Безысходный ор в саргсяновской Армении

В Армении, вроде как, назревает очередной "бунт на корабле". Во всяком случае, такой вывод напрашивается из сообщений армянских СМИ, согласно которым, оппозиционный блок ОРО, возглавляемый экс-министром обороны Сейраном Оганяном и экс-главами МИД Раффи Ованнисяном и Варданом Осканяном, заявил о намерении "вместе бороться с вероятным воспроизводством власти Сержа Саргсяна".

Заметим, что речь идет о блоке, который провалился на апрельских выборах в армянский парламент, не сумев преодолеть 5-процентный барьер. Однако это не мешает возглавляющим ОРО отставным политикам вновь озвучивать "масштабные инициативы", показывать себя силой, способной воспрепятствовать углублению кризиса, увеличению эмиграции, росту внешнего долга. С этой целью оппозиционный блок и намерен не допустить того, чтобы партия Саргсяна осталась у руля власти еще на пять лет, во имя чего Оганян, Раффи и Осканян "готовы оставить в стороне все разногласия и ожидают того же от других оппозиционеров". ОРО угрожает властям скорым началом уличной борьбы, будучи уверен в том, что эта борьба имеет большие шансы на успех, так как более 80% населения недовольны деятельностью армянского руководства.

Разрушение армянской экономики ожидается уже до конца 2017-го

Разрушение армянской экономики ожидается уже до конца 2017-го

Между тем, обращает на себя внимание то обстоятельство, что оппозиционеры конкретно не ставят перед собой цель смены руководства, концентрируясь на задаче предотвращения воспроизводства власти Сержа Саргсяна. То есть мишень "совместной борьбы" в исполнении ОРО носит в основном персонифицированный характер. А как же вопрос самой власти, сущности режима, на вершине которой восседает Саргсян? Похоже, лидеры ОРО в лице отставных армянских политиков не осмеливаются на большее, чем борьба против лично действующего президента. Причина связана с тем, что на армянском политическом поле вообще отсутствуют субъекты, способные замахнуться на смену самого режима. На этом поле взращены лишь семена ненависти к соседним народам, особенно к азербайджанцам и туркам, расцвела потребность в агрессии против Азербайджана, и нет внутри местной политической флоры ни одного "дерева", готового отказаться от сучьев, на которых сидит существующий режим. Исключение не составляет и ОРО, особенно, если учесть, что один из лидеров блока - Оганян - несет личную ответственность за уничтожение мирного азербайджанского населения в Карабахе, а двое других - хоть и безуспешно, но отчаянно пытались легитимировать на международной арене последствия армянской оккупации азербайджанских территорий.

Парк саргсяновского периода: начата ревизия лжеистории Армении

Парк саргсяновского периода: начата ревизия лжеистории Армении

Следовательно, содержание армянского политического пространства не дает никаких оснований полагать, что в Армении вообще может состояться реальная смена власти. И неудивительно, что тамошние оппозиционеры рассуждают лишь о необходимости воспрепятствования воспроизводства власти конкретного лица, а не всей властной системы в целом. Даже заявка ОРО на новый этап уличной борьбы в Армении воспринимается местными СМИ как поддержка той или иной внутривластной группировки. Конкретно, премьер-министра Карена Карапетяна с целью сохранить за ним пост, не дать его перехода в руки Саргсяна, который оставит президентскую должность в следующем году и, не исключено, постарается возглавить исполнительную власть.

Впрочем, приземленность амбиций ОРО и других групп армянской оппозиции лишь подогревает подозрения в том, что они всего лишь винтики в большой игре. К примеру, в игре того же Саргсяна, который мог организовать поддержку Карапетяну со стороны ОРО, чтобы самому после апреля 2018 года наслаждаться властью генсека правящей Республиканской партии "безо всякой ответственности". Или даже Москвы, которая, быть может, решила "подороже продать" Саргсяну премьерскую должность и сейчас искусственно завышает политическую цену Карапетяна.

Что же достанется самому населению Армении от всех этих игр, "воспроизводств" и ожидаемых уличных боев - вопрос, разумеется, риторический. Оккупировав земли Азербайджана, Армения сама стала заложницей собственной политики, которая не обещает ее народу ничего, кроме безысходности, кризиса без конца и пагубных последствий криминального правления.

Натиг Мамедзаде