Курс не имеет значения: чего ждать Азербайджану от кризиса в Грузии
Грузию лихорадит. Внутренние распри в правящей коалиции "Грузинская мечта" достигли своего пика - и если раньше их с переменным успехом удалось скрывать от широкой общественности, то сейчас скрывать больше нечего: политсовет "оцнебистов" (от "Картули оцнеба" - названия коалиции - авт.) провел заседание, после которого премьер Ираклий Гарибашвили объявил о том, что отправляет в отставку министра обороны страны Ираклия Аласания. Аласания возглавляет партию "Новых демократов", входящую в правящую коалицию и ответил на это решение обвинениями власти в измене европейскому курсу. За отставкой Аласания последовали отставки его соратников - министра иностранных дел Майи Панджикидзе и ее заместителей, министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Алекси Петриашвили. Замов самого Аласания впоследствии уволил премьер Гарибашвили. СМИ также сообщали об отставке дюжины послов страны в зарубежных европейских странах, но эта информация официального подтверждения (как и опровержения, впрочем) на момент публикации этого материала не получила.
Уже вечером о своей отставке объявил представитель страны в НАТО Леван Долидзе. В ходе чрезвычайного брифинга премьер-министр Гарибашвили обвинил бывших коллег в саботаже и заявил, что европейский курс Грузии останется неизменным. Примечательно и то, что последний соратник опального министра обороны, министр юстиции страны Теа Цулукиани заявила, что в отставку, как ее коллеги, уходить не собирается, а угроз европейскому курсу страны не видит. Но что бы сейчас не заявляли действующие грузинские чиновники, факт остается фактом: коалиции больше нет. Грузинская мечта не сбылась.
Естественно, что все происходящее в соседней стране, активно освещается и обсуждается в Азербайджане. Наша страна долгие годы является крупнейшим рынком экспорта грузинской продукции, одним из важнейших экспортеров и инвесторов в экономику соседней республики. Более того, среди экспортируемых нами в Грузию товаров - стратегически важные для этой страны нефтепродукты и газ. К слову, SOCAR обеспечивает порядка 80 процентов потребности Грузии в этом виде топлива.
Кроме того, Грузия - страна-транзитер и от того, какова политическая и экономическая ситуация в этой стране, могут зависеть крупные транспортные проекты, имеющие важнейшее значение не только для Азербайджана, но и Европы и всего Южного Кавказа в целом: это и железнодорожная магистраль БТК, и действующие трубопроводные проекты в Европу, и конечно же, Южный газовый коридор.
Азербайджану нужен надежный партнер на границе с Турцией, способный участвовать в транснациональных проектах и нести ответственность за взятые обязательства. Очевидно, что любые политические потрясения могут потенциально сказаться на имидже Грузии в глазах Европы не только с точки зрения государственного строительства, но и исключительно с точки зрения надежности страны как транзитера азербайджанского газа в страны ЕС.
Европейский курс Грузии почти единогласно объявляется политиками этой страны важным гарантом независимости и будущего страны. Между тем, свою роль - причем, может и большую - играет экономика. Грузия сильно зависит от импорта, в первую очередь, энергоресурсов. Страна не только помогает азербайджанской нефти и газу попасть на мировые рынки, но и импортирует их, как уже упоминалось выше. С этой точки зрения любое грузинское правительство, какого бы курса оно ни придерживалось, будет жизненно заинтересовано в том, чтобы реализация приоритетных для Азербайджана проектов не страдала от внутриполитических проблем.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре