«Это был Мастер» – Памяти Хайяма Мирзазаде

Вчера на 83 году жизни скончался народный артист Азербайджана, кавалер орденов "Шохрат" и "Шараф" Хайям Мирзазаде.

Хайям Мирзазаде начал свой творческий путь в конце пятидесятых годов. Ученик Гара Гараева, он многое унаследовал от своего великого учителя, сумев при этом "сказать" свое веское, значительное слово в искусстве, вписав в национальное музыкальное искусство новые интересные страницы.

X.Мирзазаде - автор двух симфоний, симфонического сочинения "Очерки 63", четырёх оркестровых сюит, 4 эссе для голоса, двух струнных квартетов, вокального цикла "Исповедь" (сл. Р.Рзы), цикла пьес для эстрадно-симфонического оркестра, произведений для различных инструментов, кантат. Написал музыку к 30 фильмам и 20 драмам, пьесам. Среди сочинений особый интерес вызывает вторая симфония, названная автором "Триптих" (1970 г.). Динамика, сложность жизненных преобразований, смены контрастных картин, образов, тем, находят в симфонии X.Мирзазаде воплощение в многогранных, углубленных драматургически, интонационных и структурно-композиционных формах.

С 1969-1983 гг. зав.кафедрой композиции Азербайджанской государственной консерватории. Профессор Хайям Мирзазаде - один из композиторов, уделяющих большое внимание делу воспитания подрастающего поколения. За многие годы работы им подготовлена большая группа молодых специалистов, многие из которых успешно работают в Азербайджане и зарубежных странах, достойно представляя наше композиторское искусство. Произведения Хайяма Мирзазаде исполняются солистами и коллективами многих стран мира, на международных фестивалях, вызывая огромный интерес у слушателей.

"Ушел из жизни выдающийся композитор, выдающийся педагог, автор целого ряда блистательных произведений, вошедших в сокровищницу музыкального искусства второй половины XX и начала XXI века", - так в беседе с Day.Az выразила свои чувства заслуженный деятель искусств, профессор, музыковед Зумруд Дадашзаде.

"Хайям Мирзазаде был ярким представителем поколения шестидесятников. Кажется, именно ему удалось убедительно воплотить в своей музыке все те новые веяния, которые вошли в искусство в период оттепели, воплотить при помощи современных технологий, которые были усвоены  Х. Мирзазаде в краткие сроки  и органично воплощены для выявления новых тем, новых образов свободных людей, их дум и чаяний", - сказала музыковед.

Зумруд Дадашзаде  отметила, что своеобразным манифестом творчества Х. Мирзазаде явились "Очерки 63" - это симфоническое произведение, поражающие мастерством построения формы, ярким неординарным применением оркестровых средств и какой-то особой щемящей ноткой.

"Не так давно мне пришлось принимать участие в передаче AzTV "Музыкальная сокровищница", которая  была посвящена творчеству Хайяма Мирзазаде. Я всегда с удовольствием слушала его произведения. К моему счастью, он мне успел подарить свои диски с камерными, симфоническими сочинениями, кино-музыкой. И каждый раз при прослушивании его произведений я поражаюсь. Даже те сочинения, которые я, казалось бы, хорошо знаю, которые я изучала, исследовала, каждый раз раскрываются для меня с совершенно другого ракурса. Я обнаружила столько новых нюансов, которые ранее были незамечены. Таковы свойства великих текстов - возвращаясь к ним вновь и вновь, мы раскрываем в них для себя что-то совершенно новое, неизведанное".

На фото слева: Хайям Мирзазаде, Алтай Захидов, Араз Дадашзаде, Агаси Гаджиев

З. Дадашзаде призналась, что считает себя счастливым человеком, так как ей выпала честь знать Хайяма Мирзазаде с детских лет. Он был близким другом ее отца - литературоведа Араза Дадашзаде, они вместе учились в музыкальной школе при Государственной консерватории (ныне Бакинская музыкальная академия). Тогда многие отдавали своих детей в музыкальную школу, но не все ее оканчивали. Для Хайяма Мирзазаде музыка была призванием. Он учился у выдающегося Гара Гараева, продолжал его дело.

"Х. Мирзазаде, как я уже говорила, был еще и прекрасным педагогом. Он очень гордился, что у него где-то 40 выпускников, многие из них замечательные композиторы, продолжают его традиции в своем творчестве. Это был предмет его особой гордости -  его ученики его школа.

Для меня Хайям Мирзазаде был неординарной личностью  с особым колоритом, с ним всегда было интересно беседовать на разные темы, особенно о нашем искусстве. У него всегда было особое видение многих проблем, особое чувство юмора, поэтому каждая встреча с ним была неким уроком жизни и профессионального мастерства".

Говоря о творчестве Х. Мирзазаде, музыковед отметила, что это огромный мир ярких, неповторимых, контрастных образов.

"Раньше мне казалось, что в творчестве Хайяма Мирзазаде превалируют в основном драматические, медитативные краски. Он был интеллектуал, человек склонный к  музыке больших философских обобщений. Когда я открыла для себя его камерную музыку, его кино-опусы, я поняла, что он великий композитор в создании симфонических произведений большого дыхания, а также он прекрасно владеет формой, жанром, когда пишет кино-музыку - яркую, запоминающуюся, отображающую дух фильма.

Он был  действительно разнообразным, палитра его музыки была многохромной, что говорит о его великом мастерстве, о его таланте.

Соединение мастерства, выдающегося таланта  и самобытных личностных качеств, делает явление Хайяма Мирзазаде особым в нашем искусстве, нашей культуре. И очень жаль, когда из жизни уходят такие большие мастера.

Говорят незаменимых людей нет, но Х. Мирзазаде,  один из тех отсутствие, которого мы еще долго будем ощущать. Хорошо что есть ученики, хорошо что есть исследователи его творчества, есть благодарные слушатели, а самое главное - есть музыка, которая звучит и сегодня, которая по-прежнему волнует, будоражит мысли, проникает в наши сердца.  Думаю, Х. Мирзазаде оставил большой памятник в виде своего художественного наследия, к которому мы будем обращаться вновь и вновь, каждый раз открывая в сочинениях композитора новые грани. Это был истинный - глубокий, тонкий, духовно богатый ТВОРЕЦ и МАСТЕР", - заключила Зумруд Дадашзаде.

Ф. Агаларова