Франция оправдывается перед Азербайджаном

"Не виноватая я, он сам пришел"... Эта фраза из знаменитой комедии очень уместно звучала бы в устах Парижа, принимавшего на днях главу сепаратистского режима оккупированного Арменией азербайджанского Карабаха и теперь оправдывающегося устами внешнеполитического ведомства.

"Франция не признает "НКР" и не поддерживает никаких отношений с теми, кто считает себя ее руководителями", - как и ожидалось, заявил сегодня представитель французского МИД.

И все же...

Так называемый "президент" Бако Саакян очень любит путешествовать, называя свои вояжи рабочими визитами. Являясь лицом неофициальным в связи со своей нелегитимностью, карабахский сепаратист с кровавым прошлым не может совершать визиты официальные, так как на официальном уровне не будет принят. Потому что нельзя, даже если очень хочется. Однако этот пикантный нюанс для армянской пропаганды ничего не меняет, потому что Саакян и прочие карабахские сепаратисты совершенно не ограничены в своих действиях.

Разумеется, сепаратиста не принимали в Елисейском дворце, разумеется, его не встречали у трапа самолета с почетным караулом. Но это не может служить оправданием. И вот почему.

В октябре Эммануэль Макрон три дня находился в Ереване для участия в саммите Франкофонии. Но в Азербайджан, как того требует дипломатическая политкорректность, ситуация в регионе и сопредседательство в Минской группе, не приехал. Армянские СМИ в тот период с уверенностью писали, что ожидается визит Макрона в Баку. Когда же этого не произошло, удивились даже они. Все прекрасно помнят, что после торжеств по случаю столетия "геноцида" в Ереване 24 апреля 2015 года предыдущий президент Франции Франсуа Олланд на следующий же день уже был в Баку.

Другие два сопреда Минской группы - Россия и США - стараются соблюдать баланс. Например, российское руководство, посещая Ереван, обязательно заглядывает в Баку, и наоборот. То же можно сказать об американской стороне - так, советник Дональда Трампа по вопросам национальной безопасности Джон Болтон побывал в обоих странах, демонстрируя баланс в отношениях Штатов к государствам региона.

Что же помешало господину Макрону выполнить долг, возложенный на него миссией, взятой на себя Францией в рамках сопредседательства в МГ?

Наверное, президента Франции вдохновил процесс сближения его страны с оккупированными территориями Азербайджана. Мэры французских городов, пусть и заштатных, регулярно бывают в Карабахе, заключают побратимство с переименованными на армянский лад карабахскими городами, в которых до учиненной Арменией этнической чистки жили азербайджанцы. Соглашения о побратимстве с населенными пунктами оккупированного Карабаха уже подписали 10 французских городов, что противоречит не только международному, но и национальному французскому законодательству. И правительство Франции ничего не предпринимает, чтобы остановить это беззаконие.

Так же оно бездействует и в случае приезда в страну-сопредседателя МГ армянского сепаратиста Саакяна. Примечательно, что в эту страну запрещен въезд сепаратистам с оккупированных территорий Грузии, Украины, туда заказан путь визитерам из Крыма и Приднестровья. Чем же армянский сепаратизм так сладок Парижу? Только лишь тем, что вопрос Карабаха в видимом пространстве не связан с Россией?

Ситуация действительно крайне неприятная. Обращающихся за визой граждан Азербайджана неделями мучают в посольстве Франции, а лица с поддельными паспортами спокойно путешествуют в Европу. Бако Саакян только называется "президентом", на самом деле его "президентство" нелегитимно, как и его "государство". Он не может обладать дипломатическим паспортом и прочими льготами, предусмотренными для руководителей государств и прочих высокопоставленных лиц. Он никто, рядовой гражданин Армении, хотя и называет себя "гражданином Арцаха". Попробовал бы он показать в парижском аэропорту эту карабахскую корочку... Хотя кто его знает, не исключено, что и с таким нарисованным "паспортом" карабахский сепаратист был бы допущен во Францию, где можно нарушать любые законы, если у тебя фамилия оканчивается на "ян".

Официальный Париж, делая устами МИД или посольства в Баку заявления о непризнании "НКР", всего лишь пытается снять с себя ответственность. Уже не раз приходилось слышать подобные оправдания от официальных властей Франции. И не только Франции. Руководства стран, представители которых особенно любят "отдых" в оккупированном Карабахе, закрывают глаза на действия лоббистов, уверенные, что последующее оправдательное заявление сгладит дипломатический скандал. Так они пытаются убить сразу двух зайцев - и богатой диаспоре угодить, и с Азербайджаном не поссориться. Но у всего есть предел. Когда критическая масса переходит допустимые границы, наступает время ответственности.

И вообще, как же не признает, если в столице страны принимают негодяя Саакяна, если ему дается возможность проводить антиазербайджанскую пропаганду на французской территории, устраивать встречи с высокопоставленными лоббистами, мотивировать армянскую общину и французское общество? До реального признания остался всего один шаг - поднять вопрос в Сенате, а там уже лобби все сделает, как нужно армянской стороне. И президент Франции вместе с МИДом снова будут разводить руками, мол, мы тут не при чем. 

К сожалению, снова и снова приходится говорить о торжестве в европейской политике двойных стандартов. Государства, позиционирующие себя центром цивилизованного мира, претендующие на право поучать других, как следует соблюдать международное право, сами нарушают его.

Наблюдая за таким поведением Парижа, волей-неволей начинаешь допускать, что соответствуют истине слухи о том, что именно Франция препятствует нормальному развитию отношений между Азербайджаном и Евросоюзом.

Так что же, учитывая все вышесказанное, эта страна все еще делает в Минской группе, призванной согласно мандату способствовать урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, возникшего по причине территориальных претензий Армении к Азербайджану? Государство, так открыто поддерживающее армянскую сторону и распахивающее все двери армянским сепаратистам, никак не может считаться объективной, нейтральной, незаинтересованной стороной. Оно не нейтрально, не объективно и крайне заинтересовано в продавливании армянской позиции. А это никуда не годится.

Впрочем, как и весь институт посредников в его нынешнем составе.

Зульфугар Ибрагимов