Армяне до сих пор боятся летать в карабахском небе

Day.Az уже рассказывал своим читателям о той истерической реакции, которую вызвала в Армении статья заместителя директора российского Института политического и военного анализа Александра Храмчихина "Форпост с вопросами", опубликованная в специализированном еженедельнике "Военно-промышленный курьер". Российский эксперт привел многочисленные данные по военной технике, вооружениям и личному составу армянских ВС, которые в Ереване посчитали "совершенно секретными".

Более того, оппозиционная армянская пресса даже поспешила назвать публикацию Храмчихина "очередным предательским ударом России ножом в спину Армении".

Однако возмущенные армянские аналитики и даже официальные лица, такие, как замминистра иностранных дел Шаварш Кочарян или глава пресс-службы Минобороны Арцрун Ованнисян, фактически "не заметили" лестные оценки, которые Храмчихин дал армянским вооруженным силам, объявив их "уровень боевой и морально-психологической подготовки наиболее высоким среди армий государств Южного Кавказа".

Согласитесь, подобная "невнимательность" совершенно не присуща армянской стороне, для которой пропаганда "высочайшей боеспособности" собственной армии стала чем-то вроде национальной идеи.

Прокомментировать эту неожиданную ситуацию мы попросили главного эксперта Американо-азербайджанского фонда содействия прогрессу Алексея Синицына:

"Александр Храмчихин не балует читателей новизной данных или профессиональным анализом. Он уже лет 10 пишет одно и то же, во всяком случае, в отношении армянской армии, лишь незначительно меняя цифры по разным видам вооружений. Последняя такая статья под весьма симптоматичным названием "Когда начнется война между Арменией и Азербайджаном" вышла в свет более трех лет назад.

Поразительно, но все данные Храмчихина почти повторяются - те же "8 ПУ ОТР Р-17 (32 ракеты), не менее 2 ПУ "Точка", почти те же данные по танкам, самолетам и т.д. и т.д. Он даже к тексту своему подошел крайне консервативно, сохранив такой умилительный перл: "Размер сухопутных войск "НКР" (кавычки наши - Ред.) известен оценочно". Размеры существуют для дамского и прочего белья, а у войск другие критерии - оснащенность армии боевой техникой и вооружениями, численность, наконец, боевые возможности, но только не размер.

Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Посмотрите биографию Храмчихина в сети и первой строкой будет: "В армии не служил". Типичный птенец ельцинского гнезда с такими "светлыми" идеями, как... пригласить на российскую территорию войска НАТО для защиты от возможной китайской агрессии. Для кого-то это, может быть, и бред, но для Храмчихина - аналитика. Интересно, НАТО об этом предложении знает?

Однако вернемся, как говорят французы, "к нашим баранам", т.е. к военному потенциалу Армении.

Мало того, что данные, приведенные Храмчихиным, давно растиражированы в открытых источниках, так по принципиальным позициям они являются откровенной дезинформацией.

Откуда, например, взялись две пусковые установки тактического ракетного комплекса "Точка-У"? На ереванском параде провезли только плохо выполненные деревянные макеты этих ракет. Но скандал был большой. Москва заинтересовалась их происхождением и, в конце концов, даже такой известный проправительственный армянский политолог, как Сергей Минасян, вынужден был признать, что ни в Армении, ни в России не существует никаких документов о передаче армянской стороне столь мощного оружия.

Пойдем дальше и узнаем от "эксперта" о 15 штурмовиках Су-25, которые якобы базируются на армянских аэродромах. Откуда взялась эта цифра? Ее нет ни в недавно опубликованном "Глобальном индексе военной мощи" портала Global Firepower, ни в материалах Стокгольмского института исследования проблем мира, который специализируется по вопросам контроля над вооружениями. Оказывается, Храмчихин взял ее из русской версии Википедии со ссылкой на Международный институт стратегических исследований (IISS) в Лондоне. Поищите по документам IISS упоминание об армянских "Frogfoot" - "Лягушачья лапка" - так по классификации НАТО называются Су-25, и... ничего не найдете. 

Даже в докладе, на который широко ссылается армянская пресса, ни слова не говорится о Су-25, а речь идет лишь о беспилотных аппаратах "Крунк". Как эти летающие каракатицы взлетной массой всего в 60 килограммов превратились в штурмовики, на каждом из которых можно установить более 30 видов вооружений, знают только сами армяне. Насчет Храмчихина судить не берусь.

Есть у армянских ВВС пятерка стареньких Су-25, которые они поднимают в воздух, в прямом смысле, по большим праздникам. На параде в Ереване они пролетали, в учениях "Шант-2015" были замечены почему-то не в полном составе. Не густо для всех ВВС. Поэтому так негативно резко комментировали армянские СМИ публикацию перечня вооружений по российскому "арсенальному кредиту", в который графа "авиация" просто не попала. 

И еще вопрос - на основании каких фактов Александр Храмчихин сделал вывод о превосходстве ВС Армении над армиями соседних государств? Он мог бы опираться на результаты последних крупных учений Коллективных сил оперативного реагирования стран ОДКБ. Они проходили в Таджикистане на полигоне "Харбмайдон" в мае прошлого года. Но никаких доказательств высокого уровня боеготовности армянских войск они не дали и, собственно, дать не могли.

По легенде учений, бандформирования с территории Афганистана вторглись в таджикские пределы и подлежали немедленному уничтожению. Но это российские, а не армянские десантники впервые совершили массовую выброску, используя специальные парашютные системы "Арбалет-2". Их поддержал и белорусский десант. От таджикско-афганской границы "боевиков" отсекали бойцы 37-й десантно-штурмовой бригады аэромобильных войск Казахстана. Отлично проявил себя отряд спецназа Кыргызстана "Илбирс" на квадроциклах.

Гипотетических "талибов" бомбили, громили, уничтожали все. Но Армения-то на 2,5 тысячи участников учений была представлена всего тремя десятками военнослужащих, которых даже без личного оружия перебросили в Центральную Азию самолетом российской военно-транспортной авиации. На два дня выдали им парочку-другую модернизированных пикапов "Ниссан-Наваро" с пулеметами "Утёс". Потом, конечно, забрали. И все. На этом учения для армянских "Рэмбо" закончились.

Самое пикантное в освещении этих учений армянскими СМИ. Как только весной прошлого года действительно "запахло жареным" на таджикско-афганской границе, все восторги по поводу "боевого братства с Россией" в армянском обществе мгновенно исчезли. Об армянской "миротворческой миссии" завизжала пресса: "Где обсуждался этот вопрос, кто одобрил участие армянских военных в Таджикистане, в рамках каких войск будут служить армянские миротворцы? Неужели в ОДКБ, которая не получила миротворческого мандата от ООН?".

В общем, не хотят армяне выполнять своих союзнических обязательств или не могут, или просто трусят. А скорее всего, все три объяснения имеют право на существование.

С точки зрения конспирологии, статью Храмчихина можно расценить как некую "операцию прикрытия" реального положения дел в армянских вооруженных силах. Ведь он приписал им достаточно мощное вооружение, которого у них нет и в обозримом будущем не предвидится. А армяне только изобразили "праведный гнев".

Вполне допускаю и то, что "эксперт" руководствовался какими-то собственными соображениями, когда публиковал свою странную статью. Тогда армяне лишь использовали его в пропагандистских целях. Только что это меняет?

Запутать, дезориентировать кого-то такими "операциями" невозможно. В современном мире поставки вооружений - это "секреты Полишинеля". Все, кому нужно знать о них, знают всё. А об уровне боеготовности армянской армии надо судить не по заявлениям "экспертов", а по потерянной армянами технике, уничтоженных беспилотниках и сбитом вертолете "Ми-24". Сколько времени прошло, а они до сих пор боятся летать в карабахском небе", - резюмировал Алексей Синицын.

Лейла Таривердиева