"У армян и страны своей нет"

В романе Валентина Пикуля "Фаворит" есть диалог российской императрицы Екатерины II с ее любовником-сановником Потемкиным. Диалог занимательный и очень показательный - он доказывает всю абсурдность армянских претензий на азербайджанские земли. Больше того, даже территория нынешней Армении - земли, которые им никогда не принадлежали. Вот цитата:

"Потемкин сообщил ей, что вызвал Суворова: - Велю протопопу кронштадтскому мирить его с женою. А потом совещание будет. Я да Суворов! Еще и армяне - Лазарев с Аргутинским. Станем судить о делах ихних. Армяне, люди шустрые, уже и столицу себе облюбовали - Эривань. - Что толку от столицы, если и страны нет? - Сейчас нет, после нас будет, - отвечал Потемкин".

Диалог, приведенный выше, отлично иллюстрирует то, насколько современная армянская история - та, которую пытаются продвигать в Ереване - полное, неприкрытое вранье. Достаточно обратить внимание на одно-единственное слово в этом диалоге - "облюбовали". 

Что означает "облюбовали"? Присмотрели, наметили. Что-то, что хотят получить. 

Стоп, а как же тогда мифы про "тысячелетнюю армянскую историю Еревана"? А как же про то, что это чуть ли не древнейший город во Вселенной? Присмотрели себе азербайджанский город под столицу и азербайджанские земли под страну. 

Увы, время показало, что Суворов - видимо, на том самом совещании, которое описывает в своей книге Пикуль - своего для армян-таки добился. 

О встрече и беседе Суворова с армянскими представителями сохранилась следующая информация в дневнике Иосифа Аргутинского: "2 января генерал-поручик Александр Васильевич Суворов приехал к нам на свидание и наш благородный ага Ованес (т. е. Иван Лазарев) был с ним. И в течение двух часов Суворов задавал много вопросов. Подробно расспрашивал о состоянии престола нашего св. Эчмиадзина и сильно обнадеживал нас, что они намерены восстановить наше государство". 

Аргутинский далее пишет, что 3 января имела место встреча у Г.А. Потемкина. Если верить дневникам армянского архиепископа, князь обещал им создать отдельное государство при условии, что "необходимо, чтобы патриарх ваш вместе с несколькими местными владетелями возбудили вопрос о опасении вашем, а затем мы придем вам на помощь".

13 января 1780 года состоялась четвертая по счету встреча армянского архиепископа и князя Лазарева с Суворовым. Во время этой встречи армянские деятели попытались ввести русского генерала "в курс дела" о Карабахском ханстве, где якобы христианские мелики терпели разные притеснения со стороны местного хана. Не забыли они и о грузинском царе Ираклие II, которым также были недовольны.

Таким образом, в результате нескольких встреч и бесед, имевших место в январе 1780 года, Суворов получил от Аргутинского и Лазарева искаженную, выгодную для армян картину о положении дел в регионе. Это делалось преднамеренно, поскольку царское правительство в 1780-х годах с легкой руки армян, подобных Аргутинскому и Лазареву, всерьез стало рассматривать идею создания под покровительством России армянского государства. Не случайно именно в этот период развернулись довольно оживленные переговоры между двором Екатерины II и армянскими политическими деятелями, которые даже представили свои проекты предполагаемого русско-армянского договора.

Впоследствии, именно эта попытка армян получить свое государство от России на азербайджанских землях была провалена - в связи со смертью императрицы Екатерины. Однако уже через порядка 100 лет история повернулась совершенно в ином направлении. 

Последствия подарка армянам в виде азербайджанских земель стали видны через сотню лет - когда уже независимому Азербайджану пришлось 30 лет бороться с армянской агрессией и оккупацией...