Российская коса на турецкий камень - РЕПЛИКА Похоже, что турецкая игра, которую затеял российский газовый монополист "Газпром", зашла в тупик. Как оказалось, односторонняя позиция, которую в вопросе газовых поставок занимает "Газпром", не устраивает не только Европейский Союз, но и Турцию, через территорию которой российская сторона и хочет вывести свой газ на европейский рынок.

Как известно, Россия еще в декабре прошлого года в одностороннем порядке заявила о том, что закрывает проект "Южный поток" и собирается строить новый газопровод ("Турецкий поток"), который позволит транспортировать газ в Турцию и страны Европейского Союза.
 

Вся изюминка в том, что "Газпром" не согласовал вопрос строительства "Турецкого потока", который также предполагает создание газового хаба на границе Турции с Грецией, с Европой и даже заявил, что готов построить трубопровод, а потом уже ждать строительства для него инфраструктуры в Европе.
 

Эта позиция была с непониманием и недовольством воспринята Европейской комиссией, которая также жестко ответила на эти заявления. В общем, позиция Еврокомиссии в этом вопросе такова - ЕС - покупатель российского газа и тратит на это миллиарды, именно поэтому, решения о реализации газовых проектов должны согласовываться. Это есть залог успешных партнерских отношений и надежности поставок газа.
 

Но не нужно забывать и о позиции в этом вопросе Турции, на сближении с которой хочет и сыграть Россия.
 

Как передает "Коммерсантъ", "Газпром" впервые запускает крупный экспортный проект, не подписав обязывающих соглашений по нему: монополия объявила о начале строительства газопровода "Турецкий поток". В итоге "Газпром" рискует остаться с недостроенной трубой посреди Черного моря, но в компании считают, что задержка чисто политическая и соглашение с Турцией будет подписано после парламентских выборов в этой стране в начале июня. В Анкаре, впрочем, ждут еще и скидки для государственной Botas. Ранний старт "Газпрома" дает Турции преимущество в переговорах, но ему нечего терять: монополия уже платит подрядчику за простой.

Ситуация складывается неоднозначная. Европу не устраивает та позиция, которую ей пытается навязать "Газпром", Турция вовсю старается выторговать себе максимально лучшие условия, а Россия заявляет о том, что уже готова начать строительные работы.

Так, по словам члена правления "Газпрома" Олега Аксютина, прокладка морской части газопровода через Черное море начнется в июне и для строительства первой нитки трубы (мощность более чем 15 миллиардов кубометров) заключен подрядный контракт с итальянской Saipem. "Работа будет вестись двумя кораблями в зависимости от условий прокладки. Так вот, на мелководье работы начнутся в первой декаде июня", - сказал он.

Очень интересно, на что же рассчитывает "Газпром", ведь вопрос строительства газопровода между Турцией и Россией до сих пор юридически не согласован и не оформлен. Также отсутствует разрешение на ведение каких-либо работ в турецкой акватории Черного моря.
 

Кроме того, щепетильную нотку во взаимоотношениях между Турцией и Россией внес и последний визит президента России Владимира Пути в Ереван, где он принял участие в мероприятиях, посвященных т.н. "геноциду армян".
 

Однако, как передает "Коммерсантъ" со ссылкой на турецкий источник, ключевая проблема не в политике, а в ценах на газ для Турции, которые "Газпром" не торопится снижать. Частные импортеры добились скидки только после многомесячных переговоров, а госкомпания Botas ее пока так и не получила. "Мы рассчитывали, что с "Турецким потоком" Турция станет стратегическим партнером, но пока "Газпром" не ведет себя как такой партнер", - отмечает один из источников издания.

Директор турецкого Института энергетических рынков и политики EPPEN Волкан Оздемир, слова которого приводит издание, полагает, что снижение цены для Botas действительно является главным условием для соглашения по "Турецкому потоку". По его мнению, договоренность может быть достигнута только после выборов, так как, скорее всего, в Турции сменится министр энергетики, "а это означает появление новых людей как в министерстве, так и в Botas". "Поскольку соглашения с Турцией нет, я не вполне понимаю заявление "Газпрома" о начале строительства газопровода", - подчеркивает господин Оздемир, добавляя, что "подобные заявления не идут на пользу проекту".  
 

Как видно, непонимание позиции "Газпрома" в Турции тоже существует. Как говорится, нашла коса на камень.
 

Никто не исключает возможность реализации "Турецкого потока", но сейчас ситуация вокруг него очень туманная. Понятно, что "Газпром" не хочет терять газовый рынок Европы, хотя постоянно подчеркивает, что если Европа не возьмет газ, он всегда может перенаправить его в Азию. Но жесткие и однобокие действия газового монополиста говорят о противоположном.
 

Тема газовых поставок достаточно сложная. Газ - это не нефть, которую можно отгружать из различных портов, продавать многочисленным покупателям. Газовый рынок отличается своей спецификой и требует долгосрочных контрактов, строительства газопроводов, что также предполагает множество длительных процедур и согласований. То есть, нахрапом тут не пройдешь и не пролезешь. Каждая сторона как поставщик, транзитер и покупатель, хотят для себя лучших условий. Для достижения компромисса нужно затратить много времени, которое "Газпром" не учитывает или не хочет учитывать.
 

В этот раз взять напором никого не получится. И этому есть логическое объяснение. Сейчас в рамках создания Южного газового коридора на этапе активного развития находятся один добывающий (азербайджанский проект "Шах Дениз-2") и два инфраструктурных проектов (расширение Южнокавказского газопровода и строительство Трансанатолийского и Трансадриатического газопроводов), которые на начальном этапе предусматривают поставку азербайджанского газа в Европу через территорию Турции.

Создание ЮГК позволит Европе достичь основной цели - диверсификации источников и маршрутов поставок газа, а также избавиться от газового рычага, которым на нее постоянно давит Россия. Хотя пока речь идет об относительно небольших объемах (10 миллиардов кубометров в год), но они создают прецедент нового источника на европейском газовом рынке, что и придает ЕС большую уверенность.
 

Фактически, сейчас у Европы есть возможность не зацикливаться на проблемах с "Газпромом" и заниматься продвижением ЮГК еще дальше, в Центральную Азию (Туркменистан) и Ближний Восток (Иран и Ирак). Да и Турции это все на руку. С учетом того, что по ЮГК все вопросы давно решены и согласованы, это дает турецкой стороне больший простор для торгов с Россией.

Эмиль Исмайлов, заместитель главного редактора Day.Az
Твиттер:
@Emilsmail

Все материалы автора здесь