Железнодорожный коллапс в Армении: Ереван сняли с поезда
Поводом для таковых стали разговоры о возможности восстановления железнодорожного сообщения с Грузией и Арменией.
Тема Абхазской железной дороги в контексте хитросплетений российско-грузинских взаимоотношений - предмет отдельного разговора. Но вот в умах представителей армянского, с позволения сказать, истэблишмента, заявления по этой теме из Москвы оставляют весьма своеобразный отпечаток.
К примеру, генеральный директор транспортной компании "Апавен" Гагик Агаджанян, затронув вопрос возможного открытия Абхазской железной дороги, признал, что, "исходя из объективных причин, он пока не верит в подобную перспективу". Однако повод для оптимизма он находит в том, что открытие Абхазской железной дороги, дескать, "напрямую связано с эксплуатацией железной дороги Карс-Ахалкалаки".
Каким образом реанимация деятельности абхазского железнодорожного участка может зависеть от ввода в эксплуатацию железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, которая воспринимается армянской публикой чуть ли не как фантом, грозящий ей окончательным отпадением от региональной интеграции?
Возникает резонный вопрос: каким образом реанимация деятельности абхазского железнодорожного участка, столь сильно ожидаемая Арменией в качестве одного из путей спасения ее экономики, может зависеть от ввода в эксплуатацию железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, которая воспринимается армянской публикой чуть ли не как фантом, грозящий ей окончательным отпадением от региональной интеграции? Ответа на сей вопрос Агаджанян не предлагает. Зато в порыве охватившего его полета фантазии он выводит следующую мысль: дескать, в вопросе возобновления работы Абхазской железной дороги в 2015 году могут совпасть интересы Турции и Армении. Поскольку с началом функционирования железной дороги Баку-Тбилиси-Карс "возникнет необходимость в соединении двух маршрутов, чтобы турецкие товары не останавливались на полпути в Грузии и продолжили маршрут в Россию"...
Подобного рода мечтаниям о совпадении транспортно-коммуникационных интересов Анкары и Еревана предаются и другие армянские деятели. К примеру, председатель общественной организации "Интеграция и развитие" Арам Сафарян заявил, что "возобновление работы Абхазской железной дороги интересует не только Армению, Грузию и Абхазию, но и Турцию, которая на фоне санкционной войны многократно увеличила свой товарооборот с Россией". Это вопрос, о котором нужно говорить на всех уровнях, поскольку очевидно, что без улучшения транспортных коммуникаций Армения не может чувствовать себя полноценным членом Евразийского экономического союза, резюмировал Сафарян.
В заявлениях вышеозначенного рода не учитывается подлинная позиция самой Турции. Анкара неоднократно заявляла, что налаживание экономического и транспортно-коммуникационного сотрудничества с Арменией возможно только после прекращения последней оккупации азербайджанских территорий
Но, во-первых, в заявлениях вышеозначенного рода не учитывается подлинная позиция самой Турции. Анкара неоднократно заявляла, что налаживание экономического и транспортно-коммуникационного сотрудничества с Арменией возможно только после прекращения последней оккупации азербайджанских территорий.
Во-вторых, приоритетной в вопросе возобновления работы Абхазской железной дороги все же является позиция Грузии. Тбилиси же четко дает понять, что не рассматривает вопрос открытия железной дороги в абхазском направлении до тех пор, пока не будет восстановлен суверенитет Грузии над Абхазией. Собственно, данный контекст осознают и сами армянские аналитики, признающие тот факт, что Тбилиси не согласится на возобновление работы Абхазской железной дороги, поскольку этот шаг будет означать признание "некоего независимого статуса Абхазии". К тому же Грузия весьма недовольна заключенным недавно военным договором между Россией и Абхазией. И это окончательно сводит на нет вероятность согласия Грузии на функционирование абхазского железнодорожного участка.
Наконец, в-третьих, попытка армян убедить страны, входящие во вновь созданный ЕАЭС, в том, что без улучшения транспортных коммуникаций Армения не может чувствовать себя полноценным членом организации, лишена какой-либо целесообразности. Беларусь, Казахстан и, тем более, Россия прекрасно отдают себе отчет как в том, что Армения лишена какой-либо экономической привлекательности, так и в том, что рассчитывать на улучшение коммуникационного положения Армении в условиях продолжающейся с ее стороны агрессии против Азербайджана бесполезно. Этого, прежде всего, не позволит сам Азербайджан, являющийся, к слову сказать, ведущим региональным партнером стран-соучредителей Евразийского союза и ключевым звеном всех значимых проектов на Южном Кавказе и Евразийском перекрестке.
Этого, прежде всего, не позволит сам Азербайджан, являющийся, к слову сказать, ведущим региональным партнером стран-соучредителей Евразийского союза и ключевым звеном всех значимых проектов на Южном Кавказе и Евразийском перекрестке
Армении же впору позаботиться о том, как реально выйти из жалкого состояния, в котором она пребывает, а не предаваться бесплодным мечтаниям. О том, чего стоит пресловутый армянский суверенитет, засвидетельствовало, в частности, заявление главы компании "Южно-Кавказские железные дороги" (ЮКЖД) Виктора Ребеца. ЮКЖД была создана вследствие предоставления Ереваном "Российским железным дорогам" права на концессионное управление "Армянскими железными дорогами". А глава компании Ребец, находясь 22 декабря в Ереване, подчеркнул, что ЮКЖД должно принадлежать и приоритетное право на управление железной дорогой Иран-Армения в случае реализации данного проекта.
Из этого, во-первых, следует, что сама вероятность осуществления проекта строительства железной дороги Иран-Армения находится под большим вопросом. Оно и понятно, ведь анонсируемый уже с 2008 года проект не позволяют реализовать финансовая несостоятельность Еревана (прокладка участка только на территории Армении может обойтись в 3-4 миллиарда долларов), а также то обстоятельство, что Иран и Россия считают Азербайджан своим приоритетным партнером в претворении транспортного коридора Север-Юг.
Во-вторых, Москва дает понять Еревану, что не потерпит никакой самодеятельности с его стороны в вопросе железнодорожного сообщения между Ираном и Арменией. А ведь еще год назад армянское правительство подписало договор с зарегистрированной в Дубае компанией "Расиа ФЗЭ", в соответствии с которым последняя брала на себя финансирование и эксплуатацию железной дороги. Армянские СМИ предполагают, что либо "Расиа ФЗЭ" как-то связана с ЮКЖД, либо устами Ребеца Москва предостерегает Ереван от каких-либо попыток проложить железную дорогу в обход России. Вспоминают в этой связи и о том, что "армяно-иранский газопровод был почему-то передан на баланс "Газпрома". Так что в Армении никто не удивится, если железная дорога с Ираном также отойдет "Российским железным дорогам".
В Армении никто не удивится, если железная дорога с Ираном также отойдет "Российским железным дорогам"
Между тем, есть еще один важный аспект. В Москве, да и в Ереване хорошо понимают бесперспективность проекта железной дороги Иран-Армения в условиях отсутствия транспортно-коммуникационной связи Армении с Азербайджаном и Турцией, а также бездеятельности Абхазской железной дороги. Вывод напрашивается один: экономическое спасение Армении зависит главным образом от Азербайджана. И поэтому путь к реализации армянской мечты о преодолении изоляции и достойном существовании лежит только через прекращение оккупации азербайджанских земель.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре