"Историческая призма": 1920. Армянский мятеж и борьба за власть в Карабахе

Идея выделения четырех уездов Карабаха из состава Елизаветпольской губернии в отдельное генерал-губернаторство была выдвинута министром внутренних дел Азербайджанской Республики Халил беком Хасмамедовым в докладе правительству о положении в Карабахе в начале 1919 года.

В докладе отмечалось, что с приобретением Азербайджаном независимости среди армян нагорной части Карабаха начали проявляться стремление изолироваться и образовывать собственные крупные административные единицы. На этой почве участились случаи неповиновения властям, эксцессы против мусульманской части населения. Одновременно, в результате развала власти царство полной анархии на местах дало возможность волонтерам из Армении открыто вести агитацию об отделении Нагорного Карабаха от Азербайджана и присоединении к Араратской Республике.

Следствием всего этого явилось непризнание большей частью армянского населения нагорной части Карабаха азербайджанского правительства и, конечно, враждебное отношение к мусульманскому населению региона.

Положение еще более обострилось с появлением в Нагорном Карабахе армянских частей под предводительством Андраника и армянских четников из местного населения, совершавших грабежи, насилия и убийства мусульман. В результате около 150 мусульманских селений было разорено и разграблено, масса беженцев хлынула в низменную часть Карабаха.
 

Положение еще более обострилось с появлением в Нагорном Карабахе армянских частей под предводительством Андраника и армянских четников из местного населения, совершавших грабежи, насилия и убийства мусульман

Борьба против данного произвола находилось по закону в компетенции Гянджинского губернатора. Однако, в силу слабости местной власти и отсутствия за ней серьезной военной силы, а также в силу не вполне налаженного сообщения центрально правительства с регионами, Х.Хасмамедов предлагал создать в Карабахе высшую власть, облеченную особыми полномочиями.

Такой формой власти было предложено учреждение должности Временного генерал-губернаторства для районов Шушинского, Зангезурского, Джеванширского и Джебраильского уездов с резиденцией в Шуше. Предлагалось подчинить губернатору все местные учреждения и всех должностных лиц, кроме судебных и представителей государственного контроля. При генерал-губернаторе намечалось создание Совета, под его председательством, из представителей министерств: военного, здравоохранения, продовольствия и призрения.

Перед губернатором ставилась задача навести порядок в уездах Карабаха путем ликвидации армянского сепаратизма. Безусловно, что создание подобного чрезвычайного органа в Карабахе невозможно было без согласования данного шага с английским командованием. Английское командование вынуждено было согласиться с доводами азербайджанских властей о ситуации в регионе и дало добро на создание генерал-губернаторства в Карабахе под собственным контролем.

15 января 1919 года было издано официальное извещение Британской военной миссии о назначении доктора Хосров бека Султанова на должность генерал-губернатора Карабаха, правда, несколько ограничив его полномочия путем создания при нем Совета, куда должны были войти британский офицер в качестве представителя английского командования и по 3 представителя от армян и мусульман. Все служащие в пределах генерал-губернаторства содержались за счет азербайджанского казначейства. Кроме того, любое передвижение войск внутри границ генерал-губернаторства и издание приказов должны были быть заранее согласованы с английским командованием. Наконец, английское командование, видимо, пытаясь не вызвать острой реакции со стороны армянских лидеров Нагорного Карабаха и правительства Армении на создание генерал-губернаторства под управлением Азербайджана, особо оговаривало, что все спорные вопросы будут окончательно решены на Парижской мирной конференции.
 

Английское командование, видимо, пытаясь не вызвать острой реакции со стороны армянских лидеров Нагорного Карабаха и правительства Армении на создание генерал-губернаторства под управлением Азербайджана, особо оговаривало, что все спорные вопросы будут окончательно решены на Парижской мирной конференции

С первых дней существования Карабахского генерал-губернаторства армянское правительство и представители т.н. Армянского Национального совета Нагорного Карабаха забросали английское командование письмами, телеграммами и обращениями, в которых выражали протест по поводу создания особой администрации в Карабахе, подчиненной правительству Азербайджана. При этом армянское правительство считало Нагорный Карабах "неотъемлемой частью" своей территории, назначив сюда даже комиссара А.Шахмазяна. Армянский Национальный совет же предлагал выделить армянскую часть Нагорного Карабаха в отдельное генерал-губернаторство во главе с английским офицером, не подчиненным Азербайджанскому правительству.

Непоследовательные на первых порах шаги английского командования, выраженные в заявлениях его представителей о статусе генерал-губернатора Карабаха, также давали повод для давления армянской стороны. Во время встреч с представителями карабахских армян и правительства Армении генерал В.Томсон и представитель английской миссии в Шуше полковник Д.Шательворт заявляли, что пребывание азербайджанской администрации и войск в Карабахе отнюдь не предвещают, что в будущем эта территория должна принадлежать Азербайджану, поскольку окончательная судьба Карабаха будет решена на Мирной конференции.

Подобные заявления английского командования давали армянским сепаратистам Нагорного Карабаха возможность активизировать свои усилия. Так, в письмах представителей Армянского Национального совета, направленных правительству Армении и его комиссару в Нагорном Карабахе в марте 1919 года, ставилась задача добиться ликвидации Азербайджанского генерал-губернаторства, введения армянских представителей Нагорного Карабаха в состав делегации Армении на Парижской мирной конференции, создания в регионе единого командования, обеспечения его опытными командирами, оружием, деньгами и т.д.

После того, как командование английских войск в Карабахе устами полковника Д.Шательворта 4 апреля 1919 года вновь подтвердило признание генерал-губернатора Х. Султанова единственной высшей властью и призвала население беспрекословно выполнять все его приказы, действия англичан стали более последовательными. 6 мая 1919 года в донесении дипломатического представителя республики Армения в Грузии сообщалось, что генерал В.Томсон на основе рапортов генерала Д. Шательворта и майора Монк-Мэссона о положении в Карабахе пришел к выводу, что правопорядок в регионе нарушается благодаря агрессивной политике представителя правительства Армении А.Шахмазяна, который, называя себя генерал-губернатором Карабаха, внушал армянскому населению не подчиняться властям Азербайджана. В мае 1919 года А.Шахмазян, а позже и другой представитель Армении, М.Арзуманов покинули Карабах.

Произошли определенные изменения в политическом настроении армянского населения Нагорного Карабаха и его лидеров. Это нашло свое отражение в решениях VII съезда армян Карабаха, состоявшегося 15 августа 1919 г. в Шуше. Съезд принял "Временное соглашение армян Нагорного Карабаха с азербайджанским правительством" из 26 пунктов: "Нагорная часть Карабаха - Шушинского, Джеванширского и Джебраильского уездов (Дизак, Варанда, Хачен и Джараберт), населенных армянами, считает себя временно, до решения этого вопроса на Мирной конференции, в пределах Азербайджанской Республики. Шушинский, Джеванширский и Джебраильский уезды остаются выделенными в особую административную единицу Карабахского генерал-губернаторства, внутренняя организация каковой такова, что в нагорной, армянской полосе назначается администрация из армян с соблюдением прав меньшинства".
 

Документом также определялось, что "армяне Карабаха пользуются правом культурного самоопределения", что "правительство Азербайджанской Республики оказывает материальную и моральную поддержку населению Карабаха"

Документом также определялось, что "армяне Карабаха пользуются правом культурного самоопределения", что "правительство Азербайджанской Республики оказывает материальную и моральную поддержку населению Карабаха в деле скорейшего восстановления разоренных селений мусульман и армян", что "для урегулирования межнациональных отношений созываются периодически общие и местные армяно-мусульманские съезды" и т. д. Данное соглашение являлось единственным до 1921 года официальным документом по урегулированию отношений между армянами Нагорного Карабаха и правительством Азербайджана. Соглашение вступило в силу с момента его принятия съездом.

Временное соглашение армян Нагорного Карабаха с правительством Азербайджанской Республики оказало определенное влияние на позиции представителей великих держав в карабахском вопросе. Прибывший 28 августа 1920 г. в Баку Верховный комиссар союзных держав в Закавказье В.Гаскель во время беседы с премьер-министром Азербайджана Н.Усуббековым сказал, "что находит необходимым, чтобы Карабах, в том числе и Зангезур, окончательно перешли к Азербайджану".

23 ноября 1919 г. в Тифлисе между Азербайджаном и Арменией было подписано мирное соглашение. Стороны договорились решить все спорные вопросы, в т.ч. вопросы границ путем переговоров, а не силой оружия. Предусматривалось, что с момента подписания соглашения, ни одно из двух договаривающихся правительств не должно силой оружия подчинять себе не признавшие до того времени его власти районы.

По соглашению от 23 ноября Азербайджан вывел свои воинские части из Зангезура. Но Армения не замедлила направить сюда свои регулярные воинские части, нарушив тем самым указанное соглашение. Находившийся в это время в Шуше английский журналист Скотланд-Лидделл сообщал в Лондон, что вслед за подписанием соглашения от 23 ноября "армяне, пользуясь отходом азербайджанских войск, изменнически напали на мусульман в Зангезуре, где и разрушили до сорока мусульманских селений".

В связи с агрессией Армении, 30 декабря 1919 г. правительство Азербайджана потребовало от Верховного комиссара союзных государств в Закавказье В. Гаскеля принять срочные меры по прекращению агрессии и погромов азербайджанского населения. Тем не менее, агрессия Армении расширялась. Усилия правительства Азербайджана по нормализации обстановки в Нагорном Карабахе, по меткому выражению газеты "Азербайджан", разбивались "о злокозненные интриги таинственных дирижеров".

В ночь с 22 на 23 марта 1920 г., в день праздника Новруз байрамы в Нагорном Карабахе начался вооруженный армянский мятеж. Армянские вооруженные отряды внезапно и одновременно напали на воинские части Азербайджана, расквартированные в Шуше, Ханкенди и других районах. К ним на помощь подоспели части регулярной армии Армении. Армянским вооруженным силам удалось захватить Аскеранскую крепость. Дорога между Шушой и Агдамом была перерезана и оказалась под контролем армянских вооруженных сил. В ходе боев 2 апреля азербайджанские части под командованием генерала Г.Салимова освободили Аскеран, а 3 апреля без боя вступили в Ханкенди. Потери противника оказались значительными. Таким образом, накануне вторжения войск XI Армии Советской России правительство Азербайджана сумело восстановить контроль над ситуацией в Нагорном Карабахе.

После получения вести об апрельском перевороте в Баку, генерал-губернатор Карабаха Х.Султанов в телеграмме от 30 апреля 1920 г. всем уездным начальникам поручил принять необходимые меры для поддержания полного порядка среди населения, предупредив, что всякое самочинное действие и проявление хотя бы малейшего признака анархии будет рассматриваться как выступление против азербайджанской советской власти и караться по всей строгости военно-революционных законов.

В телеграмме от 10 мая 1920 г. на имя председателя Совнаркома АССР Х.Султанов информировал новое руководство Азербайджана об усилении военной агрессии Армении и просил принять необходимые меры. Однако, армяне, как дашнаки, так и коммунисты, понимая, какое значение имеет авторитет Х.Султанова для азербайджанского населения Карабаха и пытаясь отстранить его от должности, всячески старались скомпрометировать губернатора в лице нового советского правительства Азербайджана, обвиняя "в службе мусавату, а теперь большевикам".
 

6-7 мая 1920 г. так называемый комитет обороны крестьян Нагорного Карабаха выпустил обращение к председателю Совнаркома Советской России В.Ленину, где выразил недоверие ревкому Карабаха во главе с Султановым

6-7 мая 1920 г. так называемый комитет обороны крестьян Нагорного Карабаха выпустил обращение к председателю Совнаркома Советской России В.Ленину, где выразил недоверие ревкому Карабаха во главе с Султановым. В телеграмме министра иностранных дел Армении А.Оганджаняна правительству Азербайджана от 12 мая 1920 г отмечалось: "Организатор резни армян Султанов, надев красную ленту, снова находится у власти".

После советизации Северного Азербайджана были ликвидированы все прежние институты власти, в т.ч. должность генерал-губернатора Карабаха. Декретом Азревкома от 18 мая 1920 г. была учреждена должность чрезвычайного комиссара Карабаха, которым был назначен Д.Буният-Заде. Решением Азревкома от 22 мая 1920 года Х.Султанов был арестован и передан суду ревтрибунала. Но в дальнейшем ему удается избежать тяжелого приговора, покинуть Азербайджан и уехать в Турцию. 

Ильгар Нифталиев, ведущий научный сотрудник Института Истории им. А.А.Бакиханова, доктор философии по истории