Александр Шаровский: «Я пришел в театр за счастьем, и сейчас я счастлив»

Сегодня, 10 февраля, народному артисту Азербайджана, главному режиссеру Азербайджанского государственного русского драматического театра имени Самеда Вургуна Александру Шаровскому исполняется 70 лет.

В связи с этим знаменательным событием Day.Az побеседовал с юбиляром.

Культура - это то, без чего не может жить ни один народ. Азербайджан всегда отличался высоким уровнем культуры, своей музыкой, танцами, живописью, театральным искусством. Есть ярчайшие имена, великие мастера, которые прославили нашу культуру. Азербайджан может гордиться своим культурным уровнем и развитием. Данная политика - наследие Общенационального лидера Гейдара Алиева, который и вручил мне звание народного артиста.

Я всегда чувствовал внимание и заботу со стороны государства, лично Президента Ильхама Алиева и Первого вице-президента Мехрибан Алиевой. Я ощущаю эту заботу о театре и о себе все время. Когда государство выделило средства для ремонта театров, наш театр отремонтировали вторым. И Президент вместе с Мехрибан ханум присутствовали на открытии обновленной Русской драмы. Помню, как глава государства заявил, что русский театр является частью азербайджанской культуры, русский театр в Азербайджане навсегда.

Мы ставим спектакли разного жанра и разных авторов, современную драматургию и классику, русские, западные и азербайджанские произведения. Труппа у нас мобильная, люди много работают, много играют, и я вижу, как развиваются молодые актеры.

В последнее время при поддержке российской организации - Центра поддержки русских театров ближнего зарубежья - мы провели пять больших гастролей в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и других городах. И стоит подчеркнуть, что нас очень хорошо принимают за рубежом и наш театр на хорошем счету.

В начале моего творческого пути было много необычных интересных событий. Сам мой приход в театр - это неожиданное решение. Просто была такая азартная игра в любовь (улыбается). Я хотел покорить девушку, которая работала в ТЮЗе, и я пошел туда и сказал, что хочу быть актером.

Отец был категорически против театра. Он никогда не приходил на мои спектакли, а мама стала приходить, только когда я стал работать в Русском драматическом театре.

Не знаю, хотел я стать актером в детстве или не хотел, но думаю, это судьба. Я не ставил себе таких целей, просто, когда я попал сюда, втянулся в театр. Когда оказалось, что у меня есть талант, когда я стал получать от этого радость и удовольствие, тогда-то все и решилось. Я последовал за тем, что делает меня счастливым, и сейчас я счастлив. Все, что хотел, - я сыграл, все, что хотел, - поставил. Если в моей жизни были тяжелые моменты, то в театре у меня все складывалось отлично.

Моя кинодеятельность достаточно небольшая. Я не люблю сам процесс киносъемок и как киноактер я не состоялся, да и времени не было, его поглощал театр.

Актер театра и актер кино - абсолютно разные профессии. В театре надо прожить роль от начала и до конца без перерыва. Когда кончается репетиционный процесс и актер попадает на сцену, то он и зритель остаются один на один. В кино же можно переснять, поправить, что-то отрезать и так далее. И технологически кино больше связано с неким укрупнением, за счет того что в кино можно сыграть движение ресниц, еле заметно движение губ на крупном плане. В театре этого нет, здесь достаточно большое расстояние, и ты должен уметь доводить информацию, эмоцию до зрителя, используя другие приемы. Киноактер и актер театра - разные профессии.

Театр для меня - остров спасения. Театр - это такая счастливая организация, где можно придумывать жизнь, где можно придумывать себе ситуации, которые тебе хочется моделировать и переносить на сцену. Театр - мечта, воплощенная в жесте, голосе, душе артиста. И вся обстановка дает возможность обращаться к эмоциональной, душевной стороне человека. Когда ты чем-то огорчен, на тебя что-то давит, у тебя что-то не получается - ты приходишь в театр и можешь отключиться от этого, можешь перейти в иной мир, слиться с каким-либо образом, сочинить спектакль про некую идеальную жизнь.

Конец спектакля и выход артиста на улицу - это всегда момент некоего шока. Потому что когда роль удачная или спектакль удачный, то полный зал, аплодисменты, цветы, а ты снимаешь грим и выходишь на улицу - и все кончается. Этот момент достаточно болезненный и шокирующий.

Если театр - лекарство от жизненных неурядиц, то это, наверное, и подстегивает артиста проводить больше времени в театре, работать над новыми спектаклями.

Я решил отметить свой юбилей на сцене вместе со зрителями. Потому что я не хочу устраивать собраний. Я хочу рассказать о своем творческом пути. Начать со своего маленького дворика, рассказать, как я пришел в театр, о своих коллегах, эпизодах во время своей карьеры в ТЮЗе, о том знаменательном для меня дне, когда я перешел в Театр русской драмы. Хочу рассказать о том, как я стал режиссером, а затем главным режиссером, о том, как 10 лет назад наш уважаемый Президент Ильхам Алиев лично вручил мне орден "Шохрат", и я очень благодарен и ему, и его супруге за то, что они оказали такое внимание театру. Хочу рассказать о своей семье, предках и внуках. Это все моя жизнь, и я хочу рассказать о ней.

Думаю, это будет достаточно юморной и душевный вечер. И я очень благодарен Фонду Гейдара Алиева, возглавляемому Мехрибан Алиевой, который помогает в проведении юбилейного мероприятия.

К своему возрасту я отношусь как к чему-то отстраненному. Насколько я понимаю мужской характер, мужчина всегда считает себя молодым. В душе он не ощущает свой возраст.

Франгиз Агаларова