Преступления и наказание Рубена Варданяна - ТЕМА ДНЯ от Акпера Гасанова
Автор: Акпер Гасанов
Бакинский военный суд вынес приговор по одному из наиболее резонансных уголовных дел последних лет, признав гражданина Армении Рубена Варданяна виновным в совершении тяжких преступлений против мира и человечности, военных преступлений, терроризме и финансировании терроризма. По итогам открытого судебного разбирательства он приговорен к 20 годам лишения свободы.
Подсудимому были обеспечены переводчик на русский язык и государственный адвокат, процесс проходил публично и с соблюдением процессуальных норм. Как видим, с юридической точки зрения вынесенный приговор выглядит не только справедливым, но и мягким.
Государственное обвинение, опираясь на объем и характер инкриминированных деяний, ходатайствовало о пожизненном лишении свободы. Суд, однако, остановился на срочном наказании, тем самым оставив осужденному шанс на освобождение по истечении установленного срока. В мировой практике по делам о терроризме, военных преступлениях и преступлениях против человечности 20 лет заключения в этом контексте никак нельзя назвать чрезмерной мерой.
Не вызывает сомнений, что приговор спровоцирует очередную волну эмоциональных заявлений и истерики со стороны тех политических и околополитических кругов, которые ранее возвели Варданяна в ранг "жертвы" и возлагали на него откровенно авантюрные и преступные надежды. Однако подобная реакция - не более чем классический "мартышкин труд".
В любой правовой системе мира участие в деятельности незаконных вооруженных формирований, финансирование террора, содействие насильственным депортациям и преступлениям против гражданского населения влекут за собой сопоставимые, а нередко и более суровые санкции.
Отдельного внимания заслуживает и вопрос так называемого "помилования", который регулярно поднимается в информационном пространстве. Позиция Азербайджана здесь предельно ясна и последовательна. Президент Ильхам Алиев недавно подтвердил, что в ходе визита в Баку эту тему поднимал вице-президент США Джей Ди Вэнс.
Ответ главы государства был окончательным и не допускающим двойных трактовок. И это логично: речь идет о лицах, осужденных за тяжкие преступления против государства и его граждан, о бывших главарях незаконного вооруженного режима, действовавшего на территории суверенного Азербайджана в прямом нарушении Устава ООН, Хельсинкского заключительного акта и норм международного гуманитарного права.
Еще раз особо подчеркну, что судебные процессы по этим делам проходили открыто, с участием адвокатов, при строгом соблюдении процедурных требований. Доказательная база включала свидетельские показания, документальные материалы и факты, которые не поддаются разумному оспариванию. Проще говоря, имели место конкретные преступления - и последовало конкретное наказание.
Никто в Азербайджане не звал Варданяна на временно оккупированные территории, не вынуждал его вступать в ряды преступной хунты и делать публичные заявления с угрозами в адрес азербайджанского государства. Это был его личный, осознанный выбор. А в правовом государстве за последствия такого выбора приходится отвечать.
Примечательно и то, что, оказавшись на скамье подсудимых, а затем и в местах лишения свободы, Варданян не выразил раскаяния, предпочитая позиционировать себя в образе "жертвы". Это, разумеется, его право. Однако данные его потуги отменяют факта совершенных деяний и не нивелирует их общественной опасности. Если он намерен в течение 20 лет отбывать наказание именно в этой ипостаси - это также его выбор.
В то же время нельзя не отметить один любопытный штрих. Недавно Варданян заявил об интересе к азербайджанской культуре и литературе: прозвучали стихи великого Мухаммеда Физули и фрагменты поэмы Гусейна Джавида на русском языке. В таком случае было бы даже справедливо - в рамках действующего законодательства и тюремного режима - содействовать этому начинанию: снабдить осужденного необходимыми книгами, текстами, переводами. Пусть у него будет возможность на протяжении этих 20 лет не только нести заслуженное наказание, но и задуматься о культурном и историческом контексте страны, против которой он сделал свой роковой выбор.
Итог же дела Варданяна прост и лишен всякой мистики. Есть суверенное государство, есть его законы, есть совершенные преступления и есть судебное решение, вынесенное именем Азербайджанской Республики. Все остальное - эмоции, мифология и попытки выдать личную ответственность за "политическое преследование". История, как правило, расставляет подобные вещи по своим местам. В данном случае она уже это сделала - в форме приговора, который, при всей своей строгости, оставляет осужденному ровно то, на что он сам когда-то пошел: жить с последствиями собственного выбора.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре