Макрон затеял опасную игру и может потерять все

Решение Макрона распустить парламент можно назвать очень спорным. Возможно, здесь он пытается играть на опережение. Он понимает, что если его партия проиграла выборы в Европарламент Национальному объединению Мари ле Пенн, он может со временем оказаться в еще худшей ситуации. Поэтому он идет на риск.

Об этом сказал в беседе с Day.Az доктор наук в области международного права и прав человека, доцент Гетеборгского университета (Швеция), действительный член Международной академии наук (Австрия) Камал Макили-Алиев.

Думаю, он хочет поставить французского избирателя перед жестким выбором и как можно быстрее. Но это очень рискованный вариант. Макрон чувствует себя в настолько политически небезопасном положении, что готов пойти на этот риск и считает его оправданным.

Чего можно от этих выборов ожидать? Можно ожидать того, что Макрону будет вынесен очень серьезный вотум доверия либо недоверия. Результаты затеянного им рискованного гамбита предсказать очень сложно. Трудно сказать, сможет он разыграть партию или нет. Риск для него большой, и если на выборах ему будет выражен вотум недоверия, либо в парламент пройдет радикально-оппозиционное большинство и ситуация изменится к худшему, это станет концом его президентства.

Выборы в Европарламент показали, как надоел французам Макрон - Расим Мусабеков для Day.Az

Выборы в Европарламент показали, как надоел французам Макрон - Расим Мусабеков для Day.Az

Кстати, СМИ распространили новость о готовности Макрона сложить президентские полномочия, однако позднее эта информация была опровергнута. Сам же президент Франции заявил, что не собирается уходить в отставку, каким бы ни был результат внеочередных парламентских выборов.

То есть ситуация очень сложная и прогнозам она не поддается. Что-то более определенное можно будет говорить ближе к самим выборам.

Насчет выборов в Европарламент. Я бы не сказал, что в Европе победило правое движение, как это сегодня представляют многие медиа. Оно не победило, но усилилось в определенных государствах, особенно заметно это во Франции и Германии. В этих странах очень большое население и репрезентативность в парламенте, следовательно, высокая. В некоторых других странах, например, в Испании, ситуация иная. Так что я не сказал бы, что в Европе победило правое движение или же оно стало очень сильным. Но да, в Европарламент прошло больше представителей правого движения, это надо признать. До сих пор крайне правым не удавалось занять такое количество мест в Европарламенте. Это связано, скорее, с правым подъемом, продлившимся более десяти лет, чем с какими-то новыми событиями. Я думаю, что это старая волна, которая пошла в Европе на спад.

В принципе, многие аналитики говорят о том, что крайне правое движение в Европе идет на спад. Но успех этого лагеря в Европарламенте может дать ему второе дыхание. Благодаря медиа, последние выборы в ЕП представляются как победа правых сил, хотя это не полная победа, а всего лишь усиление их представленности в Европарламенте. Насколько сильно это повлияет на их позиции в Европе, сказать пока сложно. Но некоторые успехи, надо признать, у них есть.

Играя с огнем, Макрон может сжечь себя и увлечь за собой Францию - Le Monde

Играя с огнем, Макрон может сжечь себя и увлечь за собой Францию - Le Monde

После миграционного кризиса 2015 года правые силы воспользовались неспособностью центристских правительств ведущих европейских государств справиться с интеграцией новых мигрантов. Провал в миграционной политике многих государств, включая Германию, Италию, Швецию, дал толчок усилению правого движения. Эти движения усилились также в Восточной Европе. Но там больше на политической основе - из опасений, что ситуация с мигрантами у них станет такой же, как в Германии, например. То, что мы наблюдаем сейчас, это следствие той волны, на которой крайне правые партии усиливались последние два-три года. Но, насколько можно судить, правое движение в последнюю пару лет начало выдыхаться.

К чему приведут выборы в Европарламент, мы еще увидим, но говорить о победе правых сил некорректно. Некорректно, потому что свои позиции усилили и центристские партии, особенно правоцентристское объединение. Это объединение фактически не дало сильно вырасти крайним правым, поглотив их электоральный потенциал.

Правоцентристские партии держатся ближе к центру, думают о социальной политике. Они более капиталистические и более консервативные по натуре.

Здесь нужно говорить, скорее, о том, что выборы в Европарламент стали апогеем последнего десятилетия и следствием провала миграционной политики Европы в 2015-2020 годах. Провал той "пятилетки" миграционной политики привел к тому, что мы наблюдаем сейчас.

Еще раз повторю - делать прогнозы пока очень трудно. Трудно сказать, выдохнется в Европе крайне правое движение, или же нынешние выборы в ЕП будут представлены как их победа. Во втором случае у ультраправых может открыться второе дыхание.  

Лейла Таривердиева