"Историческая призма": Реальная история Аскеранской крепости, неподвластная армянским вандалам
Армянские оккупанты, хозяйничающие в настоящее время на захваченных Арменией территориях Азербайджана, продолжают фальсификацию истории Карабахского региона. Теперь очередь дошла до старинной Аскеранской крепости, называемой фальсификаторами "Майраберд", присвоением которой сегодня занимаются в оккупированном Карабахе. В годы карабахской войны крепость пострадала, и оккупанты взялись не только восстановить ее, но и написать для нее новую историю, искажающую реальные факты, зафиксированные документально.
Что это за крепость и какую роль играла в истории Азербайджана?
Возможно, ни в одном из азербайджанских ханств, образованных в середине XVIII века не было построено столько крепостей, сколько их было построено в Карабахском ханстве. Особенности географического положения ханства, которое граничило с южными ханствами Азербайджана, некоторые их которых претендовали на политическое наследство Надир шаха Афшара, сложные отношения с рядом крупных ханств северного Азербайджана, вынуждали основателя ханства Панахали хана и его наследника Ибрагим Халил хана заботится о безопасности своих территорий.
Уже в период Панахали хана (1748-1763) были построены крепости Баят (1748), Шахбулаг (1751) и, наконец, в 1751-1756 годы Шушинская крепость. Каждая крепость строилась с таким расчетом, чтобы могла выдержать длительную осаду противника. Поэтому выбиралось место с соответствующим рельефом, с обязательным наличием водных источников. Крепости обычно имели цитадели, защищающие внутреннюю часть города, а также крепостные ворота для прямого сообщения с соседними ханствами.
Крепость Аскеран, воздвигнутая в 25 км от Шуши на берегу Гаргарчая, служила преградой от возможных нашествий с равнины. Как видно из названия, крепость строилась исключительно с военной целью. Она располагалась по обоим берегам реки. Высота стен крепости достигала 8 м, а их толщина - 2 м. Помимо этого в русле реки стояли еще две боевые башни.
Берега Гаргарчая были настолько обрывистыми, что обойти крепость Аскеран было невозможно. Некоторые историки связывают строительство Аскеранской крепости с именем Панахали хана, другие - Мехрали бека, третьи - Ибрагим Халил хана (1763-1806). Самые последние исследования доказывают факт сооружения этой крепости Ибрагим Халил ханом по завещанию Панахали хана в 1783-1784 гг.
Автор книги "История Карабаха" Мир Мехди Хазани об этом пишет: "Одним из выдающихся творений Ибрагим Халил хана являются также две крепости на горе Аскеран. Потому что народы Ширвана, Шеки и Дагестана враждовали с Панахали ханом. Остерегаясь их, он завещал, что если ему самому не удастся, то сын Ибрагим Халил должен построить крепость между этими двумя горами, чтобы во время войн ... элаты могли в этих горах и ущельях найти пристанище, а если в крепости Аскеран разместить воинов и стрелков, то противник никак не сможет обойти ее".
Автор другого труда о Карабахском ханстве, Рзагулу бек Мирза Джамал оглу также описывает историю основания Аскеранской крепости: "Эти крепости располагались в 18 км от Шушинской крепости, где между двумя горами проходила река Гаргар. Остерегаясь враждебности народов Ширванской, Шекинской и Дагестанской провинций, покойный Панахали хан завещал, что если ему самому не удастся, то его сын Ибрагим Халил должен построить крепость между этими двумя горами, чтобы во время нашествия врагов пешие войска располагались здесь. Расстояние оттуда до крепости Шуши составляло 8 верст. Враг не смог бы там пройти. Эти крепости окружают стойкие горы. Леса, камни, утесы и широкие степи. Во время вражеского нашествия элаты и другое население найдут там пристанище. А если в крепостях разместить стрелков, то враг не сможет там пройти, увести скот и разграбить имущество населения. По этому завещанию покойный Ибрагим Халил хан обе крепости: одну с восточной стороны, другую же - с западной, выложил камнями на извести, огородил мощными башнями и стеной".
Факт строительства Аскеранской крепости при Карабахских ханах подтверждает также армянский священник Яков Захарянц, который писал об этом в 1853 году.
В своей славной истории Аскеранская крепость испытала на себе крупные военные действия, которые велись за территорию ханства. В 1794 году новый претендент на сефевидское наследство Ага Мухаммед хан Каджар потребовал у Карабахского хана Ибрагим Халил хана подчиниться и в знак верности направить ему в качестве заложника своего сына. Однако, когда Ибрагим Халил хан отверг это предложение, Каджар направил на ханство 8-тысячное войска. В кровопролитном сражении у крепости Аскеран Каджар потерпел поражение. На следующий, 1795 год, когда войска Ага Мухаммед хана Каджара вновь начали наступление в направлении Карабахского ханства, то наряду с Шушинской крепостью, мощное сопротивление им оказали также ханские войска, расположившиеся в Аскеранской крепости. И вновь войска Каджара, потерпев поражение, оставили территорию ханства.
Во всех походах Каджара на Карабах в качестве проводника своим отрядом участвовал армянин Абрам Бекназарянц. В 1886 году в Петербурге другим армянином, Бархударяном были изданы воспоминания Бекназарянца под названием "Тайны Карабаха", описывающие походы Каджара на Карабахское ханство.
Одно из крупных сражений при Аскеранской крепости произошло в ходе первой русско-иранской войны (1804-1813), после заключения между Карабахским ханством и Российской империей 14 мая 1805 года Курекчайского договора. По этому договору ханство переходило под покровительство России, Шушинский и Карабахский Ибрагим Халил хан и его наследники на вечные времена признавались единственными законными владетелями ханства.
Заключение этого договора вызвало недовольство при дворе Каджаров, которые летом 1805 года направили свои войска на Карабах. Накануне, каджарский шах Фатали шах направил письмо Карабахскому Ибрагим Халил хану, в котором обещал передать Гарадаг и все налоги, поступающие в шахскую казну из Гарадага хану и его наследникам, если тот уступит ему обе башни Аскерана. Таким образом, шах хотел перекрыть в дальнейшем пути движения русских в Шушу. Но Ибрагим Халил хан остался верен договору с русскими и отверг предложения шаха. Поэтому, вскоре 5-тысячное войско наследного принца Аббаса Мирзы, перейдя реку Араз по Худаферинскому мосту, вступило на территорию ханства.
Аббас Мирза занял крепость Агоглан и расположил свой штаб в селение Чанахчы. Далее его войска подошли к крепости Аскеран. Русские войска численностью около 400 человек во главе с полковником Карягином и полковником-лейтенантом Котляревским укрепились в крепости Шахбулаг. Затем у крепости Аскеран произошло кровопролитное сражение, продолжавшееся десять дней. В ходе него Котляревски и Карягин были ранены, а русские войска, потерпев поражение и потеряв половину своих войск, отступили. После того, как каджары осадили крепость Шахбулаг, остаток русских войск, покинув её, благодаря армянскому проводнику сотнику Ване, отступило к Гяндже. Позже в знак благодарности сотнику Ване русские присудили звание мелика.
После убийства в 1806 году в Шуше карабахского Ибрагим Халил хана русское командование опасалось народного выступления. Поэтому на всех дорогах от Тифлиса до Гянджи были выставлены сторожевые посты. На территорию Карабахского ханства были введены дополнительные силы во главе с генералом П. Небольсином. Генерал расположился свои лагерем в Аскеранской крепости в ожидании наступления каджарской армии.
15 июля 1806 года в местечке Хонашен произошло сражение между русскими и каджарскими войсками. В бою на стороне русской армии участвовали также части карабахского хана во главе с сыном покойного Ибрагим Халил хана Мехтигулу ханом. Продолжавшийся около семи часов бой завершился поражением армии Аббас Мирзы, которая покинула Карабах.
Важным этапом в истории Аскеранской крепости был период Азербайджанской Демократической Республики. В этот время крепость Аскеран была важнейшим центром дислокации азербайджанской армии, которая защищала территорию Карабаха от военной агрессии Армянской республики. Защитникам крепости не раз приходилось вступать в бой с крупными силами армянской армии.
В ночь с 22 на 23 марта 1920 г. армяне устроили очередную провокацию в Карабахе, совершив вооруженное нападение на военные части национальной армии. Как отмечала газета "Азербайджан" в своем номере от 25 марта 1920 года, "в Аскеране армянские вооруженные силы напали на спящий отряд аскеров численностью в 50 человек, захватили отряд в плен и взяли аскеранские позиции".
23 марта 1920 года в связи с событиями в Карабахе гянджинский губернатор Х. Рафибеков в своей телеграмме в министерство внутренних дел сообщал: "Джеванширский уездный начальник и агдамский пристав телеграфируют: "Армяне напали на Аскеран. Загородили дорогу в г.Шушу. Бои идут сильно пока в Аскеране". В тот же день сообщение о нападение армян на Аскеран было передано заместителем военного министра А.Шихлинским главе правительства Н.Усуббекову: "Аскеран занят армянами полностью. По сведениям, армянами заняты все высоты нагорной полосы уезда. Наши партизаны заняли позиции между Аскераном и Агдамом. Идет перестрелка". Шихлинский отмечал, что организовал помощь и обещал, что "или сложим голову, или отстоим Аскеран".
25 марта министр внутренних дел АДР М. Векилов направил телеграмму в штаб армии о срочной отправке войск и артиллерии, предупреждая при этом, что "если мы поздно возьмем Аскеран, то будет совершенно бесполезно". Командование операцией по освобождению Аскерана и других занятых армянами районов Карабаха осуществлял генерал Габиб бек Салимов. В результате кровопролитных боев к 8 апреля азербайджанская армия сумела восстановить контроль над Аскераном.
Таким образом, крепость Аскеран, как и другие крепости Карабаха, своей славной и героической историей вписали яркую страницу в историю азербайджанского народа. Сегодня армяне, оккупировавшие Карабах, пытаются перечеркнуть эту историю, пристроить к ней свою, высосанную из пальцев. Но существуют документы, которые лишний раз доказывают, что история карабахских крепостей - это неотъемлемая часть истории азербайджанского Карабахского ханства. И в этой истории армяне всегда упоминались лишь в роли лазутчиков, проводников, которые своим предательскими действиями прокладывали путь захвату азербайджанских земель со стороны соседних государств.
Ильгар Нифталиев,
доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института Истории им.А.А.Бакиханова НАН Азербайджана
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре