Армению снова бесцеремонно используют

На днях Евросоюз дал мандат на переговоры о новом соглашении с Арменией, о чем сообщила сотрудник пресс-службы департамента иностранных дел и сотрудничества ЕС Виржиния Батту-Хенриксон. А на прошлой неделе государственный секретарь Франции по европейским вопросам Арлем Дезир во время визита в Ереван отметил, что новый документ, который будет подписан после переговоров, позволит Армении сотрудничать с ЕС в формате, не являющемся препятствием для членства страны в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).

Эта новость была воспринята в Армении с воодушевлением и расценена как переключение стрелки с евразийской на европейскую интеграцию.

А так ли все просто на самом деле? Об этом Day.Az побеседовал с российским политологом Олегом Кузнецовым.

- Лично у меня есть сразу несколько вопросов, на которые известные мне сообщения армянской и российской прессы не дают ответов, - сказал российский эксперт. - Во-первых, не совсем понятно, будут ли эти переговоры продолжением реализации программы ЕС "Восточное партнерство" или нет. Вопрос не праздный, ибо пример Украины показывает, к чему могут привести такого рода дипломатические и политические консультации и сформулированные в их процессе договоренности.

Во-вторых, масс-медиа содержат противоречивую информацию о том, какой именно документ станет конечным результатом переговоров - новое политическое соглашение или юридически обязывающий договор? Согласитесь, что это, как говорят в Одессе, две большие разницы: декларативными положениями соглашения всегда можно пренебречь или интерпретировать их в свою пользу, тогда как нарушать нормы договора чревато международными санкциями.

В-третьих, получить мандат - это не значит начать переговоры, начать переговоры - это не значит их успешно завершить. Средства массовой информации не дают ответа на вопрос о сроках этого действа, а это обстоятельство не позволяет адекватно понимать, насколько серьезны и конкретны намерения сторон, и пойдет ли дело дальше разговоров.

В настоящее время мы имеем только один несомненный факт: Армения получила от ЕС очередное приглашение установить более широкое политическое и экономическое сотрудничество, причем, и это очень важно для России, без отказа от ранее выбранного пути евразийской интеграции через членство в структурах Таможенного союза и ЕАЭС.

- Как при наличии такого количества недоговоренностей стоит рассматривать заявления европейских представителей?

- Насколько данные заявления искренни, сказать сложно. Приглашения от ЕС, вообще, изначально были озвучены дипломатическими представителями Франции - страны, политика которой испытывает на себе существенное влияние армянского лобби.

В настоящее время Франция занимает антироссийскую позицию, в доказательство чего можно вспомнить ситуацию с поставками вертолетоносцев типа "Мистраль". Это самый вопиющий факт, но есть еще немало менее известных уколов и шпилек, которые французский МИД периодически подбрасывает России.

Суммируя все это, можно с большой степенью уверенности сказать, что новая инициатива ЕС по Армении, тем более что она озвучена Францией, будет носить если не в краткосрочной, то точно в среднесрочной перспективе антироссийский характер.

- То есть, проще говоря, Армению в очередной раз используют?

- Конечно. В данном контексте меня, как гражданина России, интересует только один вопрос: какой тон выберет и какую позицию займет Армения. Ответ на него пока неочевиден. Вполне возможно, что нынешнее политическое руководство этой страны, как это уже не раз было в последние десятилетия, начнет эти переговоры, чтобы иметь рычаг воздействия на Москву в целях выдурить для себя дополнительные льготы и преференции, столь необходимые в условиях глобального экономического кризиса. Более удобного и универсального во всех отношениях жупела даже придумать сложно: все просто и примитивно, но очень эффективно. Дескать, мы нам газ по демпинговым ценам, а мы вам в ответ политическую лояльность.

Но нельзя исключать и иного варианта мотивации режима Сержа Саргсяна к переговорам с ЕС: скоро в Армении начинается очередной электоральный цикл, на содержание которого западноевропейская армянская диаспора попытается оказать самое активное воздействие и финансами, и интеллектуальными ресурсами. Если принимать во внимание этот аспект, то со стороны нынешнего политического руководства Армении данный шаг - реально очень умный и даже отчасти гениальный политический ход.

Достаточно хорошо известно, насколько сильна бюрократия Евросоюза и насколько она активна в деле защиты своих корпоративных интересов и авторитета. Начав переговоры с ЕС, Саргсян или кто-то из его клана, кто будет назначен преемником на посту армянского президента, тем самым, если не полностью отсекают, то существенно минимизируют возможности неблагоприятного для себя влияния армянской диаспоры стран Западной Европы на внутриполитические процессы в Армении накануне выборов.

В любом случае переговоры еще не начались, и как будут развиваться события, покажет время.

Лейла Таривердиева