"Историческая призма": 1919. Как армяне потеряли покровителей на Западе

Не успев провозгласить свою независимость в мае 1918 года, армяне обнаружили черты "великой" экспансионистской нации. Армения стала предъявлять непомерные территориальные требования к Турции, Азербайджану и Грузии. Армяне никак не могли простить Османской Турции условия Брест-Литовского договора от 3 марта 1918 года, который сорвал их планы по реализации декрета от 29 декабря 1917 года о "Турецкой Армении". Тогда Советская Россия обязалась вывести свои войска из Карса и Ардагана, которые рассматривались дашнаками как армянские территории.

Капитуляция Османской империи в Первой мировой войне и вывод её войск из Южного Кавказа по Мудросскому перемирию 30 октября 1918 года, возвестила для Армении начало новой эры и вскружила голову дашнакским лидерам. Они стали грезить о "Великой Армении", простиравшейся от Средиземного до Черного и от Черного до Каспийского морей. Для осуществления своих амбициозных планов правительство Армении стало проводить политику насильственной очистки территорий, на которые они претендовали, от мусульманского населения.

Армяне впервые получили право иметь свое государственное образование на Южном Кавказе с общей площадью около 10 тыс. км2, столицу для которой - город Эриван, им уступила Азербайджанская Республика.
 

Армяне впервые получили право иметь свое государственное образование на Южном Кавказе с общей площадью около 10 тыс. км2, столицу для которой - город Эриван, им уступила Азербайджанская Республика

Уже в апреле-мае 1919 года при помощи англичан Армения установила военный контроль над Карской областью. В мае-июле 1919 года создается т.н. армянское правление в Нахчыване и Шарур-Даралагезе. Для того, чтобы подвести под эти успехи прочный дипломатический фундамент, армяне направили в 1919 году на Парижскую мирную конференцию даже не одну, а две делегации.

Армянская национальная делегация, возглавляемая Нубаром пашой, представляла интересы турецких армян и армянской диаспоры, а делегацию Армянской Республики возглавлял Аветис Агаронян. Прибыв в Париж, армянские делегации представили совместный официальный меморандум, в котором центральное место занимали территориальные притязания к Османской Турции, Грузии и Азербайджану. В дополнение к территориальным требованиям обе армянские делегации запросили выплату Османской Турцией Армении репараций на общую сумму 19 млрд. франков якобы за "истребление армян" в годы войны.

Кроме этого, в июне 1919 года в Париже появился известный своими кровавыми преступлениями в Восточной Анатолии и Азербайджане Андраник Озанян, даже добившийся приема у президента Франции Раймона Пуанкаре, которой напомнил ему о былых "подвигах" 180 тысяч армянских добровольцев русской армии на Кавказе и 15 тысяч армянских добровольцев из Европы, которые пролили безвинную кровь сотен тысяч мусульман за "святое дело союзников".

В Париже на заседаниях кавказских республик армяне, можно сказать, не участвовали. Они считали, что Парижская конференция сама расставит все по местам. Многочисленные собрания с участием десятков журналистов, писателей, сенаторов и бывших министров - вот гарнир, под которым подавалось ежедневно одно и то же блюдо -сказки о единственно достойной внимания нации на Кавказе. Армянские делегаты преследовали по пятам лидеров великих держав, ежедневно напоминая им о долге перед Арменией.
 

Чрезмерные требования армян и тон, которым они были сделаны, вскоре стали давать обратный эффект. В конце концов, они лишились благосклонности многих политических лидеров Запада

Однако чрезмерные требования армян и тон, которым они были сделаны, вскоре стали давать обратный эффект. В конце концов, они лишились благосклонности многих политических лидеров Запада. Так выступая в палате общин парламента, премьер-министр Великобритании Д.Ллойд-Джордж сказал: "...Я знаю, что некоторые из армянских, я не хочу сказать требований, но желаний, были явно завышены. Они выходят за рамки того, что можно допустить в настоящих условиях. Одно время они включали в Армянское царство от моря до моря, от Средиземного моря вплоть до Черного, страны на огромной территории с населением, где армяне составляют весьма невысокий процент".

Попытки армянской делегации присвоить себе территории соседей, встретили жестокий отпор и со стороны азербайджанской делегации. По поручению правительства МИД Азербайджана обратился к союзному командованию, а также к дипломатическим представителям республики в Грузии и Армении.

4 июня 1919 года дипломатический представитель Азербайджана в Армении М.Текинский получил шифрованную телеграмму от правительства, в которой ставилась задача изучить положение мусульман, проживающих в Армении, с целью донесения всей правды до европейской общественности. С помощью мусульманского Национального совета Эривана была собрана обширная информация о невыносимой жизни мусульман Эриванской губернии. В ней в частности отмечалось, что "без учета спорных территорий азербайджанцы составляют половину населения Армении. Но у них нет элементарных прав. Вся Европа и Америка наслышана о не существовавшем истребление армян, но никто не знает, что только в южной части Эриванской губернии разрушены сотни мусульманских деревень, 150000 мусульман, изгнанных с исконных земель, стали беженцами без еды и крова".

Завершалась эта информация словами: "Если это положение продлится, то гибель живущих в Армении мусульман ясна как день".

К информации был приложен длинный перечень разрушенных мусульманских деревень. На страницах "Азербайджанского информационного бюллетеня", начавшего выходить в Париже с сентября 1919 года, регулярно печатались сообщения о зверствах и убийствах армянскими вооруженными отрядами в Эривани, Нахчыване, Зангезуре и Карабахе.

Между тем, в августе 1919 года английские войска покинули Южный Кавказ. Прекрасно понимая, что с уходом англичан Армения лишается прочного щита, который мог бы прикрыть реализацию её агрессивных планов против своих соседей, дашнакское правительство занялось поиском державы, которая согласилась бы принять на себя мандат, а фактически стать для армян новым покровителем. Причем, по мнению армянского правительства, мандатная держава должна была взять на себя обязательство "заставить турок, азербайджанцев и других освободить все армянские территории, разоружить население и наказать тех, кто участвовал, совершал насилия над армянским населением". Фактически армяне предлагали принять против мусульманского населения репрессивные меры.
 

По мнению армянского правительства, мандатная держава должна была взять на себя обязательство "заставить турок, азербайджанцев и других освободить все армянские территории, разоружить население и наказать тех, кто участвовал, совершал насилия над армянским населением"

Однако Лондон, Париж и Рим отказались даже думать, чтобы их завлекли в армянское болото. Когда в апреле 1920 года лидеры союзников собрались на конференции в Сан-Ремо, они, обсудив армянский вопрос и возможность передачи Армении под мандат Лиги Наций, решили отказаться от этой затеи, так как у Лиги Наций не было ни денег, ни вооруженных сил. Тогда встала кандидатура США, где армянские настроения давно распространялись протестантскими миссионерами и армянскими иммигрантами.

Интересно, что наиболее трезвомыслящие американские политические деятели, как генерал Харборд, предлагали президенту Вудро Вильсону отказаться от этой идеи и не идти на поводу у армянской пропаганды. В своем докладе от 16 октября 1919 года Харборд просветил американских политиков, попавших в армянские сети, что на территориях, на которые претендуют армяне, турки составляли большинство даже в те времена, когда армяне ещё не бежали оттуда.

Миссия Харборда не только положила конец интересам США к Кавказскому мандату, но и посеяла зерно сомнения в армянофильстве, широко распространенное в политических кругах страны. В конечном итоге 1 июня 1920 года Сенат США принял резолюцию, которой отказал президенту Вильсону в полномочии принять мандат на Армению.

Тем временем резко изменилась ситуация на Кавказе. С советизацией в конце апреля 1920 года Северного Азербайджана, все более активную роль в определении будущей геополитической конфигурации Кавказа стала играть Советская Россия. Политика заигрывания большевиков с Арменией завершилась заключением 10 августа 1920 года мирного соглашения, которое давало Армении надежду в будущем завладеть Зангезуром, Нахчываном и Карабахом. В тот же день, 10 августа между странами Антанты и Османской Турцией был подписан Севрский договор, который определял новую пограничную линию для Армении, предусматривал расширение её территории за счет четырех турецких вилайетов Восточной Анатолии (Трабзона, Эрзерума, Вана и Битлиса) и признание Османской Турцией независимости дашнакской Армении.
 

Положения Севрского договора были настолько унизительными для Турции, что они не были ратифицированы даже турецким султаном и не вступило в силу

Положения Севрского договора были настолько унизительными для Турции, что они не были ратифицированы даже турецким султаном и не вступило в силу. Однако вдохновленная "территориальными приращениями", предусмотренными Севрским договором и временным соглашением с Советской Россией, Армения в сентябре 1920 года начала военные действия против Турции. Эта война закончилась полным крахом для дашнакского правительства, которое потеряло контроль над Карсом, Сарыкамышом и Ардаганом. В состоянии агонии уже свергнутое правительство дашнаков заключило 2 декабря 1920 года Гюмринский договор, который фактически ограничил Армению территориями, определенными Батумским договором 1918 года, и отменял положения Севрского договора.

Положения Гюмринского договора позже были закреплены условиями советско-турецкого договора в Москве от 16 марта 1921 года. Однако данные потери для Армении были сполна компенсированы позже Москвой за счет азербайджанских земель. В июле 1921 года Кавбюро ЦК РКП(б) принимает решение о предоставлении армянам Нагорного Карабаха автономии в составе Азербайджана. В том же году Советская Армения окончательно устанавливает свой контроль над западным Зангезуром, вклинившись, таким образом, между Турцией и Азербайджаном и отрезав, тем самым, Нахчыван от последней.

После вхождения Азербайджана и Армении в состав Закавказской федерации в 1922 году границы между республиками, которые имели уже чисто формальное значение, под предлогом хозяйственной необходимости претерпевают новые изменения. В результате Армении передаются значительные участки земли из состава Нахчыванской АССР, Карабаха и Газаха, что увеличивает её территорию по сравнению с 1918 годом почти втрое.

Ильгар Нифталиев, ведущий научный сотрудник Института Истории им. А.А.Бакиханова, доктор философии по истории