Армяне снова в слезах - АНАЛИТИКА от Лейлы Таривердиевой
Автор: Лейла Таривердиева
Экс-омбудсмен Армении, а ныне ярый борец за экологию... Азербайджана Арман Татоян несколько месяцев назад уже объявился перед журналистами со списком обвинений экологического характера в адрес Азербайджана. На днях Татоян представил новый список, пополнившийся пунктами, которые должны стать противовесом обвинениям в экоциде, выдвинутым против Армении азербайджанской стороной. Трудно приходится экс-омбудсмену, потому что противопоставить огромному массиву задокументированных фактов армянам практически нечего.
Татоян ухватился за гафанское пограничное село Неркин Кенд, которое после Второй карабахской войны потеряло доступ к пастбищам и пахотным землям Зангиланского района. Азербайджан установил на условной границе свои позиции, оказавшиеся в нескольких десятках метров от армянских домов. Этот факт три года назад бурно обсуждался, армяне писали жалобы, таскали на границу журналистов и иностранцев, но это не помогло. Потому что азербайджанские позиции расположены не на территории Армении, а на международно признанной территории Азербайджана. А вот армянам следовало быть умнее и думать о будущем.
Понятно, что за тридцать лет не одно поколение жителей села привыкло видеть по другую сторону границы "армянские" земли. Они построили свою церковь на чужой территории, начали хоронить там своих покойников. В Зангилан гоняли скот на пастбища, занимались там земледелием. Армянская мысль так устроена, что способна ходить только по прямой. Любой поворот, любое изменение направления вгоняют наших соседей в ступор. Так и жители Неркин Кенда. За три года, прошедших с февраля 2021 года, они так и не научились жить без оккупированных земель, так и не привыкли, что теперь придется изыскивать ресурсы на собственной территории и приспосабливаться к мысли, что тридцать лет воровали чужое. В этом вся проблема. Мозг сельчан никак не перестроится на другую полосу движения. Мысленно их коровы и бараны все еще пасутся на сочных лугах Зангилана, которые никогда больше не будут им доступны. Трудности адаптации к реалиям являются причиной и других неприятностей. Так, жители Неркин Кенда тупо продолжают гонять скот на приграничные минные поля. Видимо, для того, чтобы "экологу" Татояну было что записать в свои бумажки.
В вину Азербайджану вменяется и то, что источники питьевой воды, которыми свободно пользовались жители гафанского села в годы оккупации, теперь остались по другую сторону границы. Непонятно, какие доказательства собирает и кому в данном случае собирается жаловаться Татоян. Какую жалобу он намерен подавать в международные инстанции и на кого? Вместо нытья, сельчане могли бы собраться и пробурить артезианские колодцы или подвести воду к селу от какого-нибудь другого источника. За три года можно было бы дотянуть трубу от Индийского океана, а неркинцы чего-то ждут. Наверное, надеются на победу Татояна в международных судах.
Особая надежда армян - это тема экологии. Особенно сегодня, в преддверии СОР29. Половина армянских политиков и экспертов переквалифицировалась в последнее время в экологов. Экс-омбудсмен, продолжая тупо называть возвращенные позиции "оккупированными", пытается доказать, что азербайджанская сторона "осуществляет массовую незаконную вырубку деревьев". Татоян даже подсчитал их количество и виды. Рассматривая в привезенные европейцами бинокли азербайджанскую территорию, он увидел, что азербайджанцы строят военные дороги и при этом, о ужас, топчут занесенный в Красную книгу "василек армянский" (оказывается, есть и такой?). О вычитанных Татояном в Википедии названиях деревьев и представителей фауны мы уже не говорим. Все они, как значится в его списке, находятся на грани исчезновения.
Что касается деревьев, якобы "массово вырубаемых"... Наверное, достаточно было бы просто отмахнуться от назойливо жужжащего Татояна. Но перед этим приведем некоторые факты.
По данным армянских СМИ, в 2014-2018 годах на оккупированных территориях было вырублено более 400 тысяч кубометров леса - почти в три раза больше, чем за тот же период в Армении. Эти данные представлены армянскими экологами и никак не могут быть списаны на "азербайджанский агитпроп". До оккупации общая площадь лесов Карабаха и Восточного Зангезура составляла примерно 220-230 тысяч гектаров, из них 54 тысячи гектаров были вырублены. Значительная часть лесов Тертерского района была вырублена, когда оккупанты вздумали строить водоканал от Сарсангского водохранилища, чтобы лишить воды расположенные ниже по течению реки Тертер азербайджанские районы. Древесина лесов Карабаха и Восточного Зангезура высоко ценилась иностранными компаниями, участвовавшими в этом безобразии. Незаконно и как попало использовались и плодородные земли. Армяне засеяли зерновыми 100 тысяч гектаров площадей, истощили почву, довели до эрозии. Были уничтожены многие виды флоры и фауны в остававшихся под армянской оккупацией природных заповедниках и заказниках. Общая площадь особо охраняемых природных зон на ранее оккупированных территориях составляет 43 тысячи гектаров. Среди них и заповедник Гарагель.
Гарагель - одно из семи реликтовых озер экологического значения на освобожденных территориях Азербайджана, пострадавших от антропогенного воздействия в период армянской оккупации. Армяне начали уничтожать экосферу этого пограничного водоема еще задолго до карабахского конфликта. В 1964 году на побережье ими начали строиться животноводческие фермы и мощные насосные станции, а озерная вода использовалась для орошения посевных площадей Горисского района. После оккупации ситуация еще более ухудшилась. Серьезный ущерб был нанесен оккупантами и животному миру хищнической незаконной охотой.
Список преступлений Армении, подпадающих под определение "экоцид", огромен. И "эколог" Татоян может не сомневаться, что он намного больше, подробнее и доказательнее. Азербайджан после 2020 года получил полный доступ к этим доказательствам, собираются и систематизируются они с участием в том числе зарубежных специалистов.
Можно понять чувства армянина, разглядывающего в бинокль происходящее на землях, на которые больше не ступит его нога. Но не сочувствуем. Только посоветуем Татояну и прочим: перестаньте ныть и начинайте, наконец, работать - строить, сеять, прокладывать коммуникации в собственной стране. Жителям Неркин Кенда пора перестать вспоминать, как хорошо было их барашкам на азербайджанских лугах, какая вкусная была вода в роднике, оставшемся по ту сторону границы, и начать искать всему этому альтернативу. Соседям пора привыкнуть к мысли, что отыграть что-то назад не получится, что незаконно строившиеся на наших землях церкви больше не будут им доступны, что незаконно устраивавшиеся кладбища остались одиноки по их собственной вине и ради посещения могил граница не станет проходным двором.
Обо всем этом нужно было думать раньше. Для того человеку и дана голова.
Заметили ошибку в тексте? Выберите текст и сообщите нам, нажав Ctrl + Enter на клавиатуре