Тунзаля Гахраман: «Хотела быть независимой. Поэтому так люблю джаз»

Тунзаля Гахраман - горячо любимая всеми жизнерадостная женщина, которую все знают как джазовую певицу с невероятным вокалом. Она могла бы стать всемирно известной певицей, но судьба (назовем это так) распорядилась иначе.

Как в ее жизни появился джаз, почему она не построила карьеру певицы, она рассказала в интервью Day.Az.

Я все время хотела быть независимой. Поэтому так люблю джаз. Когда я училась в 6 или 7 классе, услышала джаз по радио на "Голос Америки". Я с упоением слушала Эллу Фицджеральд, Джона Колтрейна и других. Затем появились "битлы" и Том Джонс. Я никогда хорошо не училась. Но любила литературу, музыку и кино. Очень любила пересматривать трофейные фильмы. Моими кумирами были Феллини и Антониони.

Любовь к искусству мне привили родители. Отец был врачом, воевал и был майором медицинской службы. А мама была филологом, преподавала зарубежную литературу, прекрасно владела родным азербайджанским, русским и немецким языками. Ее диссертация была посвящена лирике Байрона. Родители были такими "воздушными" людьми. Их интересовали интеллект, духовность, а не бытовые какие-то вещи. У нас всегда дома было много книг, пластинок с разной музыкой эстрадной, джазовой, классической.

Все говорили, что у меня прекрасный голос. Я даже могла петь все три арии из оперы "Риголетто" Джузеппе Верди - Джильды, герцога и Риголетто. Я однажды выступила на концерте зарубежной эстрады в школе. Вышла на сцену, спела и станцевала твист. Это было очень смело для 1960-х. После этого моих родителей вызвали в школу (смеется). Но я никогда не думала вести себя "правильно", быть отличницей. Я была творческой натурой. До 1990-го года я называла себя "дочь планеты Земля". Но после того как я увидела великое предательство, во мне что-то переломилось. Я никогда не любила советскую власть.

Я окончила музыкальную школу по классу фортепиано. На разных мероприятиях я пела и аккомпанировала себе. Мой друг Шаин Агаев, который учился на физфаке, в конце 1960-х основал оркестр "Экспресс 118" и пригласил меня в оркестр солисткой. В 1969 году мы приняли участие в конкурсе "Золотая осень" и я заняла первое место.

Мои родители не одобряли мои выступления. И после того как я получила первую премию на конкурсе "Золотая осень", они были против моего пения. Им звонил министр культуры Рауф Гаджиев. Но родители были непреклонны. Такие музыканты как Вагиф Мустафазаде, Рашид Бейбутов приглашали меня выступать с ними, но ничто на них не могло повлиять.

Родители запретили мне петь, потому что тогда было неприемлемым, чтобы девушка выступала на сцене, а тем более пела джаз. Я вышла замуж и уехала в Москву. Мой брак продлился всего пять лет. Но у меня есть дочь и внук, которых я очень люблю.

К вокалу я вернулась после возвращения в Баку. Шаин вновь основал оркестр под названием "Раст" уже при Национальной академии наук Азербайджана, где мы оба работали. И уже в 1977 и 1978 годах мы снова занимали первые места на конкурсе "Золотая осень". А в 1979 году на AzTv на передаче "Молодежная эстрада" мы тоже заняли первое место. На этом все и закончилось. К сожалению, наш оркестр распался.

Многое в жизни, конечно же, зависит в первую очередь от самого человека. Есть такое выражение: "На судьбу надейся, а сам не плошай". Жизнь - это борьба, и надо бороться. Нельзя сдаваться, нельзя опускать руки. Жизнь очень жестокая.

Я очень многое в жизни сделала не так. Все молодые совершают ошибки. Я поняла, что нужно заниматься любимым делом. Нужно уважать себя. И ни в коем случае не позволять другим распоряжаться своей жизнью.

Говорят, таланту надо помогать, а бездарность сама пробьется. К сожалению, я в своей жизни поняла, что это именно так. Все талантливые люди не могли чего-то добиться, пока у них не появлялся кто-то в жизни, кто помогал и поддерживал. Сейчас этим занимаются продюсеры. У меня в жизни не было такого человека, но я все еще хочу, а главное, могу петь. С возрастом даже голос становится мудрее. Мечтаю попасть на "Голос 60+" в Москве. Очень люблю оптимистов, людей с чувством юмора.

Человек должен любить дело, которым занимается, и свою Родину. Мне очень нравится изречение Блеза Паскаля: "Я равно порицаю и того, кто берет себе за правило восхвалять свою нацию, и равно порицаю того, кто берет себе за правило насмехаться над своим народом; я с теми, кто, тяжко стеная, неустанно ищет истину". Это истина, которую надо повторять, надо внушать. Внушение - великая сила. И есть такая истина - Родину, свою нацию надо любить. Нельзя ее лишь восхвалять или порицать и насмехаться. Эту истину надо повторять.