Асли Самедова о влиянии пандемии на мир искусства: "Процесс самоорганизации получает новый виток развития"

Независимая арт-платформа Ta(r)dino 6 открылась в Баку чуть больше года назад. Свою деятельность платформа начала с проведения выставки молодого художника Самира Салахова, о которой мы тогда писали.

Ta(r)dino 6 организовали первую независимую выставку азербайджанского современного искусства в Венеции в мае 2019, участвовали  в ярмарке современного искусства Istanbul Contemporary в сентябре, провели персональную выставку немецкой художницы Ксении Финк одновременно в двух локациях - в Mузее Современного Искусства Баку и в своем альтернативном арт-пространстве в сентябре. В прошлом году бакинская аудитория также ознакомилась с лекциями и семинарами художниками из Великобритании, США и Германии.

Day.Az представляет интервью с основателем платформы, независимым куратором Асли Самедовой, в котором она рассказала о том, как пандемия повлияла на мир искусства в общем и Азербайджана в частности.

- Какие у вас были планы на этот год, пока не случилась пандемия? И как они изменились из-за строгих мер изоляции?

- Мы начали год с планирования первого дня рождения в нашей второй локации в Ичеришехер и запуском в ней видео-арт программы с весны. В фокусе 2020 года мы отметили два направления - поддержку женщин-художниц и налаживание региональных и международных связей. Мы готовились к запуску международной резиденции для кураторов и писателей в Баку. Для проживания им предоставлялась моя квартира, а для оплаты дорожных и прочих расходов мы искали спонсоров в зависимости от гражданства участника. Мы отобрали и пригласили 14 потенциальных кандидатов, но визит первого участника был сорван пандемией. 

В марте у нас намечалась выставка в пространстве Izone в Киеве, а в апреле - участие в ярмарке TAF в Тбилиси. Обе эти выставки в скором времени мы представим в онлайн-формате на нашем сайте.

Я вела переговоры с творческим коллективом Slavs & Tatars, Künstlerhaus Bethanien в Берлине и Residency Unlimited в Бруклине о возможности создания целевого гранта для азербайджанских и региональных художников на участие в арт-резиденции. Сейчас, по понятным причинам, всю работу в этом направлении пришлось заморозить.

Мы также надеялись представить звуковую инсталляцию "Турандот. Радиозагадки" в рамках Года Азербайджана в Италии. Наш партнер в Неаполе был готов предоставить площадку и покрыть некоторые расходы. А директор миланской Пинакотеки Брера Джеймс Брадберн, который посетил наше мероприятие в Венеции, предложил мне спецпроект работы в музее, в библиотеке которой хранится архив Пуччини, для следующего витка исследования в этой области.

Все эти начинания, к сожалению, пришлось отложить. Команда Ta(r)dino 6 надеется, что с окончанием карантина сможет приступить к отложенным проектам и найдет поддержку и понимание госструктур и меценатов.

Недавно Ta(r)dino 6 был принят в стартап программу Trans Europe Halles (TEH) 2020. Со следующей недели мы начинам дистанционный менторинг с коллегами TEH, визит которых в Баку в апреле был отложен. Также Ta(r)dino 6 стал членом региональной ассоциации Culture & Creativity, которая базируется в Украине.

Проект международной резиденции кураторов мы перевели в онлайн-формат. География нашего нетворкинга растянулась от Сан-Франциско до Токио и от Владивостока до Дубая. С некоторыми коллегами мы знакомы годами, а других узнали сравнительно недавно благодаря участию в таких мероприятиях как Kyoto Art fair, Istanbul Contemporary, Культурный Форум в Санкт-Петербурге, LOOP Barcelona и Talking Galleries. Мы делимся новостями, советуемся друг с другом и работаем над будущими проектами-коллаборациями.

Кроме того, наша команда тоже разрослась. Если раньше это были я и куратор Лесли Грэй, то с мая к нам присоединилась арт-менеджер Ольга Селезнева.

Многие прошлогодние проекты не были запланированы, а вытекали один из другого. Так, наш майский проект в Венеции привлек внимание организаторов ярмарки Istanbul Contemporary. В итоге, они оплатили многие наши расходы, связанные с участием, и предоставили бесплатный стенд, на котором мы показали работы семи азербайджанских художников. Именно благодаря поддержке иностранных коллег и друзей мы смогли осуществить прошлогодние проекты за рубежом. Нам также активно помогают искусствовед Севиль Зейналова и сами художники. Особенно хочу отметить Фархада Фарзали, Вюсала Рагима и Агиля Абдуллаева, который на этой неделе стал первым участником Инстаграм-проекта "Роман на неделю". Мы отбираем работы и просим художника ответить на 7 вопросов, ответы на которые публикуются в аккаунте @tardino6.

Для aztagram наш проект недельной инстаграм-выставки первый. Из подтвердивших свое участие в сольных инстаграм-выставках художников могу назвать Вюсала Рагима, Самира Салахова, Ирину Эльдарову, а также наших иностранных друзей Озана Аталана (участник прошлогодней Стамбульской биеннале), Софи Мюллер, Ксению Финк, Алекса Чекетти.

Каждому участнику предлагается на выбор символический гонорар, который он может взять себе либо решить, как им распорядиться в благотворительных целях. Начинается данный проект на личные средства организаторов, но хотелось бы, чтоб нашелся спонсор, тем более, эта инициатива не требует больших затрат.

Фото с персональной выставки Самира Салахова

- Как вспышка коронавируса повлияла на мир искусства?

- Во всем мире сейчас критикуется излишество, тщеславие и потребительское отношение. Арт-мир также не избежал подобных упреков. Мир искусства состоит из множества мирков. Иногда они даже не пересекаются. Многие мечтают быть на вершине, и не важно какой ценой. Посмотрите "Бархатную бензопилу", которая наглядно иллюстрирует процессы в международной сфере современного искусства. Один мой знакомый спросил, так ли все на самом деле. Я ответила, что все зависит от твоего круга. Мне с моим повезло, но нельзя сказать, что я или мои коллеги не сталкивались с несправедливым и неэтическим отношением.

О том, как и что будет меняться в международном арт-мире, ведутся дискуссии, я стараюсь следить за ними. Своими мыслями с широкой аудиторией делятся директора и кураторы крупных музеев, коллекционеры, менеджеры ведущих коммерческих галерей. К сожалению, они сфокусированы лишь на проблемах своих институций либо круга, поэтому все дискуссии очень похожи и скучны. Пока что больше всего обсуждается то, как все переходят на цифровой режим и с какими проблемами это сопряжено. Следующей популярной темой является подглядывание в замочную скважину за жизнью художников, творящих в самоизоляции, перепосты своих прошлых проектов, а из нового - онлайн-просмотры неоткрывшихся ярмарок и выставок в Zoom или похожих приложениях.

Намного интереснее следить за инициативами отдельных художников, независимых кураторов и альтернативных арт-пространств. Процесс самоорганизации получает новый виток развития. Еще до пандемии в Европе велись дискуссии о защите прав кураторов, их поддержке и разработке каких-то общих правил и кодов поведения. Особенно актуальным является введение безусловного базового дохода.

Например, в феврале я участвовала в подобной дискуссии бельгийской ассоциации Curators Anonymous в Генте.

Очень большого уважения достойна инициатива немецкого правительства: в течение нескольких рабочих дней на счет знакомых кураторов и художников села безвозмездная помощь в районе 5,000 евро на следующие 3 месяца. Ее получили все, независимо от гражданства резидентов Германии. Для Берлина, где многие художники и кураторы зарабатывают меньше 1,000 евро в месяц, такая помощь оказалась очень приятным сюрпризом.

Во Франции размер помощи - 1500 евро, а в Италии - каждому индивидуальному предпринимателю будет выдано 600 евро. Однако, этих денег не хватит даже оплатить месячную аренду квартиры в таком городе, как Милан. В США поддержать искусство вступились различные представители бизнеса и неправительственные организации такие как Bloomberg Philanthropies, Ford Foundation, Andrew W. Mellon Foundation, Rockefeller Brothers Fund, J. Paul Getty Trust, Helen Frankenthaler Foundation. По последним данным, вместе они выделили около 80 млн. долларов США.

Фото с презентации "Turandokht. Radio Riddles" в Венеции

- Какие шаги нужно предпринять для минимизации урона от пандемии?

- Я хотела бы привести цитату независимого куратора Марии Дмитриевой, опубликованной на портале берлинской платформы Transitory White, нашем партнере по проекту в Венеции: "На примере распространения и способах противостояния пандемии вируса COVID-19, можно заметить архитектуру социального неравенства и дефицита заботы, как явлений транслокальных и перетекающих по швам коррозии и дефицита. Самоизоляция тех, кто может себе это позволить за счёт других, препарирует и обнажает логистику распределения базовых потребностей, необходимых для выживания". 

Для меня стали важны проблемы, которые раньше я не замечала либо которые меня не касались по принципу "у меня же все хорошо!". Но как основатель Ta(r)dino 6, для меня важно благополучие художников, с которыми мы работаем. Без них - нет работы у нас - нам скоро нечего и некого будет показывать на выставках, некого звать на наши мероприятия, потому что это только миф, что для того, чтоб создавать сильное искусство, художник должен быть голодным!

Меня беспокоит будущее сообщества Ta(r)dino 6 и подобных нам независимых инициатив. В целом, азербайджанская арт-среда очень латентна, многие живут в параллельных реальностях и не общаются друг с другом. Это возможно в таких крупных городах как Париж, Лондон, Берлин или Нью-Йорк, но в такой маленькой среде как наша, необходимо быть близкими друг к другу. Я редко встречаю кураторов либо художников на выставках друг друга, если они не близкие друзья. У многих мероприятий в музеях и галереях нет хорошего пиара. Нам не нужно ждать окончания пандемии, чтоб что-то менять в своей профессиональной среде. Именно поэтому всю предыдущую неделю я работала с художником Вюсалом Рагимом и юристом Рашидом Мамедовым над составлением опросника. Мы призываем всех представителей творческих профессий, в первую очередь, художников и кураторов, посетить страницу  https://tardino6.art/COVID19 для участия в этом опросе. Мы составили его с целью лучше понять проблемы арт-сообщества и донести их до соответствующих органов.

Я привожу предварительные результаты нашего опроса, собранных в первый день его запуска. Так, у половины наших респондентов нет дополнительного заработка, а 70% не могут работать во время самоизоляции, так как у них нет условий для работы либо денег на покупку материалов. 33% прошедших опрос испытывают трудности с оплатой квартплаты и покупкой продуктов первой необходимости. Более 80% респондентов потеряли от 50% и более месячного дохода. Через форму обратной связи на следующем этапе мы будем собирать более подробную информацию о самых неотложных расходах и надеемся, что сможем посредством нашей сети контактов собрать сумму, необходимую для этих нужд. Многие из опрошенных ждут оплаты уже сданных заказов и проделанной работы.

Оплата профессионального труда и времени - тема отдельной статьи. Мне известны случаи, когда художники соглашались на выставки, где им не оплачивались не то, что гонорары, а производство и транспортировка их работ, а иногда работы так и не возвращались. В 2019-м году мы уже проводили недельный воркшоп 20 художникам о том, как правильно организовывать свою работу и делопроизводство. Еще одна неприятная практика, когда кураторы соглашаются бесплатно работать над проектами, где гонорар обязателен, не понимая, что это обнуляет не только их труд, но негативно влияет на общую экосистему. Особенно сейчас важна оплата любого участия и контента, который создается художниками. Я хочу обратиться с просьбой к иностранным культурным организациям, таким как Goethe-Zentrum Baku, British Council, Institut Francais, EU Delegation и посольствам - наверняка, у этих организаций есть проекты и мероприятия, которые отложены либо не состоятся в этом году. У нашей платформы есть социальные и культурные проекты с участием художников нашего опроса.

Фото с выставки на Istanbul Contemporary 

- Какие советы вы можете дать своим коллегам кураторам и художникам в период пандемии?

- Я призываю всех, особенно тех, у кого больше возможностей, связей и влияния в общественных кругах, чем у меня задаться вопросом, что бы они могли сделать в это нелегкое время, как бы они могли помочь коллегам в своей индустрии.

Когда-нибудь пандемия закончится, но важно сохранить единство и продолжить друг друга поддерживать, делиться мыслями, общаться, научиться делать коллаборации, после которых хочется продолжать совместную работу. Элементарно вспомнить притчу о прутиках: в одиночку мы хрупкие и ранимые, но, если мы объединимся, нас не сломить!

Франгиз Агаларова