Владикавказское вдохновение Узеира Гаджибекова
Как правило, многонациональные города на Кавказе - наиболее интересные и живые. Например, такие как Баку, Тбилиси, Владикавказ, Пятигорск, Махачкала (если считать многочисленность проживающих в городе дагестанских народов). Неудивительно, что благодаря множеству точек соприкосновения между такими городами отношения завязываются особые. У жителей Баку всегда было немало родственников и друзей во Владикавказе, где во все времена проживала многочисленная азербайджанская община. В тоже время многие осетины жили в Баку. История культурных связей между Баку и Владикавказом обогащена уникальным примером, о котором мне поведала недавно руководитель государственного учреждения "Наследие Алании" Людмила Габоева.
Еще в 1986 году североосетинское руководство получило письмо от директора Государственного мемориального дома-музея Узеира Гаджибекова в Баку профессора Рамазана Гамзатовича Халилова, в котором подвижник азербайджанской музыкальной культуры предлагал местным властям установить мемориальную доску в честь великого композитора Гаджибекова на одном из владикавказских домов, имеющих непосредственное к нему отношение. Рамазан Халилов имел в виду особняк родственника композитора отставного полковника Ирзабека Ахундова в самом центре города и дом его других родственников по улице Средней, на левобережье Терека, в районе Суннитской мечети. Узеир Гаджибеков не только часто гостил в этих домах у родственников, но и написал в 1915 году "Горуна и Лейлу" - последнюю свою оперу дореволюционного периода. В тот приезд композитор прожил у родственников в доме по улице Средней, 10 несколько месяцев. Но гораздо чаще Гаджибеков останавливался в особняке Ирзабека Ахундова - внучатого племянника великого азербайджанского писателя и драматурга Мирзы Фатали Ахундова, которого называли "мусульманским Мольером". Старший сын Ирзабека Адыльгерей был женат на сестре супруги Гаджибекова. А с младшим сыном - Фаталибеком - композитор именно во Владикавказе перевел на русский язык свою самую популярную оперетту "Аршин мал алан". Эта классическая комедия была написана в Петербурге в 1913 году, во время учебы Гаджибекова в консерватории. Ее премьера состоялась в Баку в октябре того же года, в театре Гаджи Тагиева, за дирижерским пультом стоял великий Муслим Магомаев - дедушка всемирно известного и горячо любимого исполнителя песен. Но на русском языке оперетту начали ставить в российских театрах с 1916 года.
Профессор Рамазан Халилов дружил с Узеиром Гаджибековым. О его длительных поездках во Владикавказ, профессор знал из первых уст. Особняк полковника Ахундова располагался по адресу Воронцова, 5 (ныне улица Бутырина). Его просторный двор утопал в саду. Здесь композитор работал и отдыхал. Во Владикавказе тридцатилетний композитор познакомился с видными общественными деятелями, с такими, как член бюро при мусульманской фракции 4-й Государственной Думы Ахмед Цаликов, Ислам Датиев, впоследствии академик и министр Горской республики, Хасай Уцмиев - внук известной азербайджанской поэтессы Натаван. Жизнь этого северокавказского города композитор знал хорошо. Владикавказ любил за уют и насыщенную культурную жизнь. Кстати, интересный факт - в те времена в город на Тереке часто приезжал из Москвы великий режиссер и актер Евгений Вахтангов. Будучи уроженцем Владикавказа, он навещал свою семью, ставил на сцене местного Русского драмтеатра пьесы Чехова, Гамсуна и оперетты местного автора Попова. Неизвестно, встречались ли здесь два великих театральных деятеля Узеир Гаджибеков и Евгений Вахтангов, но совпадение их творческих интересов и относительное соседство домов Ахундова и отца Вахтангова (между ними минут семь ходьбы), позволяют допустить такое предположение, тем более, что в начале XX века Владикавказ был еще небольшим городком, в котором творческие "сливки общества" хорошо знали друг друга.
Партийное руководство Северной Осетии, получив в 1986 году письмо профессора Халилова, переадресовало вопрос горсовету. Возможно, помешала перестройка, но, скорее всего - некомпетентность тогдашних городских чиновников. Просьбу профессора из Баку не уважили. Через три года член Североосетинского фонда культуры Людмила Габоева вновь вернулась к этой теме - на страницах главной республиканской газеты она призвала городские власти все-таки установить мемориальную доску на любом из домов, в которых жил великий азербайджанский композитор. Оказалось, что Орджоникидзевский горсовет ранее уже даже принял решение об установке, но непосредственные исполнители дело затянули. А потом начались межнациональные кровавые распри - осетино-грузинские, осетино-ингушские... Жизнь людей еще более осложнила кутерьма гайдаровских реформ, последовавшие за ними обнищание людей, всеобщая апатия. Словом, о значении Владикавказа в жизни великого Узеира Гаджибекова забыли.
К тому же ушел из жизни профессор Рамазан Халилов. Вызывать в памяти руководителей Северной Осетии всю эту историю стало некому. Пожалуй, кроме Людмилы Габоевой. Все это время она не оставляла планов возобновить разговор с городскими властями об увековечивании памяти Гаджибекова. Теперь уже не надо пробиваться к ним через руководящие всем, но не за что не отвечающие, партийные комитеты. Можно обратиться напрямую. Что Габоева и сделала, дождавшись удачного повода, - летом 2011 года Владикавказ с двухдневным визитом посетил Чрезвычайный и Полномочный посол Азербайджана в России Полад Бюльбюльоглы. Но к самому визиту поднять вопрос не получилось. Через неделю после его отъезда Габоева направила главе местного самоуправления Владикавказа официальное письмо и все имеющиеся у нее материалы о пребывании Узеира Гаджибекова во Владикавказе. "Недавний визит посла... возвращает к давней теме увековечения имени видного азербайджанского композитора, чья жизнь и творчество были тесно связаны с Владикавказом", - подчеркнула автор письма.
Прошло три года, но директор государственного учреждения "Наследие Алании" Людмила Габоева все еще не оставляет усилий - она намерена в любом случае добиться положительного решения этого вопроса. "Наследие Алании" - это дочернее учреждение Министерства культуры республики, которое призвано не только заботиться об исторических местах и памятниках республики, но и добиваться от местных властей бережного отношения к прошлому своего народа.
Олег Кусов специально для "Вестника Кавказа".
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре