Возможная роль транснациональных корпораций в событиях на Южном Кавказе

Одним из значимых акторов современных международных отношений являются транснациональные корпорации (ТНК). За событиями, происходящими в разных точках мира, наряду с двумя разными полюсами, стоят и они, даже не пытаясь акцентировать внимание на своей деятельности. Поэтому при анализе событий, происходящих в каком-либо регионе, роль ТНК часто забывается.

Чтобы показать, насколько сильно ТНК, а также крупные логистические компании, играющие значимую роль в транспортировке продукции, энергии сухопутными и морскими путями, имеющими большое значение для современного мира, могут влиять на происходящие в мире события, обратим внимание на следующую таблицу, где отражены рыночная капитализация APPLE и ВВП стран, некоторые из которых входят в мировую десятку, согласно последней статистике по ВВП.

APPLE 2, 86 триллиона

Страна

ВВП

Канада

2, 117 трлн $

Италия

2 трлн $

Бразилия

2,163 трлн $

Южная Корея

1, 72 трлн $

Россия

1,862.5 трлн $

Таким образом, можно увидеть, что "руки" у некоторых компаний в мировой экономике намного длиннее, чем у больших держав.

Как сообщает Day.Az, одним из важных регионов, где работают ТНК, является Южный Кавказ. Именно здесь расположены Азербайджан и Грузия, две страны, которые играют важную роль в перевозке грузов по "Великому Шелковому пути". В настоящее время Грузию сотрясают массовые протесты против закона "О прозрачности внешнего влияния", который парламент Грузии одобрил в третьем, окончательном чтении. Но кому нужна нестабильность в Грузии? Неужели в этих событиях есть только две стороны - Запад и Россия? Каким бы сильным ни казалось влияние политических событий на сложившуюся ситуацию, не следует упускать из виду чувствительность экономических элит, а также транснациональных корпораций к процессам в отдельных точках мира, особенно в странах, играющих транзитную роль. Страны, где ситуация нестабильна и часто нарастает напряженность, попадают в зону риска для ТНК, а также крупных судоходных, логистических компаний.

Подобные события, происходящие в некоторых странах, способны привести к изменению структуры международных перевозок. По этой причине экономические элиты и транснациональные корпорации мира, утратившие национальную принадлежность, действуя более свободно и независимо от государств и поддерживая протесты в некоторых странах, могут поставить под угрозу или изменить ситуацию со стабильными транспортными сетями.

Но какие крупные транснациональные компании работают на Южном Кавказе? Например, регионы обслуживания международной логистической компании Maersk, работающей в 130 странах с численностью персонала в 95 000 человек, включают в себя и Южный Кавказ. В настоящее время рыночная капитализация компании Maersk оценивается в 25,18 млрд долларов. Специализируясь на перевозках, портовых операциях, управлении цепочками поставок и складской деятельности, Maersk, сфера деятельности которой довольно широка, считается лидером в области морских перевозок на глобальном уровне.

После нападения хуситов на принадлежащее Maersk судно в Красном море компания прекратила там свою деятельность и изменила направление. Такие действия, вызванные политическими столкновениями, будь то касательно морских или сухопутных перевозок, естественно, приводят к нарушению непрерывности грузоперевозок. Уже некоторое время наблюдается сокращение объема глобальных морских перевозок через Суэцкий канал, и компании могут достичь Европы, выбрав альтернативный путь - через юг африканского материка.

Это приводит к росту цен на перевозку и страхование товаров и услуг, а также к возникновению задержек в процессе доставки. То, что произошло в Красном море, также повысило важность Среднего коридора для международных логистических компаний и привело к его признанию в качестве стратегической артерии в Евразии.

Несомненно, у компании Maersk тоже есть конкуренты. Поэтому нельзя исключать вариант, что за событиями, которые порой вызывают такие потрясения, стоят и государства, и компании-гиганты.

​ТНК обладают достаточными финансовыми ресурсами, чтобы влиять на события, происходящие в разных точках мира. Один только вышеуказанный факт доказывает, что поскольку их бюджет больше бюджетов большинства стран, у ТНК есть достаточные финансовые ресурсы для воздействия на политические и экономические элиты или управления средствами массовой информации, чтобы влиять на события в разных точках мира, как отмечалось и на примере с Южным Кавказом.

При возникновении нового мирового порядка ТНК также стали фигурировать в научной теоретической литературе как акторы международных политических отношений. В то время они только начинали набирать силу, но их роль, как воздействующего фактора в процессах, происходящих во всем мире, особенно в последние десятилетия, достигла исторического максимума.

Поэтому такие корпорации могут не только конкурировать друг с другом, как государства, но и конкурировать с государствами. В странах или географических регионах, где национальные государства сильны, ТНК не могут достичь желаемого с помощью действий дестабилизирующего характера. Но если национальное государство и его институты слабы, ТНК, естественно, могут преуспеть в том, чтобы посеять хаос в стране, поскольку имеют более удобные возможности для маневра. Прямым доказательством этого является то, насколько сильным или слабым является национальное государство в процессах, происходящих сегодня в странах Южного Кавказа.

Таким образом, неверно рассматривать продолжающиеся в настоящее время протесты в двух странах Южного Кавказа - Грузии и Армении, их косвенное влияние на Азербайджан только сквозь призму борьбы власти и оппозиции или борьбы Запада и России. Не следует исключать и то, что происходящее развивается в форме конкуренции в оправдание стратегических интересов глобальных корпораций.