"Презумпция виновности" или О падении нравов в Армении

Существует ли в современном мире такая субстанция, как национальный характер? Как пишет азербайджанская газета "Эхо", специалисты на этот вопрос отвечают весьма уклончиво - при том, что существует даже такая специальность, как "этнопсихолог".

Но в общем-то жизнь порой жестоко наказывает за излишнее доверие стереотипам, согласно которым британцы всегда сухие и чопорные, немцы невероятно пунктуальные, а американцы в любой ситуации думают только о бизнесе. И уж тем более стереотипы о национальном характере часто не выдерживают столкновения с реальностью. Даже в такой деликатной сфере, как моральные устои и неписаный "семейный кодекс".

Очередные утечки WikiLeaks, касающиеся Армении, точнее, расцвета в этой стране подростковой проституции и регулярно отбывающими в Дубай автобусами с едущими на заработки малолетками, родители которых прекрасно знают, чем будут заниматься на берегах Персидского залива их дочери - классическое тому доказательство. Потому что как бы ни рассуждали ереванские политики о "цивилизованных армянах", живущих в окружении "варваров-кочевников", в реальности "бытовые правила" народов Южного Кавказа, да и севера Ближнего Востока не так уж и отличаются между собой, и семейные устои в Армении вряд ли были менее прочными, чем в Азербайджане. И то, что происходит в этой стране сейчас - это не "падение нравов", Это, простите, носит другое название: "есть нечего".
 

Есть, конечно, примеры куда менее экстремальные. В Москве, к примеру, старательно убеждают всех и вся: азербайджанцы, мол, способны только на рынке торговать, и это их любимое занятие. Но вот незадача: в Баку рынки потихонечку "отмирают". Одни вообще закрылись, другие "переформируются", Зато в Москве они по-прежнему процветают. И национальный характер тут ни при чем - дело, увы, в экономике - небольшой производитель не может пробиться в крупные торговые сети и вынужден идти на "свободный рынок". То есть на базар.
 

Но вот в чем дело. "Этнические корни" в той же Москве весьма активно ищут и у преступности. При том, что статистика таких изысканий, мягко говоря, не подтверждает. В самом деле, если за последние пять лет, согласно официальной статистике, в Азербайджане на 100 тысяч населения приходилось 220 преступлений, в Армении эта цифра составляет 228, в России - 2403, в Беларуси - 3495, в США - 3816.
 

Согласно Всемирному отчету ООН по борьбе с наркотиками, в Азербайджане доля наркозависимых составляет 0,3. В России эта цифра 1,6, в Таджикистане - 0,5. Количество убийств на 100 тысяч населения в Азербайджане - 2,7. Это самый низкий покаатель в СНГ. Зато в России эта цифра составляет 12,5. Это, конечно, не Бразилия (32), но зато РФ оставила далеко позади себя США (5,4). И даже опередила общемировой показатель - 9,6.

Но эта статистика не мешает российским СМИ вести вполне определенную "этнопсихологическую" политику. Едва ли не в каждом "криминальном репортаже" - "лица неславянской национальности". Идет ли речь о барсеточниках, наперсточниках или еще о ком - обязательно журналисты будут навязчиво и настойчиво твердить об "этнических преступных группировках", о "грузинской" или "азербайджанской" мафии...Только вот статистика этому явно противоречит. И понятно, что речь идет не об особенностях криминальной ситуации в России, а о самом настоящем национализме. О весьма дурно пахнущей теории, согласно которой, во всех бедах России виноваты исключительно "инородцы". А уж евреи это, чеченцы, кавказцы или еще кто - не суть важно. И в результате если речь идет о наркобизнесе, то виноваты обязательно таджики и цыгане, машины угоняют грузины...
 

Только вот особую актуальность это принимает сейчас. Когда на календаре - всего ничего до 23 февраля. Для России - это День защитника Отечества, для турок-месхетинцев, вайнахов, балкарцев, крымских татар - годовщина депортации. Когда в "неблагонадежности" и "сотрудничестве с немцами" обвинили не отдельных людей, а целые народы. Этакая этническая "презумпция виновности", которая в цивилизованном обществе вообще-то именуется расизмом. И при известной доле воображения можно было бы поверить, что подобные игры для Кремля уже в прошлом, если бы не еще одна дата - 28 февраля. Годовщина сумгайытской провокации.

Сегодня уже в прессу просочилось предостаточно доказательств, что те события были организованы и срежиссированы спецслужбами бывшего СССР в тесном сотрудничестве с армянскими националистами. Это и Эдуард Григорян, совершивший в ту ночь пять убийств и обладавший заранее составленными списками армян, и некий Вазген, и Карина, медсестра местной "скорой помощи", руководившая погромщиками и активно скупавшая у них награбленное...
 

Но не менее важно другое: именно тогда вновь была введена в действие "презумпция виновности" в отношении целого народа. Когда в "сумгайытской резне" обвинили всех азербайджанцев разом. В армянских кругах тут же завопили о том, что "жить под властью азербайджанцев армяне не будут!" Это британский журналист Том де Ваал счел подобные высказывания расистскими, а Москва одергивать армянских идеологов не торопилась. И тем более не пресекала, когда армянские националисты взялись "мстить за Сумгайыт" азербайджанцам в Армении - виновным лишь в том, что они родились азербайджанцами.
 

Но самое главное - и позорное - состоит в другом. "Презумпция виновности" целого народа уже тогда получила недвусмысленное одобрение в Кремле. Потому что в нарушение всех норм судопроизводства и советского процессуального законодательства дела обвиняемых по "сумгайытским событиям" вывели из юрисдикции азербайджанских судов и передали на рассмотрение судебным органам в российской "глубинке".

Азербайджанские суды, не дожидаясь ни одного конкретного факта предвзятости или необъективности, объявили ангажированными - только потому, что там судьями и прокурорами могли оказаться и азербайджанцы.

А вот результаты не заставили себя ждать. Уже очень скоро начались непонятные странности. Нет, дело не только в том, что ранее не судимый Талех Исмаилов за одно убийство получил высшую меру наказания, а рецидивист Эдуард Григорян за пять убийств и два изнасилования - 12 лет тюрьмы. Московские следователи и оперативники не стремились искать ответов на вопросы, почему из Сумгайыта заранее, пока еще ничего не предвещало беды, выехали члены наиболее богатых и влиятельных армянских семейств. Их не интересовало, почему в том же Сумгайыте армяне знали о готовящемся погроме, а азербайджанцы - нет. Никто не выяснял, что это за группы спортивных молодых людей, говоривших по-армянски с ереванским акцентом, которые обосновались в нескольких бакинских и сумгайытских гостиницах как раз накануне погрома, встречались тут с "нужными людьми", а потом незамеченными исчезли из города. Следователи и судьи даже не пытались объяснить, почему ситуация "сорвалась в штопор" именно 28 февраля. В самом деле, как уже указывалось в прессе, митинг в Сумгайыте к этому моменту продолжался уже три дня. И обстановка, что называется, контролировалась. Да и митингом это было трудно назвать: люди собирались, обменивались новостями, пытались узнать, что происходит в азербайджанских селах Армении... Затем, на фоне бездействия властей, стихийная "сходка" перерастает в митинг - люди требуют принять реальные меры для нормализации ситуации в Нагорном Карабахе и защитить азербайджанцев в Армении. Каждый раз митингующих без проблем удается уговорить разойтись по домам. Но в толпе уже работают провокаторы, которые советуют разбираться с местными армянами. И 29 февраля, на третий день, митинг неожиданно перерастает в уличное шествие. Спешно отозванный из отпуска первый секретарь Сумгайытского горкома КП Азербайджана Дж. Муслимзаде, возглавив колонну, увел ее в сторону набережной - подальше от жилых кварталов и, главное, химических заводов: если проткнут один трубопровод или резервуар, то на Абшероне повторится трагедия индийского Бхопала, но с куда большим количеством жертв "случайной" химической атаки. Но по дороге от манифестации четко и слаженно отрывается "хвост", и погромщики, четко разбившись на группы, начитают "обрабатывать" квартиры армян - исключительно тех, кто не платил пятипроцентную "дань". На стихийный погром это похоже очень мало. Но следователей это все не интересует. Не волнует их и другое. Муслимзаде попросит помощи у расквартированных поблизости ни много, ни мало 22 (!) воинских частей, но те предпочли позицию наблюдателя, чтобы дать погромщикам "порезвиться".

Это все входило в сценарий, который разыгрывали как по нотам: обвинить во всех смертных грехах целый народ, лишить азербайджанцев даже теоретического шанса на сочувствие мировой общественности на тот момент, когда надо будет пресекать в этой нефтеносной "южной республике" движение за независимость. Только вот реализовать этот сценарий Москве не удалось. Потому что в современном мире невозможно полностью контролировать информацию. И, сообщая о смерти Владимира Крючкова, некогда всесильного шефа КГБ, британские СМИ именно его назвали режиссером погромов в Сумгайыте.