Запад выводит Саргсяна из себя и из зоны комфорта

Последняя напряженность, возникшая между армянскими властями и миссией ЕС, явилась катализатором напряженности, существующей в рядах самого правящего режима. Именно с этим фактором аналитики связывают неутихающие месседжы со стороны правящей РПА относительно судьбы власти после 2018 года.

После выборов 2 апреля режим попытался создать впечатление своей полной неуязвимости, и внутренней, и внешней. Было создано обманчивое представление о том, что режим Саргсяна устраивает полностью всех на Востоке и Западе. Но неожиданное заявление главы делегации ЕС Петра Свитальского и последовавший за этим скандал заставили оппонентов РПА усомниться в ее непоколебимости, а самого Саргсяна испугаться за свою дальнейшую судьбу. Он понял, что не является (а может, и не являлся никогда) любимчиком Европы, и намек европейского посла на данное обстоятельство был достаточно толстым.

То, что Серж Саргсян пребывает в страхе, заметили и армянские журналисты, и эксперты. Из заявлений со стороны РПА они сделали вполне логичные выводы.

Как отмечает Lragir.am, на днях, когда в парламенте вновь был поднят вопрос, кто станет премьером в апреле 2018 года, споуксмен РПА Эдуард Шармазанов заявил, что безотносительно личности премьера в 2018 году "вы будете иметь дело с Республиканской партией, которую возглавляет Серж Саргсян". В последнее время Шармазанов и другие функционеры от РПА периодически напоминают, что власть - это РПА и Серж Саргсян. Причем, делают это в контексте премьерства после 2018 года, параллельно генерируя идею отставки Карена Карапетяна или его подчинения Сержу Саргсяну. Нет сомнений в том, что функционеры РПА выражают позицию самого Сержа Саргсяна, отмечает издание.

Из этого армянские аналитики делают вывод, что если появилась необходимость напоминать о власти Сержа Саргсяна, значит, планы последнего реализуются не так гладко. С другой стороны, заверения об однозначной отставке могли бы привести к потере контроля над системой. И, судя по всему, присутствуют оба фактора. Причем, в деле формирования новой власти Серж Саргсян в последнее время столкнулся с серьезными внешнеполитическими проблемами, как, например, скандал с ЕС и предложение США о 8 млрд. инвестиций, хотя он явно надеялся бесшумно довести формирование новой власти до конца. Но два этих обстоятельства вогнали его в непростую ситуацию, поскольку они вызвали столкновение его собственных задач и государственного интереса, поставив под сомнение, в том числе легитимность процесса. Видимо, именно в этом кроется причина нервозности как по поводу вопросов о премьере, так и заявлений посла ЕС, предполагает издание.

Отметим, что и заявления Свитальского относительно недавних выборов и избирательной системы Армении, и предложение американцев о 8 млрд. в обмен на демонстрацию Ереваном реальной независимости - все это действительно очень тревожные звоночки для правящего режима. И, похоже, полоса комфорта для Саргсяна на самом деле завершилась.

Зульфугар Ибрагимов