Голубая мечеть Иревана ждет истинных хозяев - РАССЛЕДОВАНИЕ
На днях в Ереване состоялось примечательное событие - было отмечено 250-летие основания Голубой мечети. Азербайджанской мечети, называемой сегодня армянской стороной фарсидской.
На церемонии, по сообщениям армянских СМИ, приветствовали премьер-министр Армении и первый вице-президент Ирана Эсхаг Джахангири.
Интересно, что во время своего выступления вице-президент Ирана сравнил Голубую мечеть в Ереване с Голубой мечетью Тебриза, которая была построена по приказу азербайджанского правителя Джахан шаха Гарагойунлу в 1465 году: "Похожая на Голубую мечеть Еревана мечеть есть и в Тебризе, и название ереванской мечети связано с названием Голубой мечети Тебриза".
Следует напомнить, что Тебриз, начиная с Х века, был столицей азербайджанских государств - Раввадидов, Атабеков Эльденизидов, Гарагойунлу, Аккойунлу, Сефевидов, Тебризского ханства, резиденцией наследников престола в период Гаджарского Ирана. Таким образом, сравнивая Голубую мечеть в Тебризе и одноименную - в Ереване и указывая на большую схожесть между двумя этими жемчужинами азербайджанского зодчества, вице-президент ИИР Эсхаг Джахангирли, хотел он того или нет, но недвусмысленно дал понять армянской стороне, что ереванская Голубая мечеть исторически принадлежит азербайджанским тюркам...
Одним из признаков существования того или иного народа на определенной территории является наличие присущих этому народу архитектурных памятников.
После завершения завоевания Азербайджана арабами и принятия основной частью населения Ислама, начиная с VIII века, на его территории стали воздвигаться классические памятники мусульманской архитектуры: мечети, минареты, каравансараи, медресе и т.д.
В период арабского господства территория современной Армении входила в состав одного из эмиратств, которое объединяло в своем составе азербайджанские земли от Дербенда на севере и до Хамадана на юге. На этой территории вследствие распространения исламской религии, не только в период арабского господства, но и в последующие века, были построены сотни мечетей. Каждая мечеть являлась прекрасным творением мусульманского зодчества. Многие из них впоследствии были разрушены и стерты с лица земли в результате стихийных бедствий и войн.
Сегодня получить сведения о мечетях Иревана можно из сочинений и описаний путешественников, посетивших в разные времена город, а также из произведений авторов, написавших о городе Иреване в период и после завоевания его царской Россией в 1827 году.
В 1510 году по приказу Сефевидского Шаха Исмаила I его полководец Ревангулу хан возвел Иреванскую крепость, которая позже превратилась в классический мусульманский город, не только благодаря конфессиональному составу своего населения, но и архитектурным памятникам.
В период вхождения Иревана в состав Сефевидской империи и кратковременного контроля над данной территорией османских войск, а также в период Иреванского ханства и после российского завоевания, строительные работы в городе, в том числе мечетей, не прекращались. В подавляющем большинстве это были шиитские мечети, среди которых были приходские мечети и мечети без прихода. В период царской России каждый приход имел моллу, который утверждался губернатором.
Все путешественники и исследователи, описывающие в своих трудах Иреван, в первую очередь, упоминали Гёй месчид - Голубую мечеть, которая и по своим масштабам, и по красоте являлась самым величественным архитектурным памятником города.
Строительство Голубой мечети, считавшейся редким образцом восточного зодчества, началось в 1760 году, а завершилось в 1765 году, в период правления иреванского Гусейнали хана из династии Гаджаров. По своей композиции и форме молельни эта мечеть, расположенная напротив центрального крытого рынка в Иреване, походила на мечеть Джума, построенную в 1606 году в Гяндже, в период правления сефевидского Шаха Аббаса I. Общая площадь мечети составляла около 6500 кв.м.
Название мечети связано с тем, что купол ее был покрыт глазированным кирпичом голубого цвета. Голубой цвет - символ неба, в доисламский период считался у тюрков святым, поскольку отождествлялся с богом - Гёй танры.
Во дворе мечети был построен бассейн с фонтаном, а вокруг нее были густо посажены тенистые деревья. Не только в Голубой мечети, но и во всех остальных мечетях Иревана существовали отдельные молельные залы для мужчин и женщин, которые отделялись друг от друга коридором или занавесом. Потолок и стены молельных залов обычно украшались рисунками цветов. Стены и колонны мечетей украшались цветами, изготовленными из кашемира.
Армянский историк Татевос Акопян в своей книге "История Иревана" (Ереван,1977), ссылаясь на епископа Эчмиадзинской церкви Ованеса Шахатунянца, писал: "Минарет и одна часть купола мечети были выложены голубым фаянсом. Основные постройки находились в южной и северной частях территории мечети. По краям же были расположены вспомогательные постройки и кельи. Во дворе мечети был сооружен небольшой бассейн, вымощенный массивными камнями. Вокруг были посажены деревья. Мечеть имела три двери. Две небольшие двери выходили на северную и восточную сторону, а большая дверь выходила на юг. Здание мечети было обращено на юг. Оно состояло из 3-х залов, связанных друг с другом. Купол мечети возвышался над большим залом, который был выше двух малых залов.
Вид залов изнутри был прост, и только окна, выходившие во двор, были украшены шебеке (Шебеке от арабского шабака - сеть. Оконные переплеты и решетки, собраны из стандартных деревянных составных частей, причем только на шипах, зачастую с разноцветными стеклами, получившими широкое распространение в азербайджанской архитектуре XVIII - XIX вв.). В северной части двора находилась также и молельня. Минарет мечети был очень красивым и самым высоким строением Иревана, и поэтому его можно было видеть с любой точки города. Каждый день муэдзин, поднимаясь на минарет, призывал мусульман к молитве. На южной стороне мечети вырезана надпись с именем Гусейнали хана и дата завершения строительства".
В 1833 году французский геолог, археолог и натуралист Фредерик Дюбуа де Монперэ совершил путешествие на Кавказ и в Крым. Результатом этого путешествия стал изданный в Париже в 1839-1843 гг. шеститомный труд "Путешествие вокруг Кавказа", в котором автор подробно описал Иреванскую крепость и Голубую мечеть.
Нарисованная им картина мечети дает представление о том, насколько эта мечеть, с архитектурной точки зрения, является величественным и совершенным произведением искусства. Картина Голубой мечети, в качестве приложения к вышеуказанному труду автора, была издана в третьей части атласа в 1840 году.
Известный британский путешественник и географ Генри Линч дважды совершил путешествие в Иреван: в 1893-1894-х гг. и в 1898 г. В книге, посвященной описанию этих путешествий и изданной в Лондоне в 1901 г., Г.Линч, наряду с другими мечетями, упоминает и Голубую мечеть, которая находилась в татарском (считай тюркском, азербайджанском) квартале города. Он также включил в свою книгу фотографии фасада мечети, минаретов и бассейна, находившегося в его дворе.
В 1928 году азербайджанский археолог и эпиграфист Иса Азимбеков совершил экспедицию в Иреван, тогда уже называемый Ереваном. По итогам экспедиции И. Азимбеков написал статью "Мусульманские надписи Тифлиса, Иревана и Нахчыванской ССР", в которой дал подробное описание увиденной им Голубой мечети: "Мечеть состоит из двух отдельных корпусов, зимнего и летнего. Зимнее здание построено с южной, а летнее - с северной стороны двора. Эти здания окружены медресе (отдельные кельи, комнатки для учащихся). Двор громадный, во дворе растут большие чинары и тополя".
В документе, который хранится в Государственном Архиве Азербайджанской Республики и датируется 1949 годом, отражены сведения о наличии 15-ти азербайджанских архитектурных памятников, зарегистрированных на территории Армянской ССР. В этом документе даны сведения о наличии в Ереване всего лишь 4-х мечетей: мечеть Залхана, Голубая мечеть, мечеть Сардара и мечеть Гаджи Джафара. В документе указано время постройки и назначение этих мечетей.
Уже в советский период, когда Ереван являлся столицей Армянской ССР, в ходе развернувшейся мощной антирелигиозной кампании тысячи памятников религиозной архитектуры по всей стране превратились в библиотеки, различные клубы, в подсобные хозяйства колхозов и совхозов для содержания скота, корма, собранного урожая и т.д. По сведениям армянских авторов, в 30-е гг. XX в. было принято решение о сносе всех мечетей в городе Ереван. И, только благодаря большим усилиям известного армянского поэта Егише Чаренца, Голубая мечеть, которую он называл "Голубым бриллиантом", была превращена в музей и тем самым спасена от полного уничтожения. С 1936 года в здании Голубой мечети располагался музей истории города Еревана. После войны в Голубой мечети расположился музей природы, а с 1952 года для любителей астрономии в малом молебном зале стал функционировать Планетарий.
Отметим, что антирелигиозная кампания имела также целью стереть всякие следы, напоминающие о проживании здесь веками коренного тюрко-мусульманского населения - истинных хозяев Еревана. Данная политика носила совокупный характер, т.е. ликвидация мечетей и других мусульманских памятников архитектуры сопровождалось депортацией азербайджанцев из Армении и переименованием местных тюрко-мусульманских топонимов.
В 1991 году, после того, как Армения приобрела независимость и установила дипломатические отношения с мусульманскими государствами, возникла необходимость в том, чтобы Голубая мечеть вновь стала функционировать. Вначале, в 1991 году из мечети переехал музей природы, а в 1994 году из комплекса мечети переехал музей истории. В 1995 году был подписан договор между Ираном и Арменией, по которому правительство ИРИ взяло на себя все затраты по реконструкции Голубой мечети. Реконструкционные работы были поручены иранскому благотворительному фонду "Бунйад-е Мустазафан и Джанбазан" ("Ветераны и шехиды войны") и завершены в 2010 году.
Реконструкционные работы были проведены лишь в юго-западной и северной частях комплекса мечети. Реконструкции подверглись 24-метровый минарет Голубой мечети, 28 келий, библиотека, большой зал, купол и двор.
В настоящее время официальные лица Армении представляют зарубежным гостям Голубую мечеть как "фарсидскую мечеть". Однако от этого она не перестает быть жемчужиной азербайджанского зодчества, и останется таковой, несмотря ни на какие псевдонаучные аргументы.
Ильгар Нифталиев
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре