Записка Магомаева и тар Бакиханова: так начинался главный музыкальный музей Баку

Государственному музею музыкальной культуры Азербайджана исполнилось полвека.

Несколько дней назад на торжественном мероприятии по этому случаю были представлены шесть романсов, написанных композитором Гара Гараевым на рубаи Омара Хайяма. Это не первый случай, когда директор музея - доктор философии по искусствоведению, заслуженный работник культуры Алла Байрамова - возвращает на родину уникальные документы, принадлежащие нашим легендарным соотечественникам, но по разным причинам находящиеся за рубежом. Я видела подлинный документ - свидетельство о рождении Узеира Гаджибейли. И, кстати, в свидетельстве о рождении написано - Узейрбек Гаджибеков. Он так и подписывался - Узейрбек Гаджибеков! Алла ханум вернула нам музыку Гара Гараева, написанную им для восьми театральных постановок московских и ленинградских театров, которую его земляки услышали впервые через много-много лет. И вот теперь - романсы Гараева...

Мы беседуем с Аллой ханум в её служебном кабинете, где то и дело звонит телефон, входят и выходят сотрудники, решая музейные вопросы. Правильнее было бы написать - "производственные", но такое определение мне по отношению к этому музею показалось неуместным. Во-первых, потому что понятия "музыка" и "производство" не совместимы, а во-вторых, атмосфера в музее совсем не похожа на рутинную обыденность производства.

- Я как-то была на одном из мероприятий, которые вы проводите в каждую первую среду месяца в квартире-музее Ниязи и слышала рассказ о том, как вы впервые озвучили фортепианные произведения Ниязи, никому ранее не известные. А как удалось вернуть романсы Гара Гараева?

- Просто, зная, что в Российском государственном архиве литературы и искусства хранится архив Гара Гараева, я поехала в Москву поработать с ним, нашла там помимо всего прочего и эти романсы. Я сделала копии (оригиналы, конечно, забрать невозможно!) и вот романсы исполняются здесь, на родине композитора. Их мировая премьера состоялась 22 сентября. Исполнила заслуженная артистка Азербайджана Инара Бабаева, аккомпанировала профессор Лейла Мамедалиева. Композитору было всего 26 лет, когда он написал их в 1944 году.

- На юбилейном торжестве было сказано, что дата создания музея будет отмечаться не один раз в день юбилея, а разного рода мероприятиями в течение длительного времени. Что ожидать любителям музыки?

- Мы планируем открыть очередные залы нашей постоянной экспозиции в Музейном центре. Также у музея несколько филиалов. На всех площадках будут проходить мероприятия. Их много, и они - разные: и по структуре, и по тематической направленности. Это и лекции, и музыкальные вечера, и мастер-классы, и экспозиции.

- А квестовые мероприятия для детей тоже будут?

- Да. Мы уже такого рода мероприятия проводили, и дети откликаются на такую форму подачи информации с удовольствием. К примеру, мы в образовательных целях подготовили несложные, на наш взгляд, кроссворды по музыке Азербайджана и всего мира, которые можно разгадывать в музее и дома.

- Так с чего же начинался музей? С большой коллекции или с одного экспоната?

- Хороший вопрос. Да, музеи создаются по-разному. У кого-то, как у американцев, например, Национальный Музей Музыки создался на базе огромной частной коллекции человека, который всю свою сознательную жизнь посвятил коллекционированию музыкальных инструментов. Поэтому он находится не в Нью-Йорке или Вашингтоне, а в небольшом городке Вермильон в штате Южная Дакота, где жил этот коллекционер. У нас же - с одного экспоната.

- Какого?

- Это не инструмент. Это записка, написанная в 20-е годы композитором Муслимом Магомаевым и адресованная Мамеду Таги Багирову, которого он приглашал для выступления на радио. Вот она!

И на стол легла копия, слегка выцветшей от времени записки, написанной перьевой ручкой и чернилами. Автор записки предлагал зайти на радио, оговаривал музыкальные номера, которые предполагал пустить в эфир, а также - договорный гонорар, с заверением - "не обижу".

За этим последовали другие архивные документы. Семьёй тариста Ахмеда Бакиханова музею была передана его коллекция азербайджанских народных инструментов, насчитывающая 23 единицы. Они-то и стали основой фонда музыкальных инструментов музея и базой первой музейной экспозиции.

- Где же экспонировали подаренную коллекцию?

- О! Долгое время созданный музей не имел помещения для того, чтобы выставлять собранные экспонаты. Когда я пришла в музей, все экспонаты хранились под замком и ничего не выставлялось. Я плохо понимала, что это за музей, в который не могут прийти люди, чтобы посмотреть всё, чем располагают фонды, хранившиеся, вы не поверите, в маленьких кельях караван-сарая 17-го века, где на первом этаже позднее был открыт ресторан. На дверях этих клетушек висели амбарные замки.

С 1987 года у музея стали появляться филиалы: выставка народных инструментов в квартире Ахмеда Бакиханова, Дом-музей Вагифа Мустафазаде, Дом-музей Ниязи, но основной, полной, отвечающей всему широкому профилю музея экспозиции всё не было. Как-то в наш караван-сарай пришёл мэр города. Узнав, что на втором этаже находится музей, он недоумевал, почему всё под амбарными замками хранится. Я пожаловалась, что нам негде выставлять наши ценности, в то время как в самом центре, по улице Рашида Бейбутова есть помещение, где почему-то мастерские... хоть и театральные. Это были декорационные цеха Театра русской драмы. Нелогично как-то! Центральная улица больше подходит для музея, а не для мастерских. Так мы добились перевода музея в новое здание, где открыли постоянную экспозицию и с 1996 по 2015 годы "прожили" там.

- А что же тогдашний директор театра?

- Был не согласен. Писал письма, слал телеграммы в вышестоящие организации. Но помещение осталось за музеем. Оно-то и стало основным, позволило не только увеличить фонды, но и в более масштабном плане проводить различные мероприятия. В том числе - музыкальные вечера. Но постепенно мы разрослись и уже пространства этой площадки не хватало. Тогда мы обратились за помощью к министру культуры и туризма Абульфасу Гараеву. Благодаря его содействию мы вот уже два года находимся здесь, в Музейном центре по пр. Нефтяников, 49, что нас очень радует! Приятно отмечать юбилей в новом доме. И я, пользуясь случаем, от имени всего коллектива еще раз благодарю господина Абульфаса Гараева.

- Но ведь и этого помещения может через какое-то время "не хватить" из-за разросшихся фондов? Музей работает очень активно.

- Не будем загадывать. Все может быть. Ведь задачи и цели наши все те же! Собирать, приумножать, пропагандировать, популяризировать и т.д. Потому, что музыка - это душа народа. Она, на мой взгляд, - наиважнейшее из всех искусств, потому что наиболее глубоко и точно транслирует миру те национальные особенности, которые не может передать ни одно из многочисленных видов искусств.

- Знаете, я не так давно общалась с одной из ваших коллег из московского музея Бахрушина и была очень удивлена тем, что она так много знает о нашем Музее национального музыкального искусства, а вас называет с восторгом "настоящий фанат своего дела". У музея и у вас лично такие обширные связи?

- Ну, "связи", как вы говорите у музея действительно есть. Мы много работаем, а значит входим в профессиональный контакт со многими людьми, которые тоже занимаются музейной деятельностью. Нам интересна деятельность наших коллег в разных странах, мы интересуемся их работой и достижениями и вполне логично, что они интересуются нами. Что касается приятных слов в мой адрес, то хочу сказать вам, что свой "фанатизм" я рассматриваю, как простую профессиональную увлеченность. Делаю то, что должна делать, как руководитель. И все сотрудники музея, мои коллеги, работают точно так же.

Директор музея Алла Байрамова - человек очень скромный. Она не склонна рассказывать о своих достижениях в музейном деле. Но знание нескольких языков, прекрасное владение предметом профессиональной принадлежности, абсолютный и безоговорочный патриотизм, нацеленный на неустанное приумножение славы национального музыкального искусства, его популяризации далеко за пределами нашей страны, активнейшая интеграция в современную мировую культуру придают образу этого неуспокоенного и неравнодушного профессионала особый шарм, вызывают уважение. Опять же, от российских коллег слышала о ней очень уважительные и восторженные отзывы. Прежде всего, как о человеке, несущем в мир своей деятельностью не только гуманистические идеалы, но и то позитивное впечатление о современном Азербайджане, которое позволяет людям узнавать о нас как можно больше с положительной стороны. Из других источников, а не от неё, я также узнала, что Алла ханум является членом Правления в двух международных комитетах Международного совета музеев (ICOM).

- Так ли это?

- Да, так. В 2013 г. в Оксфорде меня выбрали, причём, в моё отсутствие, в Правление Международного комитета музеев музыки и музыкальных инструментов (CIMCIM) под председательством синьора Габриеле Росси Роньони. И вот уже второй срок я вхожу в правление этого комитета.

- А ещё?

- Меня также избрали и в правление Международного комитета литературных и композиторских музеев (ICLCM). Плюс мы явились соучредителями Ассоциации музыкальных музеев и коллекций, возглавляемой нашим коллегой, генеральным директором Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры Михаилом Аркадьевичем Брызгаловым.

- Я слышала от ваших сотрудников, что в адрес музея поступило огромное количестве поздравлений с юбилеем. Неужели деятельность нашего музея так широко известна в мире?

- Вас это удивляет? Идёт активный процесс интеграции: мы идём к миру со своими культурными ценностями, а мир идёт к нам. Вот мы и получили поздравления из Англии, Аргентины, Италии и очень многих музеев России.

Время нашей беседы вышло. Алла ханум торопилась на лекцию. Её ждали студенты. И я невольно подумала о том, что студентам явно повезло с таким педагогом, как Алла Байрамова. Потому, что наверняка среди них появятся такие же неуспокоенные, неравнодушные, одержимые любовью к профессии люди, как и она сама...

P.S. Когда материал был готов, в СМИ появилась информация о том, что Президент Азербайджана Ильхам Алиев наградил директора Музея национальной музыки и инструментов орденом "Терегги".

Валентина Резникова