Эксперты ООН подвергли резкой критике репрессии против этнических и религиозных меньшинств в Иране

Группа экспертов ООН выразила озабоченность по поводу продолжающихся репрессий против этнических и религиозных меньшинств в Иране, в том числе членов общины бахаи.

Об этом говорится в официальном сообщении международной общины бахаи.

Согласно сообщению, международное сообщество Бахаи поприветствовало выводы экспертов о том, что преследования Ираном бахаистов классифицируются как религиозная, этническая и расовая дискриминация.

"Этот вывод имеет большое значение, поскольку он представляет собой мнение международных экспертов по вопросу о дискриминации, в том числе из многих дружественных Ирану стран", - сказала представитель международной общины бахаи в ООН в Женеве Диана Алаи.

На заседании в пятницу Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) задал вопрос, почему национальные меньшинства в Иране, например, арабы, азербайджанцы, белуджи, курды и бахаи, так слабо представлены в общественной жизни Ирана.

"Критика Ирана, даже если она сформулирована дипломатическим языком в мягкой форме, является еще одним доказательством того, что мировое сообщество не закрывает глаза ни на продолжающееся преследование общины бахаистов Ирана, которая является крупнейшей немусульманской религиозной общиной в этой стране, ни на нарушение прав всех граждан этой страны", - сказала она.

КЛРД призвал Иран "познакомиться с представителями всех таких общин, что позволило бы государству определить их конкретные потребности и составить эффективный план действий, программ и государственной политики по борьбе с расовой дискриминацией и недостатками, касающимися всех областей общественной жизни этих общин".

Рекомендация последовала после серии обмена мнениями 4-5 августа с иранской делегацией, прибывшей на заседание Комитета для опровержения отчетов о нарушении прав человека в стране.

Члены Комитета, в том числе число представители стран, которые в целом имеют дружественные отношения с Ираном, таких как Бразилия, Индия и Турция, скептически относятся к усилиям Ирана, направленным на выполнение рекомендаций Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, контроль над выполнением которой осуществляет Комитет.

Альтернативные доклады, представленные группами по защите прав человека, носили более критический характер. В них говорится, что с 2005 года бахаисты столкнулись с возросшим числом произвольных арестов и задержаний, разрушением их собственности и отказом в праве на образование, занятость и участие в общественной жизни.

"С начала 2010 года многие последователи бахаи были приговорены к лишению свободы", - говорится в совместном докладе Международной федерации по правам человека (FIDH), Иранской лиги защиты прав человека (LDDHI), а также Центра защитников прав человека (DHRC).

Комитет не раз высказывался по поводу отношения Ирана к бахаистам. В подобных докладах 2003 года Комитет с озабоченностью отмечал "описанные случаи дискриминации в отношении некоторых меньшинств, включая бахаистов, которые лишены некоторых прав", что "носит дискриминационный характер по этническим и религиозным признакам".

Комитет в 2003 году рекомендовал Ирану "обеспечить все лица правом на свободу мысли, совести и вероисповедания без какой-либо дискриминации по расовому, родовому, национальному или этническому признаку", а также "позволить студентам различного происхождения поступать в университеты без обязательного указания их вероисповедания".

Д.Алаи отметила, что, хотя главной задачей Комитета является ликвидация расовой дискриминации, эта рекомендация затрагивает также все формы притеснения, в том числе религиозное.

"Члены бахаистской общины являются выходцами из различных этнических групп, но тот факт, что Комитет обнаружил признаки усиленной религиозной дискриминации в отношении иранской общины бахаи, указывает, насколько глубоко сегодня в Иране угнетение бахаистов и других религиозных меньшинств", - сказала она.

"Кроме того, тщательный опрос иранской стороны четко продемонстрировал скептицизм, с которым международное сообщество относится к попыткам Ирана защитить то, что не имеет оправдания с точки зрения нарушения прав человека", - сказала она.