Самир Джафаров: Именно благодаря Фонду Гейдара Алиева в мире изменилось представление об азербайджанской музыке

Самир Джафаров - народный артист, знаменитый тенор, ведущий солист Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета. Сегодня его знают как на Родине, так и за ее пределами. Его голос буквально завораживает слушателей не только силой профессионального пения, но и искренностью чувств, которые Джафаров вкладывает в каждое свое исполнение.

Day.Az побеседовал с Самиром об азербайджанской культуре, публике и главном человеке в его творческой судьбе.

Сегодня наша культура стремительно развивается. В советский период наша классическая музыка считалась общесоветской, а наша народная музыка - иранской. Но, после обретения Азербайджаном независимости, все встало на свои места. Благодаря работе Фонда Гейдара Алиева, представление о нашей музыке в мире стало другим. В первое время мы все еще иногда сталкивались с подобной проблемой за рубежом - несмотря на то, что были уже независимым государством, в некоторых странах все еще оставалось ошибочное мнение о нашей культуре. Например, во Франции и Италии некоторые могли считать, что в Азербайджане якобы нет оперы, а азербайджанская музыка не развивается. Хотя все это было далеко от истины - музыка в нашей стране активно развивалась, и классическая, и джазовая, и народная.

Сегодня же, благодаря деятельности Фонда Гейдара Алиева, мир хорошо знаком с азербайджанской культурой. Как гражданин своей страны, я этому очень рад. Азербайджанское государство сделало и делает очень многое для развития искусства в нашей стране - это часть политики, проводимой нашим Президентом Ильхамом Алиевым. Фонд Гейдара Алиева также многое сделал для развития нашей страны и азербайджанской культуры. Благодаря усилиям, которые прикладывает Фонд, возглавляемой Первой леди Мехрибан Алиевой, сегодня вновь обрел популярность и получил широкое развитие мугам, мир знает больше об азербайджанском ковре, таре, кяманче, культурном наследии нашего народа в целом. Активно выпускается большое количество дисков с нашей музыкой, а также аудиозаписи произведений Низами Гянджеви, Мехсети Гянджеви и других. Из года в год наша страна и культура становятся все более известными во всем мире. Повторюсь - велика роль в этом именно Фонда Гейдара Алиева. Уверен, что через несколько лет результатов будет еще больше.

Большую роль в моей судьбе сыграл Общенациональный лидер Гейдар Алиев. Встреча с ним в 1999 году стала самым важным событием в моей жизни. Тогда я хотел идти по другому пути, думал совсем о другой профессии, но судьба распорядилась иначе. Тогда Гейдар Алиев приехал в Нахчыван на юбилей города. Ему захотелось послушать кого-нибудь из местных певцов. Мое выступление понравилось ему, и после этого, Гейдар Алиев, можно сказать, взял меня под свою опеку. Я приехал в Баку, окончил Консерваторию, потом прошел обучение в Москве.

Признаюсь, что, несмотря на то, что Гейдара Алиева уже давно нет с нами, на каждом своем выступлении я машинально ищу его глазами в зале, среди зрителей, всякий раз испытывая ощущение, что сдаю какой-то важный экзамен... Наверное, это связано с тем, что Гейдар Алиев был очень тонким критиком, настоящим знатоком музыки. Последний раз мы с ним виделись в 2002 году. Я тогда рассказал ему о своей мечте спеть в опере "Кероглу", после чего он дал указание, чтобы меня перевели в Москву, где я продолжил учебу.

Западная публика всегда восторженно воспринимает нашу музыку. В прошлом году мы были на гастролях в Уругвае. Помню, когда мы приехали, нам показывали местный оперный театр, объясняли, что такое опера, полагая, что мы не имеем об этом искусстве никакого представления (улыбается). Я тогда сказал, что наша музыка всегда развивалась, и пообещал, что они это увидят на предстоящем концерте.

Выступление я начал с итальянской оперы, потом перешел к азербайджанской классике. За мной был установлен большой экран, на котором демонстрировались самые живописные и красивые места нашего города. До сих пор помню, как восторженно слушала нашу музыку уругвайская публика. Они были по-настоящему восхищены. Среди зрителей был один влиятельный человек, который потом признался мне, что его компания занимается строительством аэропортов, но он до сих пор не знал о такой прекрасной стране, как Азербайджан.

Наша музыка очень богата, она подразделяется на восточную, народную, и классическую. В Уругвае все были поражены такому разнообразию.

Верно говорят, что все национальное - индивидуально. Поэтому надо опираться на свои корни, чтобы в мире нас узнавали именно по индивидуальности нашей культуры и не путали с персидской или советской. Великий композитор Узеир Гаджибейли создал в свое время масштабную школу музыки. Мы также должны быть благодарны таким великим исполнителям, как Рашид Бейбутов и Муслим Магомаев, за то, что они открыли для нас путь в национальный классический вокал. Они много работали над этим искусством. Для исполнителей очень важно знать не только вокал как таковой, но и национальную музыку, чтобы люди каждый раз поражались и восхищались, слушая ее.

Когда я учился в Москве в Оперном центре Галины Вишневской, она очень часто просила меня: "Самирчик, спой что-нибудь национальное". Должен отметить, что она обожала азербайджанскую музыку, наши песни.

Теперь я пою не только оперу, но и народные, и эстрадные песни. Я считаю, что не стоит двигаться только в одном направлении, необходимо развиваться. Важно, чтобы зрители знали тебя. Далеко не каждый любит оперу, многие предпочитают эстрадную музыку. Значит, нужно работать и в этом жанре.

Судьба человека - это его характер. В зависимости от своего темперамента, человек и определяет свою судьбу. Ты можешь быть гением, но если у тебя нет характера, то о твоей гениальности никто не узнает, потому что ты не сможешь достичь своей цели. И, наоборот, встречаются люди, которые не могут похвастаться особым интеллектом, но у них может быть достаточно сильный и волевой характер. Такие люди могут достичь таких вершин, что только и поражаешься их судьбе. А это вовсе не судьба, все дело в человеческой натуре.

Вообще, я верю в судьбу, верю, что Аллах при рождении человека наделяет каждого из нас талантами. Однако многое, все же, зависит и от характера самого человека. Я считаю, что все дети, в какой бы точке планеты они не родились, совершенно одинаковые до тех пор, пока не научатся говорить. Как только дети начинают говорить, появляется разница между ними, потому что проявляется различие характеров.

На сцене мне часто помогает мое актерское образование. Это необходимо во время концертных выступлений. Нельзя просто неподвижно стоять и петь, нужно демонстрировать какие-то чувства, эмоции, чтобы исполнение было живым. Поэтому, я очень рад, что окончил факультет "Театра и кино" Университета искусств.

Иногда по решению режиссера мне приходится обниматься с партнершей по сцене, разные бывают ситуации (улыбается). При всем этом голос должен звучать чисто и правильно, поэтому оперные режиссеры всегда стараются ставить спектакль так, чтобы ничего не нарушало правильную диафрагму певцов.

Конечно, финансовые возможности играют важную роль, но это не все, что нужно человеку. Мне всегда поднимает настроение моя семья. К примеру, когда у детей в школе хорошие оценки. Очень поднимает дух, когда нашим спортсменам удается одержать победу на каких-то соревнованиях. Радуют успехи нашей армии. Я воодушевляюсь, когда узнаю об очередном успехе в сфере культуры. Все это всегда вдохновляет меня.

С удовольствием вспоминаю свою работу в Национальной консерватории. Прежде всего, мы учили студентов итальянскому вокалу, а уже потом они обучались азербайджанскому национальному исполнению. Национальная консерватория несколько отличается от Бакинской музыкальной академии методом преподавания вокала. Мы стремились вносить в пение народную манеру исполнения. Когда мы слушаем различных певцов из других стран, то всегда можем определить, это бельканто или русская, английская или германская школа вокала. Поэтому нашей целью было создать такую манеру исполнения, по которой слушатели сразу могли бы узнать азербайджанскую школу, чтобы она по-другому звучала. Но, к сожалению, мне пришлось оставить работу в Национальной консерватории из-за нехватки времени.

Творческих планов достаточно много. В этом году спою в премьерной постановке оперы "Севиль" Фикрета Амирова. В конце октября в Москве пройдет концерт, на котором я буду принимать участие. В ноябре также будет несколько выступлений. Этим я сейчас и занимаюсь, работы много, нужно готовиться.

Зулейха Исмайлова