Фикрет Садыхов: Анкара вряд ли вступит в ЕАЭС и откроет границу с Арменией

Министр экономики Турции Нихат Зейбекчи заявил на минувшей неделе о том, что Турция намерена подписать таможенное соглашение с ЕАЭС, создав зону свободной торговли.

"Страна надеется завершить соответствующие переговоры в 2017 году", - сообщил министр, отметив, что прежде чем говорить о таможенном соглашении с Евразийским экономическим союзом, Анкара должна завершить переговоры о режиме свободной торговли, касающиеся в том числе, инвестиций.

Напомним, что ЕАЭС - международное интеграционное экономическое объединение, созданное на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства и функционирующее с 1 января 2015 года.

Сейчас членами ЕАЭС являются Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстана. В соседней Армении данному факту, как всегда, придали политический оттенок, заявив на уровне МИД о том, что вступление Турции в ЕАЭС несет для Еревана конкретную выгоду, в частности, разблокирование границ с Арменией без предусловий.

Известный азербайджанский политолог, экс-дипломат Фикрет Садыхов, в беседе с Day.Аz высказал свою точку зрения по данному факту.

По его словам, заявление министра экономики Турции о налаживании сотрудничества с ЕАЭС и с Таможенным Союзом, создание зоны свободной торговли абсолютно не означает вступление Турции в Евразийский Экономический Союз.

"Как говорят в таких случаях в Одессе, - это две большие разницы. Сводить разные понятия к единой концептуальной основе и утверждать, что Турция с распростертыми объятиями и огромным желанием вступит в ЕАЭС, как мне кажется, мнение несколько преждевременное. Да, в Турции сегодня готовы сотрудничать с Таможенным союзом, так как это отвечает ее экономическим интересам, к тому же в ЕАЭС движущей силой является Россия, с которой у Турции установились довольно тесные связи. В том числе достигнуты взаимопонимания по ряду международных проблем и региональных вопросов, развиваются двусторонние отношения в формате стратегического партнерства. Именно поэтому полагаю, что данный вопрос инициирован турецкой стороной в целях налаживания более тесного сотрудничества с самой Россией. В данном контексте позиция Армении абсолютно ничего не решает", - заявил экс-дипломат.

Далее Садыхов отметил, что заявления биолога Шаварша Кочаряна, занимающего высокий дипломатический пост, о том, что турецко-российское соглашение бьет по интересам Армении, как раз тот редкий случай, когда его мнение не ошибочно.

"Во-первых, сближение Турции с Евразийским союзом и в частности налаживание более тесного сотрудничества с Россией - главным игроком данной структуры, можно расценивать как полное игнорирование интересов Армении со стороны Москвы. Так что Армении следует серьезно задуматься о своем настоящем и будущем. Во-вторых, я не исключаю, что этот факт содержит политическую интригу. Общеизвестно, что Турция на протяжении многих лет стремится войти в Европейский Союз, и Брюсселем были выдвинуты различные условия перед Анкарой, многие из которых она выполнила, хотя также никогда не согласится выполнять некоторые из них.

Что касается инициативы вокруг Евразийского союза, интрига со стороны Турции в том, что демонстрируя желание пойти на более тесное сотрудничество с ЕАЭС, она намекает Брюсселю, что впредь не намерена идти на новые уступки, и может полностью развернуться в сторону Москвы. В-третьих, я не думаю, что Турция как член НАТО и один из важных участников Североатлантического и военно-политического альянса может стать полноправным членом Евразийского Союза, вступив в эту организацию. Как я уже отметил, не исключено подписание соглашений о сотрудничестве, более тесные контакты с Россией, и даже с рядом остальных государств, которые входят в это интеграционное объединение (Казахстаном, Кыргызстаном, Беларусью), но это вовсе не означает открытие границ с Арменией, и тем более установление дипломатических отношений с этой страной. Опять-таки - это две большие разницы", - отметил наш собеседник.

По оценкам политолога, Анкара не станет менять своих внешнеполитических приоритетов и ориентиров, которые лежат в основе реализации ее внешнеполитического курса.

Матанат Насибова