Призыв Трампа по Голанским высотам: случайность или традиционная позиция США?

Политическая карта мира подвергается постоянным изменениям. Названий некоторых существующих в наше время государств 50 лет назад на карте мира не было. Раньше не было таких государств, как Сингапур, Восточный Тимор, Южный Судан, Косово. Новые государства, как правило, возникают в результате продолжительных внутренних конфликтов и серьезных противоречий в сосуществовании сторон.

Обычно сторона, начавшая конфликт, называет свои действия национально-освободительным движением, а государство, заинтересованное в неприкосновенности своей территории, оценивает это как сепаратизм. Следует отметить, что, независимо от степени, одного только радикального сепаратизма недостаточно для обретения независимости. Важными условиями возникновения новых государств являются прежде всего следующие факторы:

- согласие международного сообщества;
- согласие суперсил;
- слабость на тот момент страны, в которой идет конфликт.

Примером тому является переход в период ослабления Османской Империи Ближнего Востока, Северной Африки и Балкан под контроль других империй, обретение независимости союзными социалистическими республиками в период слабости СССР. Суперсилы тех времен тоже были заинтересованы в распаде Османской Империи и Советского Союза.

Призыв Президента США Трампа 21 марта о том, что "настало время признать Голанские Высоты суверенной территорией Израиля", вызвал в международном сообществе замешательство. Многие связали этот призыв с эмоциональным характером Трампа, а влиятельная газета "Los Angeles Times" охарактеризовала его как "типичное заявление по-трампски". Этим заявлением многолетяя безуспешная ближневосточная политика США оказалась в еще более затруднительном положении. Можно ожидать, что в настоящее время вера в возможность Соединенных Штатов стать справедливым посредником на Ближнем Востоке, еще более уменьшится.

Как известно, принадлежащие Сирии Голанские Высоты были оккупированы Израилем в 1967 году, а с 1981 года продолжаются попытки полной аннексии.
В Резолюции Совета Безопасности ООН № 497 говорится: "Попытки Израиля применить свои законы, законодательство и систему управления на оккупированных сирийских Голанских Высотах не имеют никаких оснований и международной юридической силы".

Как и все члены ООН, США всегда подходили к ближневосточному конфликту, исходя из принципов ООН. Можно ли считать призыв Трампа по Голанским Высотам поворотным пунктом в ближневосточной политике Соединенных Штатов?

Чтобы выяснить этот вопрос, приходится рассмотреть позиции отдельных президентов в политике Соединенных Штатов Америки в направлении Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА) и деятельность могущественного еврейского лобби. Здесь следует обратить внимание на несколько моментов:

- поскольку США исторически моложе Османской и Британской империй, а также Франции, история ближневосточной и североафриканской политики США тоже не такая древняя, как у этих стран;
- североафриканская и ближневосточная политика США охватывает прежде всего ближневосточный регион;
- под ближневосточной политикой в американской дипломатии подразумеваются в основном американо-арабские, далее американо-турецкие, американо-иранские отношения;
- несмотря на то, что на протяжении долгих лет Америка имела серьезные энергетические интересы в регионе, а ее миссией было продвижение демократических ценностей, главная ее роль была сосредоточена на урегулировании израильско-палестинского конфликта.

Как известно, Ближний Восток - регион, который всегда был полон турбулентности. Динамика разворачивавшихся здесь исторически и протекающих в настоящее время процессов столь интенсивна, что словно по этой причине именно на Ближний Восток были посланы Пророки трех различных религий - Моисей, Иисус и Мухаммед.

Проблемы, с которыми сталкивается Ближний Восток сегодня, начались с распада Османской империи и раздела бывших османских земель Францией и Великобританией. По сути линии границ на Ближнем Востоке начертаны англичанами без каких-либо логических оснований таким образом, что они способствуют разжиганию в любой момент в регионе этнического, религиозного и межрелигиозного конфликта и вмешательству внешних сил.

После того, как европейские державы утратили свои доминирующие позиции в регионе, Соединенные Штаты Америки, вступив в регион с собственными интересами и обязательствами, начали укреплять свою империалистическую политику.

Очевидная роль США на Ближнем Востоке начала проявляться с 33-го президента Гарри Трумэна (1945-1953). Фактически это было составной частью "холодной войны" между США и СССР. Трумэн, приступивший к исполнению своих президентских обязанностей после Франклина Рузвельта 12 апреля 1945 года, был ветераном войны и жестким противником коммунизма. Будучи еще сенатором, Трумэн, запомнившийся большой симпатией к евреям, практически зажег "зеленый свет" евреям для возвращения ими своей древней родины, существовавшей на палестинских землях. Делая в бытность сенатором большие реверансы евреям на ближневосточную тему, Трумэн неоднократно получал предупреждение от Госдепартамента о том, что Соединенным Штатам будет нужна саудовская нефть, и рекомендацию избегать шагов, которые могли бы испортить отношения с арабами. В ответ на сказанное сенатор заявлял, что в его избирательном округе проживают лишь несколько арабов. Ближайший друг и бизнес-партнер Гарри Трумэна Эдди Джекобсон был евреем, и он убедил Трумэна в необходимости признать Израильское Государство.

34-й президент Дуайт Эйзенхауэр (1953-1961), исходя из справедливой позиции, стремился сблизить вовлеченные в конфликт стороны.

35-й президент Джон Кеннеди хотел продолжить тот же курс, но вскоре был убит. До сих пор продолжается дискуссия о том, было ли это убийство, совершенное мигрантом из Советского Союза, случайным или оно было целенаправленным.

36-й президент Линдон Джонсон (1963-1969) встал на путь открытой поддержки Израиля. В качестве ключевого фактора Джонсон указывал на то, что Израиль является демократической и дружественной страной. В его эпоху арабы начали сомневаться в возможности США стать справедливым посредником, и именно в это время СССР достаточно активно вмешался в регион.

В период руководства 37-го президента Никсона (1969-1974) отношения Соединенные Штаты-Ближний Восток пережили худшие времена. Этот период запомнился выбором терроризма в качестве тактики во время Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене, компенсацией Израилю потерь во время боев в Йом-Кипуре, использованием организацией ОПЕК (1960), ставшей политической силой в начале 70-х годов, нефтяного фактора в качестве экономической войны, длинными очередями на заправочных станциях по всей территории Соединенных Штатов Америки.

Следует отметить, что несколько президентов США пережили серьезные политические проблемы в связи с кризисом, сложившимся в регионе.

38-й президент Джеральд Форд (1974-1977) под влиянием промышленного лобби, заинтересованного в углублении связей с арабскими странами, принял решение пересмотреть отношения с Израилем и через государственного секретаря Киссинджера направил письмо премьер-министру Израиля Раббину. В письме содержалось предупреждение о том, что, если Израилю не удастся договориться с Иорданией и Египтом, то это скажется на регионе и двусторонних отношениях. Само собой разумеется, такая позиция Форда, не имевшего опыта президенства, не могла не раздражать Израиль. По этой или по какой-либо другой причине он смог пробыть в Белом Доме всего 900 дней.

Хотя 39-й президент Джимми Картер (1977-1981) сумел продемонстрировать себя как умелый посредник в достижении Кэмп-Дэвидского соглашения, ситуация в регионе вышла из-под контроля, и эпоха Картера вошла в историю иранской революцией и взятием в Тегеране в заложники американских дипломатов.
В эпоху 40-го президента Рональда Рейгана (1981-1989) события на Ближнем Востоке обрели еще более острый характер. Этот период отмечен ирано-иракской войной, поставкой Соединенными Штатами оружия Саддаму, применением этого оружия в впоследствии против самих же американцев и дальнейшим укреплением на Ближнем Востоке позиций исламских группировок, финансируемых из-за рубежа.

В эпоху 41-го президента Джорджа Буша (1989-1993) произошла война в Персидском заливе, и ее можно назвать относительно успешным для внешней политики Америки периодом.

В связи с тем, что в эпоху 42-го президента Билла Клинтона (1993-2001 годы) США активно участвовали в урегулировании конфликтов в других регионах мира, ближневосточная политика не была так актуальна, как ранее. Основу ближневосточной политики Клинтона составлял следующий тезис: "мы не можем диктовать урегулирование ближневосточного конфликта, и стороны должны договориться между собой".

Эпоха 43-го президента Джорджа Буша-младшего (2001-2009) вошла в историю совершенно новой формой терроризма и событиями 11 сентября.

Хотя 44-й президент Барак Обама (2009-2017) был избран главой государства в основном за свои заявления о том, что он положит конец войне в Ираке, в период его руководства Ближний Восток превратился в арену кровавых войн и гуманитарных катастроф. Безусловно, неожиданное продолжение ливийских событий, приход "Братьев-мусульман" к власти в Египте не входили во внешнеполитические планы Америки.

Особо следует отметить, что, начиная с 1967 года, официальная политика каждого президента США была направлена против размещения еврейских переселенцев на оккупированных территориях. Но никто из них не предпринял для этого практических действий. В результате в 1967 году полмиллиона евреев были размещены на оккупированной территории.

Вместе с тем, выступая с открытыми заявлениями, Клинтон, Буш и Обама отмечали важность создания функционального Палестинского Государства. Во время выступления в Каире в 2009 году Обама подчеркнул, что существование на Ближнем Востоке как Израильского, так и Палестинского Государства отвечает интересам США, Израиля, Палестины и всего мира. Лоббистская организация американских евреев AIPAC (American İsraeli Public Administration Company) мобилизовала 329 конгрессменов и 76 сенаторов обратиться с письмом к Обаме. В письме содержалась просьба к президенту не оказывать давления на Израиль.
Следует отметить, что обычно в сенате США сенаторы-евреи составляют не менее 15%.

AIPAC

Израильское лобби - главная, хотя и не единственная, причина близости США к Израилю. Израильское лобби:

- препятствует справедливой позиции США в урегулировании израильско-палестинского конфликта;
- оказывая влияние на прессу, формирует позитивный образ Израиля и негативный образ арабов;
- выделяет средства кандидатам в президенты. Начиная с 1990-х годов, лобби выделило для кандидатов до 60 миллионов долларов. Для сравнения отметим, что за этот период Арабо-Американские Группы выделили менее 1 миллиона долларов США.

Госсекретари

Уместно отметить, что в разгар израильско-палестинского конфликта госсекретарями США были евреи. 56-й государственный секретарь Киссинджер (1969-1977) был по национальности евреем. Конечно, Соединенные Штаты представляют собой совокупность различных этносов, сформировавшихся в качестве единого американского народа, но исторический факт, имевший место в бытность Киссинджера госсекретарем, может стать примером попытки Израиля использовать еврейский фактор на самых высоких уровнях. Между Киссинджером и премьер-министром Израиля Голдой Меир имела место личная переписка. В одном из своих писем госпожа премьер-министр писала: "Дорогой Генри, принимая решение по урегулированию израильско-арабского конфликта, не забывайте, что Вы - еврей". В ответном письме госсекретарь отмечал, что этот фактор не сыграл серьезной роли: "Дорогая Голда, я - прежде всего госсекретарь США, потом - гражданин Америки и лишь после этого - еврей". Ответное письмо со стороны Израиля не заставило долго себя ждать: "Дорогой Генри, мы в Израиле читаем справа налево".
58-й госсекретарь Эдмунд Маски (Марцишевский) (1980-1981) был евреем польского происхождения, 64-й госсекретарь Мадлен Олбрайт (1997-2001) - еврейкой чешского происхождения.

Только один раз в истории Соединенных Штатов в 1977 году должность госсекретаря в течение всего трех дней исполнял араб-маронит Филип Хабиб.
Чего опасаются Соединенные Штаты на Ближнем Востоке:

- создания нового халифата;
- прихода к власти религиозных лидеров, применения законов шариата;
- предоставления убежища террористам.

Следует отметить, что, действительно, Израильское Государство - сила, которая может остановить создание халифата и предотвратить террористические организации, и в этом смысле Израиль - страна, на которую Соединенные Штаты могут рассчитывать в регионе.

Чего хочет Ближний Восток от США:

- одинакового отношения к сторонам в арабо-израильском конфликте;
- применения логичных цен на нефть;
- невмешательства США во внутренние дела арабских стран.

Ближневосточная политика США и "Арабская весна"

После "Арабской Весны" Соединенные Штаты испытывают еще большую обеспокоенность в связи с Ближним Востоком, чем ранее. Влияние "Арабской Весны" на ближневосточную политику США можно охарактеризовать следующим образом:

- события не дали ожидаемых результатов;
- доверие арабских лидеров к США ослабло. Следует признать, что некоторые арабские революции произошли в результате других вмешательств извне;
- проживание некоторых арабских меньшинств на Ближнем Востоке стало невозможно, что привело к росту миграционного потока из Северной Африки и Ближнего Востока в Европу;
- арабам был затруднен въезд в Европу и США. Таким образом, арабские инвестиции устремились не в США и Европу, а в Китай, Юго-Восточную Азию и Турцию.

В результате нынешней политики США:

- цены для экспортеров нефти очень низкие;
- экстремистские группировки, такие, как Аль-Каида, ИГИШ, занимают еще более мстительную позицию, добиваясь привлечения в организацию новых членов даже из Европы;
- такие страны-партнеры, как Турция, испытывают трудности в оказании поддержки ближневосточной политике США.

Таким образом, в период, когда в ближневосточной политике США возникли серьезные трещины, а в мусульманском мире доверие и вера в эту страну были подорваны, 45-й президент Дональд Трамп (2017-...) признает Гудс (Иерусалим) столицей Израиля и заявляет, что настало время признать Голанские Высоты территорией Израиля.

Хотя международное сообщество не продемонстрировало единогласия в своем первом заявлении, оно жестко отреагировало на позицию США по Голанским Высотам.

Пресс-секретарь Генерального секретаря ООН Стефан Дюжаррик заявил, что статус Голанских Высот остается неизменным, и позиция ООН по вопросу о Голанах нашла отражение в соответствующих резолюциях Совета Безопасности ООН.

В заявлении Арабской Лиги говорится, что "заявление, поступившее из Америки, никоим образом не может изменить статус Голанских Высот. Голанские Высоты являются оккупированной территорией Сирии".

Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман и другие проамериканские арабские государства также отметили недопустимость подобного рода заявления. А наиболее жесткий ответ поступил из Сирии. Министерство Иностранных Дел Сирии назвало этот шаг международным оскорблением.

Протесты других лидеров региона - президента Ирана Хасана Рухани и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана сопровождались более резкими заявлениями.

Президент России Путин встретился с президентом Ливана Мишелем Ауном и обсудил этот вопрос.

Близкие сторонники США - Канада и Австралия подтвердили, что позиция их стран по Голанским Высотам останется неизменной.

Следует отметить, что негативно отреагировали на данное заявление Трампа не только арабские страны Ближнего Востока, но и союзники США по НАТО Франция и Германия.

Данное заявление Трампа представляет прецедентную угрозу для ряда стран, территория которых находится под оккупацией. Заявление заставляет задуматься и в Азербайджане, 20 процентов территории которого находится под оккупацией. Так, данной позицией в отношении проблемы Голанских Высот президент США, явно игнорируя международное право, открывает дорогу к очередному негативному прецеденту, угрожающему территориальной целостности стран. Разумеется, такая позиция ставит под серьезное сомнение объективность посреднической миссии США как одного из трех сопредседателей Минской Группы в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, длящегося более 30 лет.

С другой стороны, возникает необходимость в переводе Азербайджаном, известном своей толерантностью ко всем проживающим на территории страны этническим группам и конфессиям, отношений с Израилем и могущественным израильским лобби Соединенных Штатов на более практический уровень.

Таир Керимов,
Дипломат, выпускник Гарвардского университета,
личный переводчик Общенационального лидера Гейдара Алиева