"Историческая призма": 1918-1920 гг. Как у Армении появилась столица

Подписанный 3 марта 1918 г. между Россией и державами Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Болгария и Турция) Брест-Литовский мирный договор окончательно сорвал планы армян по реализации проекта о "Турецкой Армении". Статья 4 Договора предусматривала, что Россия "сделает все от нее зависящее, чтобы обеспечить скорейшее очищение провинций Восточной Анатолии и их упорядоченное возвращение Турции".

Потеряв с уходом русских войск из оккупированных турецких областей надежду на создание здесь своего государства, армянские политические круги, пользуясь общей обстановкой анархии, безвластия и безнаказанности, полностью переключились на реализацию данного проекта за счет территорий Эриванской и Елизаветпольской губерний Северного Азербайджана. Тем более, что у армян были для этого и значительные военные силы.

Армянский национальный корпус, который был сформирован к концу Первой мировой войны из солдат-армян, собранных со всех русских фронтов, а также за счет набора добровольцев-рекрутов из армянского населения, к этому времени насчитывал 30 батальонов общей численностью около 12 тысяч человек.

После издания "Декрета о Турецкой Армении" правительство Советской России также развернуло широкую деятельность по организации на территории России армянских добровольных отрядов и отправке их на Кавказ. Большевистское правительство помогло этим отрядам и материально, и морально; добровольцы получили талоны на беспрепятственный проезд, для них организовывались специальные эшелоны. Эти вооруженные до зубов отряды, имеющие за плечами богатый военный опыт, предприняли целый ряд вооруженных акций по расчистки территорий Эриванской губернии от мусульманского населения. Физическое истребление мирных жителей, кровавые расправы, зверства, запугивание, панические слухи - все было тогда пущено в ход армянами, чтобы вынудить коренное население уйти с земель, где веками жили их деды и прадеды.

Таким образом, искусственно создавались очаги компактного проживания армян, которые непрерывно увеличивались и разбухали за счет притока армянских беженцев из Турции. Они "десятками и сотнями тысяч наводнили уезды русских армян", - как писал впоследствии один из лидеров партии "Дашнакцутюн" О.Качазнуни. Этот гигантский поток озлобленных, доведенных до отчаяния армян расселялся не как попало, а опять-таки концентрировался в тех местностях, где уже имелись "опорные пункты" - в Эриванской и Елизаветпольской губерниях, в Карабахе, Зангезуре, вокруг озера Геокча.

Необходимо отметить, что по данным Кавказского календаря за 1917 год численность азербайджанского населения Эриванской губернии составляла 423123 (37,7%) человек. Азербайджанцы имели большинство в трех (Нахчыванский - 59%, Шарур-Даралагезский - 66,7%, Сурмалинский - 63,6 %) из семи уездов Эриванской губернии. В остальных уездах азербайджанцы уступали по численности армянам (Александропольский - 6,7%, Эчмиадзинский - 31%, Новобаязетский - 23,7%, Эриванский - 45,5%).

Военное командование Закавказского комиссариата, который провозгласил себя в середине ноября 1917 года высшим органом власти на Южном Кавказе и не признал власть большевиков, систематически сообщало о тяжелом положении мусульманского населения Эриванской губернии, которое подвергалось вооруженному нападению армян.

Так, в телеграмме начальника штаба Кавказского фронта генерал-майора Левандовского, направленной в Закавказский комиссариат 30 января 1918 года, сообщалось о донесении начальника Эриванского отряда в связи с кровавыми столкновениями между мусульманами и армянами. При этом он предупреждал: "Если сейчас же в начале не предотвратить нарождающиеся кровавые столкновения между мусульманским и армянским населениями в этой губернии, то весьма вероятно, что рознь быстро распространится повсеместно".

Вот как описывала эти события позже газета "Азербайджан" в номере от 25 сентября 1918 года: "Когда с уходом русской армии почва из-под ног армян была выбита, казалось, дашнакцаканам надлежало бы пересмотреть свою политику и свои отношения к мусульманам Закавказья, постараться установить с ними добрососедские отношения. Вместо того продолжает вестись прежняя политика. Армянские войсковые части вместо того, чтобы следовать на фронт, задерживаются в пределах Эриванской губернии и орудийным огнем разносят сотни мусульманских сел, причем на насильственно очищенной территории водворяются армяне-беженцы. Огромный Сурмалинский уезд очищается от мусульманского населения. Подвергается разгрому г. Нахичевань".

Чтобы иметь представление о масштабах армянских действий по вытеснению мусульманского населения из Эриванской губернии достаточно ознакомиться со "Списком разоренных и брошенных жителями мусульманских селений в Эриванской губернии до марта 1918 года".

Этот список включал по Эриванскому, Сурмалинскому, Эчмиадзинскому и Новобаязетскому уездам Эриванской губернии наименования 199 селений, которые были разорены армянскими вооруженными отрядами и брошены азербайджанским населением.

Вопрос о бесчинствах и насилиях армян над мирным мусульманским населением на перечисленных выше территориях неоднократно ставился на заседаниях совместных фракций и мусульманской фракции Закавказского Сейма, который сменил в феврале 1918 года Закавказский комиссариат.

На заседании совместных фракции Сейма 2 марта 1918 года во время выступления членов мусульманской фракции Г.Агаева, М.Магеррамова, Ш.Рустамбекова и М.Б.Рзаева особое внимание было уделено фактам насилия, учиненным 17-21 февраля 1918 года в Эриванской губернии со стороны армян, в результате которого были полностью разрушены 21 мусульманское селение.

10 апреля 1918 года состоялось заседание мусульманской фракции Заксейма, на котором с докладом о последних событиях в Эриванской губернии выступил член Сейма Мир Гидаят Сеидов. Он отметил, что начатая два месяца тому назад систематическая резня мусульман в Эриванской губернии продолжается беспрерывно и особенно обострилась за последние дни, о чем свидетельствуют только что полученные телеграммы.

Из слов докладчика было ясно видно, что эта резня мусульман армянскими войсковыми частями преследовала определенную задачу - очистить территорию для армян-беженцев из Османской империи и создать компактное целое для будущей автономной Армении. Таким образом, фактически закладывался территориальный фундамент для создания впервые на Южном Кавказе армянского государства, а также основа для новых претензий к соседям.

В целом за короткий период работы Сейма (10 февраля-26 мая 1918 г.), членами мусульманской фракции неоднократно поднимался вопрос о принятии действенных мер для обуздания бесчинств армянских банд против мусульманского населения Закавказья. Однако протесты представителей мусульманской фракции оставались гласом вопиющего в пустыне, тем более, что в Сейме 2/3 составляли армянская и грузинская фракции.

В результате успешного наступления турецких войск в мае 1918 года значительная часть Эриванской губернии перешла под их контроль. Батумский договор с Арменией юридически закрепил присутствие турецких войск на данных территориях. Согласно Батумскому договору от 4 июня 1918 года территория Араратской Республики свелась к двум уездам - Эриванскому и Эчмиадзинскому с общей площадью 10 тыс. км2 и с 400 тысячами жителями в обоих. Кроме этого, в ходе переговоров на Батумской мирной конференции в мае-июне 1918 года руководители азербайджанской и армянской делегаций достигли договоренностей о том, что Азербайджан не будет возражать против объявления Эривана столицей Армении, а в ответ на этот жест доброй воли Армения откажется от претензий на часть Елизаветпольской губернии, то есть на нагорную часть Карабаха.

Спустя два дня, на заседании Азербайджанского Национального Совета 1 июня 1918 года представляющие Эриванскую губернию члены Национального Совета, проголосовавшие за акт провозглашения независимости Азербайджана - Мир Гидаят Сеидов, Мир Багир Рзаев и Нариманбек Нариманбеков выразили протест по поводу уступки Эривана Армении. Однако Национальный совет без обсуждения приобщил данный протест к протоколу заседания.

На том же заседании члены Совета приняли решение об отправке делегации в Эриван в связи с вопросом об уступке Эривана Армении и организации помощи беженцам. Предложение принимается и в состав делегации выбираются: М.Г.Сеидов, М.Б.Рзаев, М.Ю.Джафаров.

Выступивший по этому вопросу на следующем заседании, состоявшемся 7 июня 1918 года, упомянутый М.Б.Рзаев произнес пророческие слова: "Я уверен, что в Эриванскую губернию никто из вас не поедет, туда поедем мы, эриванцы, я и Сеидов, но просим вас об одном: образовав свой самостоятельный Азербайджан, не забудьте нас, оставленных на территории Армянской Республики".

На заседании Национального Совета 13 июня 1918 г. член Совета Ибрагим Ага Векилов сообщил о тяжелом положении бродящих по уездам 150 000 эриванских беженцев, среди которых свирепствуют разные эпидемии, ежедневно бывают смертные случаи от голода; поэтому нужна скорая помощь продовольствием, одеждой и хозяйственными принадлежностями. Оратор закончил речь перечислением числа пострадавших и назвал 206 разоренных мусульманских селений Эриванской губернии.

Хотя согласно 6-му пункту Батумского договора от 4 июня 1918 года с Османской Турцией Армения брала на себя обязательство, что будет обеспечивать безопасность и свободное развитие мусульман, проживающих на ее территории, однако после вывода турецких войск с территории Южного Кавказа в ноябре 1918 года армянское правительство стало целенаправленно проводить политику этнических чисток на территории Эриванской губернии.

Весьма красноречиво это доказывают выдержки из доклада уполномоченного министра Призрения Азербайджанской Республики в Армении Т.Макинского от 2 сентября 1919 года, направленного министру Призрения АДР. В нем отмечалось: "Разбежалось и эмигрировало из Новобаязетского, Эчмиадзинского и Эриванского уездов до 150000 мусульман. В настоящее время в границах Армении осталось сравнительно небольшое количество мусульман, но и это количество с каждым днем уменьшается под давлением погромов и страха перед ними. Ныне совсем не осталось мусульман в Новобаязетском районе. В Эриванском уезде, в подчиняющихся правительству Армении районах мусульман имеется не более 25000 душ, в Эчмиадзинском столько же (25000), а в Сурмалинском (опять лишь в подчиненных правительству Армении районах) 15000 человек. Кроме того, в Эривани проживает 13000 тысяч беженцев и местного населения.

В Александропольском уезде мусульман всегда было мало. Таким образом, при учете нуждающихся мусульман Эриванской губернии цифра всего населения будет равняться максимум 80000-минимум 70000 душ. Положение наличного мусульманского населения ужасное: у них нет ни запасов хлеба, ни семян, ни сельскохозяйственного инвентаря, ни скота и большей частью - крова. Оно голодно, истощено, доведено до отчаяния своим бесправным, бедственным положением. Подавляющее большинство мусульманского населения на территории Армении не имеет никаких посевов, а те, которые не подвергались новым погромам, лишены возможности пользоваться своей землей (сданы в аренду и захвачены)".

За два последних месяца 1919 года армянскими вооруженными отрядами были повторно разгромлены 62 селения Эчмиадзинского, 34 селения Сурмалинского и все селения мусульман (кроме Зангибасара) Эриванского уезда. В итоге по сведениям министерства Призрения, к концу 1919 года число беженцев из разоренных мусульманских селений Новобаязетского, Эриванского и Эчмиадзинского уездов составило 200 тысяч человек. Основная их часть оседала в Нахчыване, Шаруре, Газахе, Гяндже, Шамахы.

Попытки правительства Азербайджанской Республики в период 1918-1920 гг. на двухстороннем уровне, а также при посредничестве представителей союзных держав решить с армянским правительством проблему тяжелого положения мусульманского населения Эриванской губернии не дали результатов. Армянские власти были верны себе: декларируя словесно приверженность к миру, они, не стесняясь никакими договорами, соглашениями и обязательствами, нарушали их.

На вопрос, почему это делается, слышалась вечная ссылка на турецких агентов, которые якобы возбуждают население против властей, вынуждая их усмирять выступления мусульманского населения. Таким образом армянские власти пытались снять с себя ответственность и сделать Турцию основным виновником своих жестокостей.

Главная же причина была в том, что армянскому правительству вечно не хватало территории с преобладанием на ней армянского населения. Армянские села даже на территории Армении были везде вкраплены в мусульманской массе. Для водворения турецких армян на их "будущей родине" требовалось подготовить очищенные от мусульман территории. Из этого положения родился и осуществлялся чудовищный план по истреблению мусульман и заселению очищенных от них пространств армянами выходцами из Турции.

В целом, политика геноцида и депортации, которую проводило правительство Армении в 1918-1920 гг. против мусульманского населения Эриванской губернии, наглядно показала, что армяне, кичась своей "цивилизованностью", на самом деле просто не дозрели до того, чтобы иметь собственное государство, а тем более управлять другими народами.

Ильгар Нифталиев, ведущий научный сотрудник Института Истории им. А.А.Бакиханова, доктор философии по истории