Победа Азербайджана положила конец мародёрству иранских компаний в Карабахе

Азербайджан на протяжении всех лет после восстановления независимости стремился наладить добрососедские отношения со всеми странами, чтобы создать взаимозависимость, продемонстрировать выгоду от хороших отношений с нашей страной. Но не все захотели принять этот благой посыл.

Об этом сказал в беседе с Day.Az азербайджанский политолог, эксперт Международного дискуссионного клуба "Валдай" Фархад Мамедов.

Я бы поставил Иран в одну графу с Францией в том смысле, что последняя с самого начала занимала проармянскую позицию. Но  Азербайджан смог эту позицию нейтрализовать, допустив Париж в Минскую группу ОБСЕ, установив экономические, культурные, гуманитарные связи, что позволило нам если не изменить, то нивелировать на протяжении трех десятилетий влияние армянских диаспорских организаций во Франции.

С Ираном немного другая ситуация, потому что это все-таки не глобальная, а региональная держава. Во взаимоотношениях с Тегераном Баку всегда проявлял конструктивизм. И на создание очага напряженности с Ираном азербайджанское руководство никогда не шло, хотя с иранской стороны имели место провокации.

Азербайджан отрезал ирано-армянскому грязному "бизнесу" дорогу к миллиардам - НАША АНАЛИТИКА

Азербайджан отрезал ирано-армянскому грязному "бизнесу" дорогу к миллиардам - НАША АНАЛИТИКА

Причины последних действий Ирана более глубокие, чем кажется на первый взгляд. Они как геополитические, так и конкретно экономические. К последним можно отнести проблему иранского наркотрафика. Азербайджан, обвиняя южного соседа в транзите наркотиков через наши территории в период армянской оккупации, берет факты не из воздуха. Глава государства привел факты и косвенные доказательства, указал, что объемы наркотрафика из Ирана увеличились в два раза, выросло количество эксцессов с применением оружия на ирано-азербайджанской границе, когда вооруженные до зубов лица, пытаясь перейти незаконно границу, вступают в стычки с нашими пограничниками. Есть убитые и раненые. Был, например, случай, когда азербайджанские пограничники задержали большую партию наркотиков, которую сопровождал целый вооруженный отряд из четырех человек. Это указывает на то, что какой-то огромный поток был остановлен и потому на иранской стороне скопился "товар", который необходимо переправить во что бы то ни стало.

Использовались в целях переправки наркотиков территории не Армении, а ранее оккупированные территории Азербайджана потому, что армяно-иранскую границу охраняют не армяне, а пограничная служба ФСБ России.

Было очень смешно наблюдать, как Никол Пашинян на заседании совета СНГ фактически подтвердил слова Президента Ильхама Алиева о наркотрафике из Ирана в Европу, признав, что объемы транзита увеличились в несколько раз. Спрашивается - как мог вырасти наркотрафик из Ирана через армянскую границу, которую охраняют российские пограничники? Конечно же, речь идет об армяно-иранской границе. В период армянской оккупации к услугам наркоторговцев была 130-километровая неконтролируемая граница, через которую иранская сторона переправляла наркотики в Карабах. На разрушенной армянскими оккупантами азербайджано-иранской границе в эти годы не было никаких постов, никто не проверял грузы, имелся лишь символический шлагбаум.

Оккупированный армянами Карабах был главным путем, по которому наркотики доставлялись в Армению, а затем в Европу. Теперь он закрыт.

Преступный бизнес - как Армения и Иран грабили азербайджанские земли

Преступный бизнес - как Армения и Иран грабили азербайджанские земли

Теперь что касается разграбления оккупированных территорий. Армянская сторона пытается убедить всех, что тотальные разрушения, которые открылись взору всего мира после освобождения Азербайджаном своих территорий, это следствие боевых действий начала 1990-х. Но мы все знаем, что в ту войну у сторон не было оружия такой разрушительной силы. Максимум, что у них было, - это "Грады", которые имеют определенную разрушительную силу, но не такую, которая позволяет стирать города с лица земли. Есть населенные пункты, вокруг которых шли короткие бои, тот же самый город Физули. Или же Зангилан и Губадлы, которые были отрезаны после оккупации Джебраила и бои за эти города фактически не шли, сопротивление там было мизерным и никак не могло привести к таким разрушениям. Понятно, что эти тотальные разрушения - дело рукотворное. Совершено это было падальщиками, в роли которых выступили граждане Ирана. Отдельные иранские фирмы и структуры орудовали в захваченных азербайджанских городах. Кто-то тащил шифер, кто-то кирпичи и речной камень, кто-то вынимал оконные рамы и двери. Вся эта преступная работа была организована на промышленных началах.

То же и Агдам. Там шли бои, но не такие, чтобы город был полностью уничтожен. Город был сравнен с землей в последующие годы, и иранские фирмы принимали в этом самое активное участие. Это доказано. Есть также доказательства того, что иранская сторона использовала наши земли по ту сторону Араза в сельскохозяйственных целях. Там пасли скот, разбивали фруктовые сады.

Азербайджанская сторона обо всем это знала, но не поднимала вопрос, так как данные территории в то время были оккупированы. Теперь же, когда земли освобождены, последовала такая реакция на поведение Ирана. Эта реакция вполне обоснована, и иранская сторона должна как можно быстрее осознать, что есть такая перспектива, как легальное участие в процессе восстановления освобожденных территорий. В Иране огромный рынок стройматериалов, а на нашей стороне Араза начинаются масштабные стройки, будут строиться крупные города с многотысячным населением. Наиболее выгодной с экономической точки зрения  была бы перевозка стройматериалов с территории Ирана. Иранские фирмы могут получить подряды на сотни тысяч долларов, если иранская сторона действительно заинтересована в легальном сотрудничестве и положит конец провокационным действиям.

Лейла Таривердиева