Босиком вокруг света

Как-то поздним вечером мы гуляли по Старому городу и наткнулись на удивительный фасад, притянувший своей особенной энергетикой. Разглядывая воткнутые в землю кисти, разрисованное дерево, расписанный всеми красками кондиционер и прочие атрибуты, явно указывающие на то, что здесь проживает творческий человек, мы осторожно решили заглянуть внутрь, ибо дверь была заманчиво открыта.

Переступив порог помещения, мы увидели босоногого человека с длинным хвостиком волос, который писал картину.

Так состоялось наше знакомство с художником Али Шамси.

Его мастерская, расположенная на улице Кичик Гала, 84, открыта для всех желающих, его простота в общении очаровывает, а чай с чабрецом, которым он угощает гостей, придает атмосфере еще большего уюта. Этому человеку не нужно регалий или почетных званий - он и так снискал любовь окружающих своей улыбкой и неподдельной искренностью.

- Ваша мастерская уже с фасада привлекает внимание мимо проходящих людей. Наверняка, к вам часто заглядывают как туристы, так и местные жители, хотят познакомиться с вашим творчеством, задают кучу вопросов. Вас это не утомляет?

- На самом деле, это счастье. Представь, сколько людей, идя с утра на работу, а вечером возвращаясь домой, проходят мимо моей мастерской - на долю секунды они останавливаются у фасада и сбрасывают с себя груз проблем. Видя такой таинственный уголок, им становится интересно узнать, что же находится внутри. В этот момент они смотрят на мир глазами художника, который каждый день дышит масляными красками и через эти краски воспринимает гостей, посещающих его мастерскую.

Вообще, все люди искусства немного со странностями. Но я считаю, что каждый человек, вне зависимости от сферы деятельности, будь то сапожник, ученый или академик, должен, как минимум, взять горшок, посадить туда цветок и выставить перед своим домом. Для этого не требуется финансов, зато весь город стал бы совсем другим.

Я по натуре очень общительный человек. И я счастлив тем, что маленькие дети, живущие в Старом городе, могут зайти ко мне в любое время, не спросив разрешения, взять конфеты и убежать. Даже есть пара пацанов, которые специально заходят узнать, что я нового нарисовал. Для меня это большая честь, что они могут общаться со мной на равных, воспринимать не как большого бородатого дядьку, а как своего. Я психую, когда мне говорят "муаллим" или "бей", я просто Алишка. Столько поколений на моих глазах выросло, и все говорят, что я не меняюсь. Я люблю мгновение жизни, все мои картины написаны на чувствах.

- То есть, вы заранее не знаете, что будет изображено на холсте? Импровизируете во время написания?

- Совершенно верно. Большинство художников, перед тем, как написать картину, тщательно продумывают все детали, а у меня все просто - поехал, попутешествовал, изобразил свои впечатления. Я как маленький ребенок. Только борода мешает людям воспринимать меня таковым (улыбается).

- Когда я зашла к вам в первый раз, вы работали над картиной. Меня очень удивило, что вы тогда дали мне кисть в руки и предложили присоединиться к художественному процессу. Вас не напугало, что человек, далекий от искусства, может испортить вашу картину?

- Вот, смотри, в Азербайджане девять с половиной миллионов людей и среди них несколько сот художников. Ты понимаешь, насколько мы ответственны перед Всевышним за доверенный нам талант изображать то, что он сотворил? И если я даю кому-то кисть в руки, то я понимаю, что это такая же создательница, как и я. След, который ты оставишь на картине, та энергия, которой ты поделишься, останутся на холсте навечно. Может, пройдет какое-то время, и ты тоже начнешь писать.

Очень редко можно встретить художника, который позволит писать на своей картине. Для них это катастрофа - если проявишь желание, начнут обижаться, дуться. Поэтому во время работы они закрываются в своей мастерской, а когда картина бывает готова, покрывают ее лаком, чтоб никто не тронул, и несут на выставку. А мне, наоборот, интересен такой процесс взаимодействия с людьми. Если я чувствую подсознательно, что человек талантлив, я протягиваю ему кисть. Главное - не бояться, раз художник позволяет - пишите, экспериментируйте.

- А как вы это чувствуете? Интуитивно?

- Это происходит на уровне внутреннего чутья, заложенных инстинктов. Видишь, на моей последней картине изображена планета? Оказалось, что в тот день, когда я ее почти закончил, был парад планет. Художник живет в космическом информационном мире, и, видимо, какие-то вибрации я уловил заранее. Людям очень сложно это объяснить, настолько все стали озлобленными и замкнутыми, будешь говорить о том, что выходит за рамки их понимания - все равно не поверят.

Наверное, я смотрю на мир немного иначе, чем остальные. Я наслаждаюсь шуршанием листьев, люблю наблюдать за восходом солнца. Каждое утро для меня равносильно походу в гости. Если человек, к которому ты стучишься в дверь, не хочет тебя принимать, он посмотрит в глазок и не откроет. А если человек ждет тебя, то, напротив, даже без стука он побежит тебя встречать.

Для меня каждое утро начинается со стука в дверь приходящему дню. И, слава Богу, на протяжении почти 50 лет эту дверь всегда отворяли. В эти моменты приходит осознание, что ты желанный гость, что тебя ценят и уважают за твое внутреннее "Я". Уходя в темноту ночи, я всегда говорю, что, если был нежеланным гостем, больше меня не впускай. Но пока двери нового дня продолжают передо мной открываться.

- А первую свою картину помните?

- Как не помнить, я нацарапал гвоздем голых девушек на камнях! И где бы я ни был, продолжаю царапать. Такая у меня природа.

- Вы и сейчас на своих полотнах часто изображаете Женщину. Что для вас значит этот образ?

- Я люблю Создателя и люблю все, что он создал, но самым совершенным и неповторимым его творением для меня навсегда останется Женщина. Начиная с наскальной живописи Гобустана и по сегодняшний день, мы видим, что все художники изображали женщин. И каждому времени присущи какие-то свои каноны. В знак уважения к Создателю я очень серьезно отношусь к этому образу, почти как к иконе. Я могу бесконечно писать женский торс, который каждый раз видится мне совершенно по-новому.

Вообще, я сравниваю женщин с вершинами. Точно так же, как люди покоряют Эверест, можно покорить Женщину. На Земле очень много гор, но вершина Эверест - одна. Это место наполнено опасностями, но, добравшись до самого верха, у человека появляется возможность посмотреть вниз - туда, откуда он начинал, какие одолевал препятствия. Мне еще очень долго идти и покорять это чудное создание - Женщину, чтобы понять, насколько она красива, насколько она духовно богата.

- Вы очень много путешествовали. Какая поездка оставила наиболее сильные впечатления или, может, изменила вас?

- Я люблю путешествовать в одиночку. Босиком покорил Гималаи, хотелось проверить, насколько я смогу выдержать физически. Представь, ты оказываешься в горах вдали от своей семьи, друзей, от своего привычного окружения. Есть только ты и твоя душа.

Сперва, конечно, ощущаешь мандраж. Мобильная связь отсутствует, никто не звонит, и страх перед одиночеством поглощает твое сознание. Однако чем дольше ты идешь, тем больше очищаешься от страхов, от чувства безысходности и начинаешь понимать, за что эти люди тебя любят, за какие черты твоего характера.

Когда я вернулся домой после этой поездки, первым делом начал наводить порядок в своей мастерской. Вынес на улицу старый диван, вычистил пол, который был весь черный, развесил картины, которые здесь валялись. Раньше я вообще не подметал, а сейчас каждый день поддерживаю чистоту. Таким образом, я изменил окружающую меня обстановку. Только сам остался прежним - ноги как всегда босые и грязные (смеется).

Мне было интересно покорить самую высокую точку на Земле, увидеть бесконечное пространство, которое перед тобой расстилается.

После этого я поехал в джунгли. Там, напротив, как ни старайся, не удастся избавиться от страха, потому что он преследует тебя со всех сторон. Представь, по этому лесу ходили динозавры...

В свое время я хотел стать балеруном, но в меня не поверили (смеется). А зря. Ни один балерун не сможет пройти 46 километров на носочках, как это сделал я. От страха я действительно ходил на носочках, лишь бы меня никто не укусил.

- Куда планируете отправиться в следующий раз?

- Очень хотелось бы на Таити. Хочу увидеть океан, посмотреть, какой он и каким буду я, стоя на его берегу. Вообще, стоит один раз выехать, и тебя уже не остановить - ты будешь путешествовать всегда, настолько у тебя проснется сильная тяга к этому процессу.

- И напоследок, расскажите, почему вы постоянно ходите босиком, даже Эверест не побоялись покорять босыми ногами...

- Каждый человек искусства индивидуален. И очень много существует вопросов и тайн, которые они унесут с собой в потусторонний мир. В детстве я был бунтарем, меня никогда не могли одеть, в школьные годы с формой постоянно были проблемы, и в институте тоже. Помню, во время моей выставки в Париже шел снег, а я ходил босиком, и пожилые женщины, проникнув ко мне состраданием, даже предложили помочь купить туфли. Понимаешь, сперва люди относились ко мне с жалостью, но потом стали постепенно видеть мою сущность через призму моего творчества. Я думаю, что Создатель решил показать меня в мире искусства именно с этой стороны.

Так что надо смотреть выше. Пророки, они ведь тоже ходили босиком по пустыне, но когда о них говорят, то акцентируют внимание не на этом, а на их личности, духовном богатстве и внутреннем мире.

Сейчас, слава Богу, люди больше смотрят не на босые ноги, а на меня самого. Конечно, остались и те, которые меня жалеют, но мне удобно ходить босиком. Наверно, я получаю какую-то энергию от Земли. Когда человек, который носит обувь, нервничает, сгорает от любви, испытывает сильные эмоции, то подошва не дает ему установить контакт с Землей, что в это время бывает особенно необходим.

Я так устроен. Бывает, увижу в другой стране камень, который мне понравится, и привезу на родину. На таможне, правда, раньше возникали проблемы, но потом они привыкли к моим чудачествам и уже спокойно пропускают. В моей мастерской накопились предметы со всего мира. Из-за этого люди, которые приходят ко мне, всегда говорят, что здесь совершенно другая аура.

И, конечно, где бы я ни был, я хожу босиком и привожу с собой какие-то пылинки. Так что, если хочешь мне навредить, просто надень на меня туфли (смеется)

Лейла Мамедова