Незаметный геноцид. Из Армении выдавливают русскоязычных

На днях известный армянский деятель Грант Варданян сделал в соцсетях запись, которая вызвала бурное обсуждение среди соотечественников, в основном одобрительного характера.

"Наверное, то, что я сейчас скажу, многим покажется слишком уж радикальным заявлением, - написал Варданян, - но на территории Армении должны запретить любые программы, фильмы и даже рекламы на русском языке. Должно также прекратиться вещание всех российских телеканалов. Вместо этого очень быстро везде должны усилить внедрение английского языка. Чем меньше людей у нас будет слышать и понимать русский язык, тем быстрее мы избавимся от самих русских"...

В этой связи вспоминается уникальное исследование, проведенное в конце минувшего года российскими специалистами. Результаты исследования "Изучение положения русскоязычных граждан в странах СНГ и прибалтийских странах" в части, касающейся Армении, привели россиян в ужас. По их признанию, такого они не ожидали, так как сложили себе представление об этой республике по материалам российских СМИ. Все же оказалось с точностью до наоборот. Мало того, что исследователи с удивлением узнали, что остатки русского населения ускоренно покидают Армению, так еще и к ним самим в этой стране отнеслись очень негостеприимно и даже недоброжелательно.

Армения избавляется от русского языка

Армения избавляется от русского языка

Российским экспертам можно только посочувствовать, потому что им открылась нелицеприятная правда о, так сказать, стратегическом союзнике и друге России, который привык только потреблять преимущества этих отношений, ничего не давая взамен. Однако все началось не сегодня. Еще в начале 90-х одним махом закрыв в Армении русский сектор, наши соседи проявили черную неблагодарность, так как именно негласная поддержка российской стороны стала тем фактором, который обеспечил выгодные для Армении итоги карабахской войны.

Были закрыты все государственные школы с преподаванием на русском языке, кроме одной - в русском селе Фиолетово в Лорийской области. Русская школа осталась также в Гюмри, где располагается российская военная база, для детей тамошних служащих, но граждане титульной национальности идут на все, даже на приписку себе русских бабушек и дедушек, чтобы их дети учились именно в этой школе.

Что примечательно, за "чистотой" классов наблюдает специальная Госинспекция по языку при правительстве, которая, как отмечается в вышеуказанном исследовании, насильно переводит в армянские классы армянских детей, обучающихся в русском секторе.

Всего этого в Ереване показалось мало и там продолжают "добивать" вопрос. Хотя для этого, если смотреть в корень, нет и не было никаких оснований. Наверное, армянские идеологи не рассказывают об этом, но даже в самые глухие советские времена армяне пользовались большими привилегиями, а армянский язык, в отличие от других национальных, имел особый статус. Это отношение передалось "по наследству" и независимой России, где армяне и сегодня продолжают пользоваться определенными привилегиями. Так, в прошлом году на преподавание предметов на армянском языке перешла переданная в распоряжение армянской диаспоры школа Санкт-Петербурга №259. Школа располагается в престижном районе северной столицы - рядом с Мариинским театром.

Сама же Армения не идет на ответные шаги, принимая все действия российской стороны как должное.

В Армении тихо расправляются с русскоязычными - ПОДРОБНОСТИ

В Армении тихо расправляются с русскоязычными - ПОДРОБНОСТИ

Комментируя Day.Az очередное проявление русофобии в Армении, кандидат политических наук, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Галина Ниязова отметила, что заявление Варданяна о необходимости запрета вещания на русском языке, несомненно, скандально по своей форме, но, тем не менее, эта тенденция к ограничению использования русского языка на территории Армении прослеживается еще с момента распада СССР.

Шагами на этом пути, по ее словам, стали принятие закона РА "О языке" в апреле 1993 года, устанавливающего статус армянского языка как единственного государственного и предусматривающего право на обучение на русском языке только этнических русских. Выступление министра образования и науки РА Армена Ашотяна перед Национальным Собранием в 2014 году с инициативой открытия пятнадцати школ с русским языком обучения собрала толпу недовольных граждан перед зданием армянского парламента и поэтому была отвергнута самим министром.

Масла в огонь добавил независимый депутат Теван Погосян в марте 2016 года после заседания Совета Парламентской ассамблеи ОДКБ, где официальные лица общались на русском языке без привлечения переводчиков. По этому поводу Погосян, в частности, заявил: "Несмотря на то, что обе стороны свободно владеют русским языком и подобным образом легче проводить обсуждения, тем не менее, в ходе подобных встреч должен быть обеспечен синхронный перевод".

"Очевидно, что проблема, как была выявлена после распада Союза, так и не теряет своей актуальности по настоящее время. И вопрос замены одного языка другим (как предлагает Варданян) - это вопрос, требующий постепенного решения через систему образования. Прошедших 25 лет могло хватить на то, чтобы русскоговорящее население Армении отринуло русский язык как инструмент приобщения к более качественному образованию, мировой культуре, научной и технической литературе и, что актуально в наш технологический век, к сети интернет на русском языке. Ведь создание этой же сети на базе армянского языка - проблема дорогостоящая и трудноразрешимая, и главная причина - недостаточное количество информации на армянском языке", - подчеркнула российский эксперт.

Галина Ниязова отметила очевидность того факта, что становление государственности невозможно без опоры на собственную историю и культуру. Отринув свое советское прошлое, Армения выдвинула на первый план национальную культуру, как главный индикатор своей независимости, поэтому русский язык, являющийся основной составляющей русской культуры, потерял свой статус "второго родного языка" и начал постепенно вытесняться.

В Армении разгорается новая антироссийская истерика

В Армении разгорается новая антироссийская истерика

"Тем не менее, важно осознавать, что культурный компонент - не единственный значимый в процессе становления государственности. Укрепляя позиции национального языка (ускоряя процесс разобщения и разрушая тем самым систему отношений, складывавшуюся десятилетиями существования Российской империи, а потом Советского Союза, отринув русский  язык и не выбрав ничего взамен), необходимо было уделить внимание экономическому аспекту. А нынешняя ситуация затянувшегося конфликта с Азербайджаном окончательно истощила экономику РА. И хотя долгое время Россия занимала достаточно откровенную позицию в вопросе нагорно-карабахского конфликта, наращивая военный потенциал Армении "в долг", о чем пишут многочисленные современные политологи, в начале апреля 2016 года эскалация конфликта произошла без вмешательства РФ, что, очевидно, привело к переоценке Арменией взаимоотношений с Россией и возобновлению призывов отказа от русского языка. Но такое отношение к русскому языку может быть негативно воспринято Москвой, которая уделяет большое внимание укреплению позиций русского языка в мире", - резюмировала Ниязова.

Заметим, что Россия не считает нужным открыто вмешиваться в эту ситуацию, хотя это бьет по ее интересам в Армении. Однако это не значит, что российская сторона спит и видит сны. Далеко не случайно, что после встречи в 2000 году тогдашнего президента РА Роберта Кочаряна и и.о. президента России Владимира Путина в Армении поспешно открылись 40 классов обучения на русском языке. Как отмечал агентству "Интерфакс-Азербайджан" завсектором Администрации Президента Азербайджана Фуад Ахундов, "видимо, В.Путин сумел найти нужные аргументы и неоспоримые доводы, раз позиция официального Еревана в этом вопросе изменилась на 180 градусов, и президент Армении так проникся заботой к русскому языку, хотя ранее данная идея почему-то его не особо посещала"...

Почему-то, говоря об отношении к русскому языку и русским, в самой России принято начинать разговор с Прибалтики и Грузии. Начинать его следует с Армении, так как в тех же странах Балтии с их членством в НАТО и неприятием советского прошлого продолжает жить около миллиона русскоязычных граждан. А в это время в Армении, стране, членствующей с Россией в одних, в том числе военных, союзах, их осталось менее 5 тысяч.

Думается, количество русскоязычного населения в РА будет сокращаться, пока оттуда не выживут последнего человека, смеющего говорить на языке страны, продающей оружие Баку, не поддержавшей Ереван в его апрельской провокации и сотрудничающей с Азербайджаном в глобальных проектах, в которых нет места Армении.

Лейла Таривердиева