"Воскресное чтиво" на Day.Az: "Не грусти" В рамках рубрики "Воскресное чтиво" Day.Az представляет рассказ "Не грусти" нашей постоянной читательницы Н.Оруджлу.

 

Мы призываем наших читателей продолжать посылать на электронный адрес [email protected] различные публикации, касающиеся искусства, истории, культуры, этнографии, традиций Азербайджана, и многих других областей жизни нашей страны, а также свои рассказы, ранее не печатавшиеся в прессе.

  

"Просыпайся, пожалуйста, тебе не подходит эта палата, кровать, вообще все, что происходит. Ты никогда не умел болеть, а ты не делаешь того, что не умеешь. Думала о нас, хотела определить свое отношение к тебе одним словом: Муж, любимый, друг, родной, близкий. Все это не объясняет полностью то, что я чувствую, то, как я тебя чувствую. Правильней всего будет сказать - ты это я"...

- Привет, бабуль. Как ты?

- Нормально.

- Без изменений? Что врачи говорят?

- Без... Ничего не говорят пока.

- Держись, все будет хорошо. Только не плачь.

- Конечно, будет. Не плачу, он же чувствует, тоже расстроится, а ему нельзя.

- Думаешь, он слышит нас сейчас?

- Конечно, слышит.

- Бабуль, а говорят ученые, это пока не установили точно.

- А что нам ученые, я чувствую, он слышит.

- Может, тогда расскажешь, как вы, например, познакомились. Помнишь? И ему приятно будет услышать.

.

- Прекрасно помню. Мне было 9 тогда...

- Ух ты, давно это было..

- Очень давно. Тогда все по-другому было.

- И где вы встретились?

- Мы жили рядом, но не общались, так как он был старше. Однажды я упала с велосипеда, а он помог. Тогда мне казалось, что он очень взрослый, шутка ли 14 лет ему было. Такой важный, растерянный немного, но очень решительный. Говорит мне: "Не плачь, до свадьбы заживет". "Долго до свадьбы ждать", - отвечаю. "Не очень", - говорит он мне. Я тогда даже не поняла, о чем он, но как-то успокоилась, и он до дома меня проводил. Потом провожал, когда встречались, опекал в школе, во дворе.

- Вы встречались так? Он тебе признался в любви?

- Нет, родная, тогда это все было не так запросто, как сейчас. Мы виделись как будто случайно, дедушка специально все устраивал, дружили. Сейчас уже сложно сказать, как оно было точно. Но все было очень по-доброму, светло.

- А когда он все-таки признался?

- На войну когда шел. Скоро началась война, и он должен был служить. Тогда и сказал, что любит, и просил ждать. Много я тогда плакала, потому что тоже поняла, что люблю, и не хотела расставаться. А он хмурился и не знал что делать, до сих пор не знает, что делать, если я плачу, нервничает.

- Да и папа теряется...

- Это у него от дедушки.

- Он у нас герой, да? До конца служил.

- Да, до самого конца. И медали есть. И даже ранение.

- Вот он наверняка никогда не плачет.

- Да детка никогда...

- Пойду, принесу, что-нибудь попить.

"Никогда не плачет", ей в ее возрасте кажется, что это показатель мужественности. А я видела твои слезы, не часто, не напоказ и даже слезы счастья. Когда родился наш малыш, почти сразу после твоего возвращения с войны, ты не отошел от всего, что видел там, волновался за нас, суетился. Однажды, кормя его, я уснула, проснулась от того, что почувствовала - ты рядом. Твои глаза были полны слез и такой гаммой чувств, казалось, что тебе подарили мир и ты боишься, что его могут сейчас отнять, как будто знаешь, что это не сон, но не веришь, что такое может быть. В них было столько жизни.

А теперь мне говорят, что, возможно, эти глаза больше не посмотрят в мои, они, возможно, не будут больше жить. Как можно говорить такое пациенту?... Хотя они же не знают, что у нас давно уже одно сердце на двоих. Не понимают, что без твоих глаз и мои жить не станут. Для чего жить без тебя? Какая она, эта жизнь без тебя, я уже 59 лет не знаю и дальше знать не хочу.

Мы вместе учились, боролись за счастье, строили наш дом, воспитывали детей, женили их, играли с внучатами и даже деревьев вырастили полный двор. Мы объездили много стран, многое повидали - и радостей, и трудностей. Мы были настоящей семьей, одним целым. А когда просят рассказать, в чем наш секрет, я и не знаю, что ответить. Нет секретов, наверно, это одно из главных вещей.

Открой глаза, без тебя мне никак. Или забери меня с собой туда, где мы навсегда будем вместе, туда, где уже не будет боли, старческой тяжести, чувства того, что ты можешь быть обузой, где нет страха потерять тебя и уверенности, что былое точно не вернуть. Где свет, где радость.

Я же чувствую, ты устал и не можешь вернуться, и меня одну оставлять не хочешь. Не мучайся. Давай как всегда вместе, забери и меня туда.

Ты уже знаешь как там? Хорошо? Или нет того, о чем все думают?

Хотя это не страшно, мы прожили так и столько, что не о чем сожалеть, добирать. Сожалеть могу только об одном - что не могу вернуть и прожить заново то, что было. Знаешь, я ни дня не хотела бы поменять, ни мгновения нашей жизни, даже сложные дни. Когда было холодно, ты обнимал, когда были голодные для страны времена, мы вместе выращивали овощи, когда была безработица, больше времени посвящали детям, когда была война, ты знал, что тебя ждут, а я - кем буду гордиться. Каждый мой день был наполнен тобой, и я за это благодарна Богу.

У меня к тебе и к Богу только одна, последняя просьба: не уходи без меня, не оставляй меня без него. Дорогой, ты всегда делал то, что я просила, не откажи и сейчас... Я не могу остаться без тебя"...

- Бабуль, что за странный звук у аппаратов деда?.. Бабуль, ты спишь?...