Звезда и судьба Гусейна Джавида – прогулка по дому-музею

Вы знали, что на небе есть звезда, носящая имя замечательного азербайджанского поэта Гусейна Джавида?

Мы тоже об этом не знали, пока не посетили его дом-музей, где он прожил недолгую, но яркую жизнь, оставившую после себя его свет. Совсем как звезды, которые не гаснут.

Музей расположен по улице Истиглалийат, в старинном архитектурном здании. Здание это было выстроено известным меценатом Зейналабдином Тагиевым для женской гимназии в 1898-1901 годах, которая действовала до 1918 года, в 1920 году первый и второй этажи были отведены для мужской семинарии, а на верхнем квартировали преподаватели. Среди них был и Гусейн Джавид, которому вместе с супругой Мишкиназ, сыном Эртогрулом и дочерью Туран выделили здесь двухкомнатную квартиру.

Необыкновенно талантливый поэт, романтичный, честный, верный человек, прекрасный муж, великолепный отец - Гусейн Джавид прожил трудную жизнь, которую посвятил своему народу, созданию для него бессмертных произведений, золотыми буквами вписанных в азербайджанскую и мировую литературу.

На двери музея имеется следующая надпись: "Возвращение на Родину великого поэта и мыслителя Гусейна Джавида и открытие его дома-музея было осуществлено по инициативе и последовательными усилиями Общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева".

Открытие дома-музея Гусейна Джавида состоялось 24 октября 2002 года, к 120-летию со дня рождения поэта...

Дом-музей состоит из 4 комнат и фойе общей площадью 245 кв.м. В музее хранится 4250 экспонатов. Директор отдела экспозиции Лала ханум любезно согласилась ознакомить нас с экспозицией, из ее рассказа мы узнали очень много интересного и по-новому открыли великого поэта для себя.

Как рассказала Лала ханум, поэт очень любил розы, что не преминул подчеркнуть скульптор Омар Эльдаров в памятнике-композиции, а затем развил эту тему в горельефе Гусейна Джавида для усыпальницы поэта в Нахчыване, где мраморный бюст поэта утопает в огромном букете из белых роз. Напротив висит табличка "Планета Джавида".

Сегодня имя великого азербайджанского философа значится и на карте звездного неба. В 1997 году украинский ученый Николай Черных открыл малую планету. В это время он как раз читал двухтомник сочинений Джавида на русском языке и под влиянием прочитанного решил присвоить своему открытию имя азербайджанского поэта.

В музее можно увидеть макет гробницы Джавида в Нахчыване (автор Ибрагим Ибрагимов), и тут же на стене висит фотография корабля имени Г. Джавида. Не случайно еще в юности Гусейн Абдулла Расизаде взял себе псевдоним "Джавид", который происходит от слова "вечность". Сила этого слова оказалась в какой-то мере пророческой...

Фойе музея названо "Литература Джавида". На правой стене висит ковер, изготовленный художницей-ковроделом Афаг Керимовой и посвященный Гусейну Джавиду, на нем - изображение железной дороги, по которой приговоренного поэта везли в Сибирь, его любимых роз и фиалки - символа разлуки. В нижней части - фраза, которую Джавид написал в своем первом письме из Сибири в 1939 году: "Берегите Туран!". Это можно понимать двояко: как беспокойство за дочь и как тревогу за судьбу тюркского мира, заметила наша гид.

К сожалению, судьба так сложилась, что все тяготы по хранению памяти членов семьи пришлись на старшую дочь семейства Туран Джавид. Задумав издать собрание сочинений отца, Туран ханум начала собирать его произведения, ей пришлось выезжать в Тбилиси и Иреван, за деньги выкупать драмы Джавида. Нужно заметить, что при издании произведений Джавида в советский период нарушалось его требование не менять авторскую манеру, указанную в конце каждого произведения: как известно, поэт писал свои произведения на турецком языке, а в изданиях советских лет слова переиначивали на азербайджанский лад. Поэтому Туран Джавид, готовя собрание сочинений отца, кропотливо работала над текстами, приводя их в первоначальное состояние.

В комнате на табличках, изготовленных из орехового дерева Сейфаддинном Мамедвалиевым, написаны названия произведений, пьес, отображающих героев произведений Джавида - МАТЬ, МАРАЛ, ШЕЙХ САНАН, ШЕЙДА, ИБЛИС, АЗЕР, АФЯТ, ПРОРОК, КНЯЗЬ, СИЯВУШ, ХЯЙАМ, имена актеров, сыгравших в данных пьесах - Аббасмирза Шарифзаде, Ульви Раджаб, Марзия Давудова, Кязым Зия, Рза Тахмасиб, Сидги Рухулла, Сона Гаджиева, Мохсум Санани, Алескер Алекперов, Мехти Мамедов, Шафига Мамедова, Али Зейналов, Гасан Турабов, Самандар Рзаев, Гамлет Ханызаде...

Входим в первый зал музея, называющийся "Жизнь Джавида". Со слов Лалы ханум мы узнаем, что Гусейн Джавид поселился здесь с семьей в 1921 году, когда стал работать в семинарии, и что семья прожила в этих стенах вплоть до той самой ночи 4 июня 1937 года, когда в 12-м часу за Джавидом пришли из НКВД. Эта комната, в основном отражающая биографию поэта и его жизненный путь, полна воспоминаниями. Поэтому, в отличие от  современно оформленного коридора, в дизайне этой комнаты ясно прослеживается атмосфера 20-30 годов.

На стене - портрет супруги, Мишкиназ Джавид. На нем она молода, еще не началась мрачная пора в ее жизни, но глаза печальны. По-видимому, художник Октай Садыхзаде, работая над портретом, находился в плену биографии своей героини. Ниже - воспоминания Мишкиназ ханум:

"Мы поженились в августе 1918 года. Свадьба была самая скромная, домашняя. Спустя пару дней после свадьбы Джавид сказал мне: знаешь, я время от времени пытаюсь писать, и я хочу, чтобы ты была одним из первых моих читателей. Но я не могла быть его читательницей, потому что не знала грамоты. И Джавид стал учить меня..."

Как рассказывает Лала ханум, после окончания школы Джавид хотел продолжить свое образование, но болезнь глаз вынудила его ехать в Тебриз на лечение, где он остановился у старшего брата. В эти годы он изучает персидский язык, на котором пишет письма своему учителю. В июле 1903 года он едет в Стамбул в надежде поступить в университет, чтобы получить высшее образование. Но болезнь вынуждает его возвратиться в Нахчыван. Вторую попытку получить высшее образование он делает через два года - в 1905 году. Но в университет его не принимают из-за отсутствия среднего образования. В течение нескольких месяцев он берет уроки у известного турецкого поэта и философа Рзы Тевфика, после чего его, наконец, принимают на литературный факультет Стамбульского университета, где обучение было трехлетнее. Он старается изучить русский язык.

В зале развешано много интересных фотографий. Наша гид обращает наше внимание на старый сундук, переданный в музей родственниками поэта. С этим предметом связана интересная история. Поэт всегда говорил, что не желает создавать семью с той, кого в лицо не видел и не знает. Ведь прежде на Востоке женщины, включая совершеннолетних девушек, по мусульманскому обычаю кутались в покрывала - паранджу, чадру, которые было не принято снимать при посторонних мужчинах. Тогда сестра поэта пригласила в гости подругу своей дочери по имени Мишкиназ, а Гусейн спрятался за этот самый сундук. Войдя в комнату, Мишкиназ сняла чадру, и поэт был очарован...

В центре комнаты стоит обеденный стол, на первый взгляд самый обычный, но он тоже сыграл важную роль в судьбе семьи Джавида. Явившись схватить поэта, работники НКВД провели обыск, но некоторых произведений Джавида так и не нашли. Им и в голову не могло прийти, что он спрятал свои записи в скрытых ящиках обеденного стола. По словам Лалы ханум, на церемонии открытия дома-музея Туран Джавид рассказала эту историю Гейдару Алиеву, который назвал это чудом.

А вот швейная машинка Мишиназ ханум, которая в полном смысле слова стала спасением для этой многострадальной семьи. После ареста Гусейна Джавида Мишкиназ ханум пришлось перенести немало испытаний, чтобы прокормить детей. Она устроилась на швейную фабрику имени Клары Цеткин, но администрация очень быстро прознала, что она - жена "врага народа", и поспешила избавиться от новой работницы, которая была вынуждена частным образом принимать заказы дома.

Переходим в спальню.

Привлекает внимание портрет Г. Джавида - подарок Зивярбека Ахмедбекова, главного архитектора города Баку в период советской власти. Далее взгляд цепляется за вставленный в рамку лист бумаги - это копия документа с отпечатками пальцев поэта из уголовного дела Джавида, под ним следуют строки из произведения "Хайам", а также фото поэта в профиль и анфас...

Гусейна Джавида арестовали в разгар сталинских репрессий - 4 июня 1937 года. В обстановке травли передовой части творческой интеллигенции он был объявлен "врагом народа", а два года спустя сослан в Магадан. Согласно архивным материалам, Гусейн Джавид умер от остановки сердца в связи с переохлаждением ног 5 декабря 1941 года в доме заключенных-инвалидов №21 села Шевченко Тайшетского района. Как свидетельствуют архивные документы, поэта похоронили в гробу №59 по мусульманским обычаям (лицом в сторону Мекки) 7 декабря, на похоронах присутствовали заключенные-азербайджанцы. Он был реабилитирован, посмертно, в 1956 году.

По инициативе Гейдара  Алиева 12 октября 1982 года, в связи с подготовкой к 100-летию поэта, было принято решение о перезахоронении тела Джавида в Нахчыване. После прощальной церемонии во Дворце Ширваншахов в Баку тело великого поэта и драматурга привезли в Нахчыван и перезахоронили рядом с отчим домом под тутовым деревом. После того, как над могилой поэта был воздвигнут мавзолей, 13 сентября 1996 года в нем были перезахоронены также тела жены поэта Мишкиназ и сына Эртогрула, а 12 сентября 2004 года тут нашла последнее пристанище и дочь поэта Туран Джавид.

Подходим к святая святых - письменному столу Джавида. На нем - чернильница, ручка, незавершенные произведения... Над столом можно увидеть отрывки писем, которые поэт писал своей семье, документ касательно обыска и свидетельство о смерти. Тут же висит большое табло, отображающее коллаж из обрывков основных фраз Джавида своей супруги Мишкиназ, а рядом - клеветнические статьи с подписью и без, написанные против поэта.

Далее Лала ханум ведет нас в комнату "Слава Джавида", в которой развернута экспозиция, посвященная его сыну - композитору, писателю, художнику Эртогрулу. Эртогрула не отправили на фронт в Великую отечественную, опасаясь, как бы сын "врага народа" не переметнулся на сторону немцев. Откуда им было понять, что его здесь держит совсем иная сила, зовущаяся патриотизмом. Ну, а в тылу на его долю выпало множество испытаний и унижений. Во время прокладки рабочим батальоном железной дороги Эртогрул заболел туберкулезом, с которым всеми силами пытался бороться. Однако голод и отсутствие условий в госпитале сделали свое дело, и болезнь унесла его жизнь 14 ноября 1943 года. Ему было 24 года. Он пережил отца всего на два года...

Справа от входа старое пианино с нотной тетрадью. Когда-то на этом пианино играли Эртогрул Джавид, его учитель Узеир Гаджибейли, Муслим Магамаев. На стене над инструментом увешана живописными работами Эртогрула.

В отдельной витрине - домашняя утварь семьи, посуда, медные тазы, сервизы...

Так жил, так творил замечательный поэт и человек Гусейн Джавид, место которого в азербайджанской литературе до сих пор не занял никто. Он неповторим.

...Уходя, я пролистала книгу отзывов. Она полна добрых и теплых слов о поэте. А еще слов благодарности музею за возможность еще раз прикоснуться к истории своей страны.

Тамилла Мамедова