой стране серьезным образом отразится на политике Ближнего Востока, если только Катар не станет фактическим протекторатом Саудовской Аравии, финансовые и политические возможности которой в значительной мере усилятся за счет катарских финансов.

- Как отразится катарский кризис на мировом газовом рынке и, в частности, российском?

- Было бы наивно полагать, что ситуацию на рынке энергоносителей определяют такие страны, как Катар. На Ближнем Востоке первую скрипку играют куда более влиятельные силы. Если эти силы захотят использовать изоляцию Катара для манипулирования стоимостью энергоносителей, в том числе и в ущерб России, они это сделают.

Матанат Насибова