А не пора ли гнать Францию из Минской группы?

Мысль, которая вынесена в заголовок этого текста, может показаться жесткой или чересчур радикальной, но это единственное, что приходит на ум после просмотра восторженных сообщений в армянских СМИ.

"Саакян в Париже!" - кричат они на каждом углу, словно не веря своему счастью. А повод для эйфории - поездка во Францию главы марионеточного сепаратистского режима в оккупированном армянами Нагорном Карабахе Бако Саакяна. Какие бандиты и убийцы входили в состав "делегации" - особо не уточняется, да это и неважно - армянским пропагандистам важнее сам факт: "Нас пустили! С нами встретились! За людей посчитали!"

И ведь действительно пустили. И это далеко не первый и, боюсь, не последний антиазербайджанский выпад со стороны Франции и ее чиновников различного уровня. 

Судите сами: традиционно Франция проводит проармянскую политику. Вон, даже саммит Франкофонии, объединяющий представителей франкоговорящих государств, прошел в Ереване. Поправьте, если я ошибаюсь, что что-то я не припоминаю традиций франкоязычия в Армении. Или, может быть, там как в Канаде - два языка? Половина страны говорит на армянском, а половина - на французском? Вряд ли. Тем не менее, саммит прошел в Ереване и туда даже пожаловал президент этой страны Эммануэль Макрон, который провел там аж три дня. Странно, но г-н Макрон не счел нужным посетить Азербайджан хотя бы для соблюдения равновесия. Видимо, забыл, что его страна, на минуточку, выступает посредником в переговорах между Баку и Ереваном. В Интернете в таких случаях издевательски написали бы: Н - Непредвзятость. 

Показательно, что представители других стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ намного более дальновидны в своих поступках: например, российское руководство, учитывая чувствительность подобных моментов, обеспечивает равное отношение к обеим сторонам, а приезжавший накануне в регион советник Дональда Трампа по вопросам нацбезопасности Джон Болтон, продемонстрировав такое же взвешенное отношение, выступил с объективными и справедливыми заявлениями по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.  

А Франция тем временем вспомнила свой национальный девиз - ну, тот который про свободу, равенство и братство. Вспомнила, видимо, лишь частично - забыла про все, кроме братства. И мэры французских городов бросились соваться на оккупированные территории Азербайджана, параллельно подписывая бумажки о "побратимстве" между своими французскими городами и НАШИМИ, азербайджанскими оккупированными населенными пунктами. Французское правительство при этом не сделало вообще ничего для прекращения этой практики, кстати, нарушающей и французские законы. 

Ничего не предпринимают они и в отношении Бако Саакяна, регулярно посещающего Францию под своими одним им признаваемыми регалиями "президента" непонятно чего. И вот это уже, извините, откровенное издевательство над всеми нами, всеми гражданами Азербайджана, которые хоть раз получали Шенгенскую визу через французское посольство в Баку. Бюрократия и проволочки там чуть ли не нарицательными стали, люди измеряют уровень работы посольств в Баку французским: фразу "нет, ну это не французское, быстро и нормально документы приняли, быстро" лично я слышал не раз. А параллельно с этим преступник, который оккупировал часть территории моей страны, спокойно катается туда же. Это нормально?

МИД Азербайджана не раз реагировал на все проармянские шаги французского правительства - на "побратимские" соглашения, на незаконные поездки французских чиновников в оккупированный Карабах - в ответ что официальный Париж, что посол Франции в Баку откидываются заученными словами о том, что "Франция не признает "Нагорно-карабахскую республику"". 

Ребят, окей. Тогда во-первых, что главарь этого преступного образования так регулярно делает у вас? Во-вторых: почему ваши чиновники так регулярно ездят в место, которого по вашим же словам, для вас не существует? И наконец, в-третьих и в-самых-главных: вы не про режимы марионеточные скажите, вы скажите про Азербайджан: Мы, Французская Республика, признаем территориальную целостность Азербайджана в рамках международно признанных границ. До тех пор все ваши слова про непризнание так называемой "республики" в оккупированном Карабахе - попытка сбежать от ответственности и ничего больше.  

Показательно, что такой подход Франция использует только по отношению к Азербайджану: жителей Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и Крыма во Францию на тех же основаниях не пускают. Видимо, они не настолько франкоязычны, как карабахские сепаратисты. 

Со своими собственными сепаратистами Париж, кстати, не особо церемонится, проводя, например, очень жесткую политику в отношении подобных течений на Корсике. А после прошедшего в Новой Каледонии (заморском департаменте Франции) референдума, по итогам которого эта территория отказалась выходить из состава Пятой республики, Эммануэль Макрон вообще заявил, что гордится каледонцами и тем, что они "вместе прошли этот этап истории". При этом страна-сопредседатель Минской группы ОБСЕ не хочет или не может помочь Азербайджану пройти свой этап истории и восстановить справедливость. 

Минская группа ОБСЕ за годы своей "эффективной" работы добилась чуть более чем ничего, превратившись в чемодан без ручки. Пользы от нее, как и от такого чемодана - ноль, а выкинуть жалко. Но невольно задумываешься: а может быть, дело в том, что один из посредников не так уж и беспристрастен и объективен? 

В годы, когда Минская группа только создавалась, Азербайджан выступал против того, чтобы одной из стран-сопредседателей была Франция, а Париж брал на себя обязательства быть непредвзятым посредником. История показывает, что Баку протестовал не зря. Где сейчас эти французские обязательства? 

И это возвращает нас к мысли, вынесенной в заголовок.

Эмин Алиев,
главный редактор Day.Az