"Историческая призма": 1918 год. Армяне надеялись на Первую мировую, но потерпели провал

11 ноября 1918 года под Парижем, в Компьенском лесу, на станции Ретонд, в железнодорожном вагоне, главнокомандующий союзными  войсками французский маршал Фердинанд Фош подписал с представителем германского командования генерал-майором Детлофом фон Винтерфельдтом перемирие о прекращении военных действий.  

Так завершилась самая кровавая на то время в истории человечества война, которая длилась чуть больше 4 лет и была названа мировой, поскольку впервые охватила территорию нескольких континентов - в ней приняло участие 38 государств с населением 62% от мирового.

В результате войны военные потери участвующих в ней государств составили около 10 миллионов, а среди мирного населения - около 15 миллионов человек. Итоги войны привели к перекройке политической карты мира. Распались на отдельные государства Российская, Австро-Венгерская, Османские империи, потеряли ряд территорий Германия и Болгария. Некоторые государства расширили свои границы.
После окончания войны, 18 января 1919 года, в Париже начала свою работу Парижская мирная конференция. Основной задачей, стоявшей перед конференцией, было заключение мирных договоров со странами Четверного союза, решение дальнейшей судьбы новых государств, образовавшихся на развалинах бывших империй, установление новых принципов международных отношений.

"Историческая призма": 1920 год. Жадность армян лишила мира Южный Кавказ

"Историческая призма": 1920 год. Жадность армян лишила мира Южный Кавказ

В основе договоров, которые подлежали подписанию со странами Четверного союза, стояли 14 принципов, выдвинутых Президентом США Вудро Вильсоном и утвержденных Конгрессом США 8 января 1918 года. Основными положениями данных принципов был отказ от тайной дипломатии, создание Лиги Наций, создание взаимной гарантии политической независимости и территориальной целости как больших, так и малых государств, свободное, чистосердечное и абсолютно беспристрастное разрешение всех колониальных споров, основанное на строгом соблюдении принципа, что при разрешении всех вопросов, касающихся суверенитета, интересы населения должны иметь одинаковый вес по сравнению со справедливыми требованиями того правительства, права которого должны быть определены.

Особо пункты принципов касались Российской и Османской империй. Принципы Вильсона не давали четкого определения о будущем политическом статусе национальных окраин Российской империи, которые фактически уже существовали как самостоятельные государства. Было ясно, что страны-победители не хотели чрезмерного расчленения территории бывшего союзника на мелкие политические образования. Чего нельзя была сказать об Османской империи. В принципах отмечалось, что турецкие части Османской империи должны были получить обеспеченный и прочный суверенитет, а остальные национальности, ныне находившиеся под властью турок, должны были получить недвусмысленную гарантию существования и абсолютно нерушимые условия автономного развития.  
Армянские политические деятели считали, что великие державы обязаны были помочь им создать большое государство, которое должно было охватывать не только территорию Южного Кавказа, но и районы Восточной Анатолии, где проживало армянское население.

Основными доводами при этом было то, что на протяжении Первой мировой войны армяне участвовали на стороне стран Антанты в военных действиях против Османской империи и понесли значительные людские потери в ходе депортации с территории последней.

Самое интересное, что существовавшая к моменту окончания войны Араратская республика была создана именно благодаря Османской империи. И это несмотря на то, что на протяжении всей войны армянские добровольческие вооруженные отряды, состоявшие из подданных османского султана, совершив измену, участвовали в составе войск союзников в боевых действиях против турецкой армии на Восточном фронте, осуществляли этнические чистки против мирного тюрко-мусульманского населения в Восточной Анатолии.  

"Историческая призма": 1920 г. Как Вудро Вильсон и Армения проиграли Турции

"Историческая призма": 1920 г. Как Вудро Вильсон и Армения проиграли Турции

Более того, именно по настоянию османских представителей на Батумской конференции в конце мая 1918 года было достигнуто устное соглашение с азербайджанской делегацией о выделении армянам некоторых территорий в Иреванской губернии и города Иреван в качестве столицы для создания собственного государства. Авторы данной инициативы министр юстиции и председатель Государственного Совета османской империи Халил бек Ментеше и командующий войсками турецкой армии на Кавказском фронте Ферик Мехмет Вехиб паша надеялись, что таким образом армяно-турецкие отношения окончательно будут урегулированы и прекратится международное осуждение Турции за "армянский вопрос". В свою очередь, азербайджанская сторона, давая свое согласие на выделение армянам для создания государства части исторических территорий Иреванского ханства, надеялась отвести от границ Азербайджанской Республики поток армянских беженцев из Османской империи и добиться у армянской стороны отказа от притязаний на нагорную часть Елизаветпольской губернии (Зангезур и Карабах).

Далее Османское государство стало первым государством, признавшим независимость Республики Армения согласно Батумскому договору от 4 июня 1918 года.

Таким образом, если исходить из принципов Вильсона, с образованием Республики Армения армяне реализовали принцип права наций на самоопределение.

Однако, армянская сторона так не считала и вскоре после заключения союзниками с Османской империей 30 октября 1918 года Мудросского соглашения, по которому был дезавуирован Батумский договор, выступила с территориальными притязаниями по отношению к Османской Турции (шесть вилайетов в Восточной Анатолии, четыре санджака в Киликии), Азербайджанской Республике (Карабах, Нахчыван, Зангезур, Шарур-Даралаяз, Сурмали, нагорная часть Газахского уезда) и Грузии (Борчалы, Ахалцих, Ахалкалаки).

Как писал в своем докладе председателю Совета Народных комиссаров Советской России В.Ленину в декабре 1919 года самый известный советский армянский политический деятель А.Микоян, "армянские шовинисты, опираясь на поддержку союзнического империализма и черносотенного генерала Деникина, еще лелеют химерную, ставшую преступной, идею создания "Великой Армении" в исторических ее пределах от Черного моря почти до Средиземного в составе семи вилайетов. Отсутствие армян и наличие исключительно мусульманского населения на этой территории не смущает их. "Великая Армения" может опираться не на волю большинства населения, а будет навязана ему силой империалистического оружия, будет насаждаться кровью и железом на грудах развалин и невинных трупов "инородцев" путем очистки "Армении" от "преступных элементов", от мусульман".

В целях реализации своего авантюрного плана армяне прибыли в Париж аж двумя делегациями - турецких армян во главе с Погосом Нубар пашой и делегацией Араратской республики во главе с Аветисом Агароняном. В ходе работы конференции армянские делегаты, всячески демонстрируя особые планы своей миссии, уходили от сотрудничества с азербайджанской и грузинской делегациями в вопросе признания независимости. За время конференции так и не был решен вопрос о мандате на Южный Кавказ, на который претендовали Англия, затем Италия. Не дали ожидаемых результатов миссии представителей союзников в регион, которые должны были урегулировать пограничные споры между молодыми государствами. Основным достижением переговоров в Париже стало признание в январе 1920 года де-факто независимости трех государств Южного Кавказа.

"Историческая призма": 1919 год. США впервые поняли цену договоров с Арменией

"Историческая призма": 1919 год. США впервые поняли цену договоров с Арменией

Однако не были разрешены вопросы, касающиеся признания взаимных границ между республиками. Основным препятствием в решении этого вопроса были чрезмерные притязания Армении к своим соседям, несоответствие их реальной этногеографической картине, сложившейся в регионе. Армения хотела решить вопрос о границах с Азербайджаном и Грузией только вкупе с реализацией своих территориальных притязаний к Османской империи. Идя на уступки армянам, союзники рассмотрели их капризы на конференциях в Лондоне (февраль 1920 г.) и Сан-Ремо (апрель 1920 г.) и пришли к выводу обратиться к президенту США В.Вильсону принять мандат на Армению.

Союзники подготовили проект будущего договора с османским правительством, в пятом разделе которого отмечалось, что Турция, Армения и другие высокие договаривающиеся стороны соглашаются передать на арбитраж США вопрос о границах между Турцией и Арменией в Эрзерумском, Трапезунтском, Ванском и Битлисском вилайетах и принять затем его решение, равно как и любые условия, которые он может предписать по вопросу о выходе к морю для Армении. Впредь до решения арбитра границы между Турцией и Арменией должны были остаться в их настоящем виде. Границы же Армении на севере и востоке, то есть между Арменией и Грузией и между Арменией и Азербайджаном должны были быть установлены одновременно с границами между Арменией и Турцией, если по этому вопросу не будет добровольного соглашения между тремя кавказскими государствами.

Однако в июне 1920 года Сенат США 52 голосами против 23-х отклонил предложение Верховного совета Союзных держав принять мандат. Интересную мысль относительно последующих шагов союзников по вопросу об Армении высказал английский премьер-министр Д. Ллойд-Джордж: "С того момента, как Америка отбросила всякую мысль о принятии мандата на Армению, я сильно сомневался в возможности создать и сохранить независимое армянское государство от моря до моря. Всякое решение, осуществление которого потребовало бы военных операций в самом сердце Малой Азии, означало серьезную и длительную утечку ресурсов союзников. На мой взгляд, не могло быть и речи о том, чтобы союзники ввязались в войну во внутренней Анатолии".

10 августа 1920 года страны Антанты заключили в Севре (Франция) с Османской Турцией мирный договор, в который были включены статьи, касающиеся вопроса передачи Армении Битлиса, Эрзурума, Вана, Трапезунда, а также решения путем двусторонних соглашений границ Армении с Азербайджаном и Грузией. Не получив помощи в живой силе от стран Антанты, правительство Армении решило самостоятельно провести границы, обещанные ей по договору. Однако в результате начавшегося в конце сентября 1920 года военного конфликта с национальным турецким правительством, под контролем которого находились обещанные армянам анатолийские провинции, Армения потерпела тяжелое поражение.

"Историческая призма": Как армянская независимость превратилась в безнадежный проект

"Историческая призма": Как армянская независимость превратилась в безнадежный проект

При этом Армения не сумела установить контроль не только над указанными в Севрском договоре территориями Турции, но и потеряла районы Карской области, переданные под ее управление англичанами в мае 1919 года. Лишь вмешательство большевистской России и советизация позволили Армении сохранить территории в границах, установленных Батумским договором 1918 года.
По 10 пункту Александропольского договора, заключенного 2 декабря 1920 года с правительством Мустафы Кемаля, бывшее дашнакское правительство отказывалось от условий Севрского договора. Согласно 2 пункту Карского договора между Турцией и тремя советскими республиками Южного Кавказа от 13 октября 1921 года, новое коммунистическое правительство Армении также брало на себя обязательство признать новые границы Турции и не признавать никаких международных актов, не признанных национальным правительством Анкары.

Последнюю точку в истории Севрского договора положила Лозаннская конференция 1923 года. Лозаннский договор установил новые границы Турции, юридически оформив распад Османской империи и закрепив территорию Турции в ее современных границах. Договор провозглашал мир между Турцией и державами Антанты. Турция сохранила за собой территории, которые подлежали отторжению от нее по Севрскому мирному договору 1920 года.

Сегодня армянские политические деятели, давая оценку итогам Первой мировой войны, вновь вспомнили о 14 принципах Вильсона, пытаясь продвинуть политику международного признания так называемого самоопределения армян, проживающих на оккупированных азербайджанских территориях Карабаха. Однако ясно, что в данном случае принципы Вильсона, которые после Второй мировой войны были включены в Устав ООН, Хельсинкского Заключительного акта СБСЕ, грубо нарушены именно Арменией, поскольку не может быть осуществления права на самоопределение одного этноса за счет этнической чистки другой, проживающей на той же территории. Тем более, что армяне уже однажды самоопределились, создав в 1918 году за счет азербайджанских земель себе государство.

Ильгар Нифталиев,
доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института Истории им.А.А.Бакиханова НАН Азербайджана