Тайные страхи Пашиняна

Вчера в Армении прошли парламентские выборы, на которых большинство голосов заработали поддерживающие Никола Пашиняна силы. Как говорять сами пашиняновцы, революция победила в Армении окончательно.

Но есть и такие, которые утиверждают, что в Армении постепенно утверждается тоталитаризм. Это уже чувствуется во всех сферах. Этому способствует жажда Никола Пашиняна к единоличной власти. Столпом тоталитаризма всегда была правоохранительная система. Сегодняшняя Армения - не исключение.

СНБ Армении сразу после прихода к власти Никола Пашиняна стала инструментом преследований в его руках. Полиция ранее была пассивна. Это не нравилось Николу Пашиняну. Он прикладывал большие усилия для ее активизации Похоже, это ему удалось сделать.

Уже вчера полиция сообщила, что на основе изменений Уголовного кодекса Армении получает право использовать все законные оперативно-розыскные средства (например, прослушивание телефонов, внутренний аудит) для выявления избирательных преступлений.

Это означает, что Никол Пашинян дал карт-бланш полиции, чтобы она осуществляла действия исключительно по своему усмотрению и представляла эти действия как меры пресечения избирательных преступлений.

В действительности беспрецедентно, что полиция получает право прослушивать или следить за людьми без санкции суда.

Непонятно, какими критериями должна руководствоваться армянская полиция для раскрытия избирательных преступлений. Кроме того, кто сказал, что преступление должно готовиться как избирательное?

В основном избирательные преступления совершают известные в других сферах преступники, в большинстве своем они совершают избирательные преступления комбинированно либо параллельно. Армянские эксперты обращают внимание на то, что непонятно, как полиция должна пресекать избирательное преступление, если оно находится на подготовительном этапе или не доведено до конца. В конце концов, если, предположим, что у полиции есть база данных возможных карманников, квартирных воров, наркоманов или других категорий преступников и даже их отпечатки пальцев, то она никоим образом не может иметь аналогичную базу нарушителей выборов.

В выборы вовлечены политические деятели и политизированные лица. Если у полиции нет предварительной базы нарушителей, то как таковых должна брать под прицел политических деятелей и политически активных лиц. В таком случае получается, что полиция будет прослушивать граждан этой группы и таким образом получать возможность повлиять на политические события в Армении. Одним словом, Никол Пашинян создает в Армении политическую полицию.

К примеру, сайт News.am в рамках предвыборной кампании периодически показывал прямые эфиры зампредседателя РПА Эдуарда Шармазанова. Это не понравилось полиции. Полицейские посетили офис сайта и потребовали предоставить подтверждающие содержание вышеупомянутых публикаций доказательства, определенные либо иные факты, подтверждающие публикации.

"Сотрудник полиции также сообщил, что это не последний его визит, и отныне в связи с различными публикациями периодически будут навещать редакцию, требуя подобные доказательства. После соответствующей заметки на фейсбуковской странице главного редактора относительно визита сотрудника полиции в редакцию пришли двое сотрудников Шенгавитского отдела полиции, пытаясь заверить, что они не знают, кто и с какой целью посетил офис, мотивировав, будто посетитель мог вовсе не быть сотрудником полиции... Подобный визит в информационное агентство за два дня до выборов, "угрозы" периодически возвращаться, по меньшей мере, есть не что иное, как попытка повлиять на информационное агентство с целью препятствовать полноценному и всестороннему освещению выборов", - говорится в заявлении редакции сайта.

Хоть и такое поведение полиции неприемлемо, тем не менее, это обычное явление в Армении. Другого от властей ждать нельзя. Никол Пашинян пришел к власти в результате политического шантажа, а у пришедших к власти таким путем есть постоянный страх, обусловленный ощущением ближайшей потери власти. Никол Пашинян боится. Это ощущение будет сопровождать его до тех пор, пока он будет у руля власти. 

Сабухи Иманов