"Историческая призма": 1919-й. Страшная правда об Армении, которую мы не знали

На протяжении 1918-1920 годов мусульманское население Иреванской губернии подверглось систематическому насилию со стороны вооруженных группировок Армении. Армения пыталась решить проблему о спорных территориях с Азербайджаном путем этнических чисток и превращением губернии в национально однородную территорию.

5 января 1919 года в Баку было образовано Правление землячества мусульман Иреванской губернии. Одной из главных задач землячества было оперативное информирование правительства и парламента Азербайджана, а также союзного командования о положении мусульман в Иреванской губернии.

8 января 1919 года на заседании Парламента Азербайджанской Республики было зачитано обращение Правления мусульман Иреванской губернии. В нем указывалось, что "армянские войска захватили весь Сурмалинский уезд и часть Иреванского, Елизаветпольского и Шарурского уездов и двигаются к Нахичевани, причем мирное мусульманское население частично вырезается, а частично изгоняется из своих сел и вынуждено бежать через горы в пределы Персии, что грозит ему неминуемой гибелью. На насильственно очищенной территории водворяются армяне-беженцы из Турецкой Армении. Необходимо предпринять шаги, направленные к ограждению физического существования мусульманского населения Иреванской губернии".
 

"Армянские войска захватили весь Сурмалинский уезд и часть Иреванского, Елизаветпольского и Шарурского уездов и двигаются к Нахичевани, причем мирное мусульманское население частично вырезается, а частично изгоняется из своих сел и вынуждено бежать через горы в пределы Персии, что грозит ему неминуемой гибелью"

В телеграмме председателя Правления, а позже дипломатического представителя Азербайджана в Армении Теймур хана Макинского премьер-министру АДР Ф.Хойскому 18 января 1919 года описывалось положение, которое сложилось в губернии после вывода турецких войск: "Как известно, летом минувшего года турецкими войсковыми час­тями были заняты части Иреванской губернии почти со сплошным му­сульманским населением, а именно Сурмалинский и Шарурский уезды, а также части уездов Эчмиадзинcкого, Иреванского и Нахичеванского. В этом последнем уезде мусульмане также составляют гро­мадное большинство.

С очищением турками указанных местностей правительство Армянской Республики, рассматривая неизвестно по каким основаниям всю Иреванскую губернию как составную часть Армянской Республики, заняло своими войсками весь Сурмалинс­кий уезд и те части Эчмиадзинского и Иреванского уездов, где мусульмане живут почти сплошной массой, и намерено занять Шарурский и Нахичеванский уезды, куда уже направлены войска и где по имеющимся у нас сведениям происходят боевые столкнове­ния между армянскими войсками и мусульманским населением".

Учитывая "что азербайджанс­кое правительство лишено возможности активно выступить на за­щиту населения перечисленных местностей, составляющих неотъемлемую часть Азербайджана", Макинский предлагал организовать специальную комиссию из представителей Армянской и Азербайджанской республик и со­юзного командования в Тифлисе. В состав этой комиссии из Азербайджана предлагалось ввести, кроме дипломатического предста­вителя АДР в Грузии М.Джафарова, членов правительства, которые знакомы с Иреванским вопросом, и представителя Землячества. Помимо сего, Макинский отмечал необходимость принятия неотложных мер к скорейшему назначению дипломатического представителя Азербайджана при правительстве Армянской Республики.

31 января газета "Азербайджан" сообщала, что присяжный поверенный Магомед хан Текинский назначен дипломатическим представителем АДР в Араратской Республике.
 

Армянские беженцы, являющиеся турецко-подданными, размещаются в населенных мусульманами местах, которые в свою очередь выдворяются силой оружия

Интересно, что накануне, в газете "Азербайджан", в номере от 14 января 1919 г., публикуется письмо видного представителя Землячества мусульман Иреванской губернии Мир Гидаята Сеидова председателю Совета министров АДР Ф.Хойскому. В ней отмечалось, что под предлогом сопровождения армян-беженцев в Иреванскую губернию, на помощь армянским войскам, воюющим с мусульманами этой губернии, направляется со своим отрядом Андраник. При этом армянские беженцы, являющиеся турецко-подданными, размещаются в населенных мусульманами местах, которые в свою очередь выдворяются силой оружия.

В докладе также сообщалось, что после вывода турецких войск из Нахчывана, Шарура, мусульманское население этих уездов провозгласило создание Аразской республики. Отдельно в докладе нашло отражение тяжелое положение населения Ордубада, которому также угрожало физическое истребление со стороны вооруженных сил Армении и банд Андраника. В конце доклада выражалась твердая уверенность, что правительство Азербайджана примет экстренные и решительные меры к тому, чтобы население перечисленных районов Иреванской губернии "не было истреблено, разгромлено и разогнано", пришлет необходимое количество войск, а также посредством прессы сообщит о горестном положении мусульманского населения губернии всем государствам и народам.

В задачи землячества входило также оказание материальной помощи беженцам-мусульманам Иреванской губернии. В основном эта помощь оказывалась за счет членских взносов и единовременных пожертвований. Посильную помощь оказывало беженцам Иреванской губернии азербайджанское правительство. Как видно из телеграммы от 3 апреля 1919 года главы правительства Азербайджана командующему английских войск В. Томсону, на нужды беженцев был выделен один миллион рублей.
 

М.Текинскому было поручено "нег­ласно при помощи представителей разоренных мусульманских сел Иреванской губернии, по возможности и Карсской области, собирать статис­тические данные о понесенных мусульманами потерях, как людьми, так и имуществом

10 июня 1919 года в депеше министерства иностранных дел Азербайджанской Республики полномочному представителю Азербайджана в Армении М.Текинскому было поручено "нег­ласно при помощи представителей разоренных мусульманских сел Иреванской губернии, по возможности и Карсской области, собирать статис­тические данные о понесенных мусульманами потерях, как людьми, так и имуществом, с указанием имен, фамилий и места жительства пострадавших, убитых, раненых по возрастам, уведенных в плен, возвращенных и невозвращенных из плена мужчин и женщин, раз­рушенных селах, садах, угнанном скоте и проч. Желательно со слов представителей очевидцев или самих пострадавших составить опи­сание о крупных нападениях армян на мусульманские села".

Для координации помощи мусульманам, пострадавшим в Армении, постановлением от 2 июня 1919 года правительство АДР учредило в Иревани должность уполномоченного министра Призрения, которым стал Т.Макинский. Для обустройства беженцев из Армении 23 июня 1919 года правительство АДР постановило образовать центральную комиссию, а в губернских и уездных городах - местные комиссии.

2 сентября 1919 года уполномоченный министра Призрения Азербайджанской Республики в Армении Т.Макинский писал министру Призрения АДР: "События последних дней сделали положение мусульман трагическим. 50-60 селений, вернувшиеся на свои места, вновь разгромлены, а уцелевшая часть населения, бросив свое имущество, хлеб на корню и в амбарах, разбежалась.... Эмигрировало из Новобаязетского, Эчмиадзинского и Иреванского уездов до 150000 мусульман. В настоящее время в границах Армении осталось сравнительно небольшое количество мусульман, но и это количество с каждым днем уменьшается под давлением погромов и страха перед ними.

Ныне совсем не осталось мусульман в Новобаязетском районе. В Иреванском уезде, в подчиняющихся правительству Армении районах мусульман имеется не более 25000 душ, в Эчмиадзинском столько же (25000), а в Сурмалинском (опять лишь в подчиненных правительству Армении районах) 15000 человек. Кроме того, в Иревани проживает 13000 тысяч беженцев и местного населения. В Александропольском уезде мусульман всегда было мало. Таким образом, при учете нуждающихся мусульман Иреванской губернии цифра всего населения будет равняться максимум 80000-минимум 70000 душ.
 

"Положение наличного мусульманского населения ужасное: у них нет ни запасов хлеба, ни семян, ни сельскохозяйственного инвентаря, ни скота и большей частью - крова. Оно голодно, истощено, доведено до отчаяния своим бесправным, бедственным положением"

Положение наличного мусульманского населения ужасное: у них нет ни запасов хлеба, ни семян, ни сельскохозяйственного инвентаря, ни скота и большей частью - крова. Оно голодно, истощено, доведено до отчаяния своим бесправным, бедственным положением. Подавляющее большинство мусульманского населения на территории Армении не имеет никаких посевов, а те, которые не подвергались новым погромам, лишены возможности пользоваться своей землей (сданы в аренду и захвачены)".

Постановлением правительства АДР от 15 октября 1919 года для оказания материальной помощи мусульманам-беженцам из Армении было дополнительно выделено два миллиона рублей. В итоге по сведениям министерства Призрения к концу 1919 года число беженцев из разоренных мусульманских селений Новобаязетского, Иреванского и Эчмиадзинского уездов составило 200 тысяч человек. Основная их часть оседала в Нахчыване, Шаруре, Газахе, Гяндже, Шамахы.

В рапорте исполняющего делами генерал-губернатора юго-западного Азербайджана С.Джамилинского Карабахскому генерал-губернатору Х.Султанову в октябре 1919 года следующим образом описывалась трагическая судьба беженцев из Армении: "Положение и страдание старых и новых беженцев вследствие отсутствия материальной и медицинской помощи не поддается описанию: их косит голод, ежедневно умирают сотнями; матери в отчаянии бросают своих детей в реку, душа их, чтобы избавить их от ужасного страдания голодной смерти. Отцы бросают свои семейства и исчезают, бросив их на произвол судьбы, да и не хотят видеть, как будут умирать их любимые дети от голода и болезней".
 

Было установлено, что имущества жителей Зангибасара, Ведибасара, Нахчывана, Шарура, Шахтахты, Даралагеза поголовно было разграблено, 500 тысяч населения буквально обнищали, погибли от голода и болезней более 45000 беженцев

По предварительным подсчетам представителей Нахчывано-Зангибасарской делегации, результаты которой были опубликованы в газете "Коммунист" от 15 октября 1920 г. в статье "К положению дел в Нахчывано-Зангибасарском районе", было установлено, что имущества жителей Зангибасара, Ведибасара, Нахчывана, Шарура, Шахтахты, Даралагеза поголовно было разграблено, 500 тысяч населения буквально обнищали, погибли от голода и болезней более 45000 беженцев, около 70000 беженцев находились в Иране. Остальное 400000 расположились в окрестностях Нахчывана под открытым небом, голодные и полураздетые.

Об удручающем положении мусульманского населения Армении писал в своей докладной записке "Наша политика в Азербайджане за два месяца (май-июнь) после переворота", адресованной Председателю Совета Народных комиссаров РСФСР В.Ленину председатель Совета народного хозяйства Азербайджанской ССР Н.И.Соловьева. Он сообщал, что "при образовании Армянской республики в её пределах было 250 мусульманских селений, все они были уничтожены, теперь там нет ни одного мусульманина".

Как писал армянский историк А.Лалаян, "на протяжении двух с половиной лет своего господства дашнакцутюн вел вооруженную борьбу против азербайджанцев, живущих на территории Армении, убивая и грабя без разбора мирное население, уничтожая мирные села и деревни. За период 30-месячного нахождения у власти "Дашнакцутюн" численность тюркского населения Армении уменьшилась на 77%" .
 

"За период 30-месячного нахождения у власти "Дашнакцутюн" численность тюркского населения Армении уменьшилась на 77%"

Азербайджанские беженцы стали возвращаться в свои места лишь после советизации Армении. Однако это была лишь небольшая доля (около 90 тысяч человек) из той огромной массы, которая вынуждена была покинуть свои земли. Несмотря на неоднократные обращения азербайджанского руководства, армянское правительство чинило препятствия для возвращения беженцев, мотивируя это нехваткой земли и необустроенностью армянских беженцев из Турции.

Беженцы из Армении размещались в самых различных районах Азербайджана. Ареал их расселения был широким, охватывая Карабах, Нуху, Шамахы, Ареш, Гейчай, Гянджу, Газах, Гедабек, Нахчыван, Ордубад и др. регионы республики. Хотя люди вливались в состав титульного этноса, однако они вынуждены были приспосабливаться к новым условиям, новому укладу жизни, новым занятиям.Тем же, кому удавалось вернуться в свои села в Армении, жили в невыносимых бытовых и материальных условиях, считаясь людьми второго сорта и постоянно терпели унижения от местных органов власти.

Ильгар Нифталиев,

доктор философии по истории, ведущий научный сотрудник Института Истории им.А.А.Бакиханова НАН Азербайджана