Армения лишилась двух экономических мифов

"В списке приоритетных задач правительства Армении на 2016 год и намека нет на строительство железной дороги Иран-Армения и новой атомной станции. Данный список приоритетных задач будет обсужден в ходе сегодняшнего заседания правительства".

Такую новость распространило вчера издание "Айкакан жаманак".

Эти два проекта были из числа редких проектов, не предусматривающих продажу армянской собственности на сторону. В них Армения как бы участвует на равных и является полноправным партнером.

"АЖ" недоумевает - почему правительство не включило эти пункты в список хотя бы в качестве перспективных? И само же, как передает Tert.am, отвечает: "Правительству не составило бы труда включить какие-нибудь формальные заявления в этот список, скажем, о создании условий для подготовительных и предпроектных работ. То есть, правительство отныне не считает их реалистичными, или же, по крайней мере, эти вопросы не являются приоритетными для него".

Добавим, что реалистичными эти проекты не были никогда. Амбициозными - да, но далекими от реальности. На это имеется ряд очень серьезных причин.

Во-первых, продолжая оккупацию территорий Азербайджана, Армения фактически изолировала себя от экономики региона. Выгодное геополитическое положение, о котором так любят говорить официальные лица из Еревана, в реальности не представляет интереса с экономической точки зрения. Единственный интерес, который может представлять Армения сегодня, это превращение ее территории в военный плацдарм для тех или иных целей. Вот тут ее геополитическое положение как раз может использоваться вовсю. Хотя и в этом вопросе есть определенные ограничения. Достаточно сказать, что вооружение на российскую военную базу в Гюмри поставляется окольными путями - через Иран, так как ни Азербайджан, ни Грузия не дают на это разрешения.

Во-вторых, учитывая экономическое состояние Армении, она просто физически не может участвовать в каких-то крупных проектах в качестве равноправного партнера, то есть тратиться наравне с другими. Денег у нее нет. Значит, тратиться на ту же железную дорогу Иран-Армения, которая обойдется почти в 4 миллирда долларов, должен кто-то другой. А чтобы этот другой захотел вкладывать деньги и давать Еревану взаймы, он должен знать, что будет иметь хоть какую-то отдачу. А какая отдача может быть от железной дороги, упирающейся в тупик? Сам по себе участок Иран-Армения не представляет значимости, потому что для мелкой торговли, которая существует между этими странами, такая дорога просто не нужна. Она могла бы иметь значение в масштабах региона, если бы Армения не была изолирована продолжающимся карабахским конфликтом и если бы функционировала железная дорога через Абхазию. Эти два обстоятельства делают магистраль не важнее "детской железной дороги".

Это в части, касающейся гипотетической железнодорожной магистрали.

Что же касается новой атомной электростанции, то тут дело в том, что Ереван попытался проявить самостоятельность, не оценив своих возможностей. Армения не является независимой страной, проводящей осмысленную политику. Одного хотения для реализация каких-либо проектов ей недостаточно, должно быть еще и "щучье веление".

История с новой АЭС вообще довольно занимательная.

Помнится, еще в 2007 году правительство Армении одобрило разработанную на средства ЕС стратегию вывода Армянской АЭС из эксплуатации. Тогда же Ереван попытался быть "большим мальчиком" и затеял сотрудничество в сфере атомной энергетики с США. Однако до этого Серж Саргсян, тогда еще премьер-министр, успел договориться о сотрудничестве в Москве, и после вмешательства в дело Штатов ситуация совсем запуталась. Чего хочет сам Ереван, никто и не спрашивал. В конце концов, дело не зашло дальше проектной документации, предложенной, кстати, американской стороной.

Как и следовало ожидать, в 2010 году Армения подписала соглашение с "Росматомом", который брал на себя половину финансирования. То есть вторую половину из 5-7 миллиардов должен был дать Ереван. Но откуда их взять? Не исключено, что это обстоятельство, а не авария на Фукусиме, стало главной причиной остановки процесса.

Тем не менее, Ереван с присущим ему "оптимизмом" продолжает верить, что "город будет и саду цвесть". Осенью минувшего года, спустя восемь лет после начала бесплодного процесса, представители министерства энергетики и природных ресурсов Армении сообщили, что инициатива строительства новой АЭС продолжает оставаться в повестке дня, поскольку у страны нет альтернативы атомной электростанции, пишет РИА Новости.

Отметим, что в 2014 году действующую Мецаморскую АЭС было принято не закрывать, продлить жизнь "старушке" решили до 2026 года. А уж потом будет видно. Более того, мощность нового энергоблока было решено понизить с ранее планировавшихся 1000 МВт до 600 МВт.

Как напоминает "Айкакан жаманак", а ведь 2 октября 2008 года Серж Саргсян заявил с трибуны Национального собрания с решительным выражением лица: "В ближайшие годы начнется строительство железной дороги Иран-Армения" и "в ближайшие месяцы Армения начнет строительство новой атомной станции".

Думается, новоиспеченный президент Армении, давая эти обещания, прекрасно знал, что врет.

Зульфугар Ибрагимов