"Воскресное чтиво" на Day.Az: "Горизонт" В рамках рубрики "Воскресное чтиво" Day.Az представляет рассказ "Горизонт" нашего постоянного читателя Сеймура Садыхова.

 

Мы призываем наших читателей продолжать посылать на электронный адрес [email protected] различные публикации, касающиеся искусства, истории, культуры, этнографии, традиций Азербайджана, и многих других областей жизни нашей страны, а также свои рассказы, ранее не печатавшиеся в прессе.

 

Зеленый горный луг, украшенный яркими горными цветами, еще минуту назад олицетворявший собою пристанище тишины и спокойствия, задрожал от приближающегося стада коз и овец. Стадо стремительно неслось к пастбищу, оставляя за собой облака каменистой пыли.

Со стороны казалось, что огромная белая раскаленная капля стекает с горы, остужаясь, выбрасывая пар в разные стороны.

Позади стада верхом на лошади несся пастух. Левой рукой он держал замотанную об ладонь борозду, а правой крепко обхватил сидевшего впереди черноволосого малыша.

Крепкая рука пастуха так крепко держала ребенка, что казалось, что она сделана из самой крепкой горной породы камня.

"Не бойся, ничего не бойся", - улыбаясь, кричал пастух малышу.

Ребенок играючи, бесстрашно отпуская седло, ловил руками ветер и смеялся от восторга.

Огромная, белая, уже остывшая капля, медленно растеклась по зеленному лугу, и сюда вновь вернулись тишина и покой. Мальчишка носился среди ярких цветов, играя с легкими порывами ветра. Ветерок тем временем подхватывал звонкий смех ребенка и эхом разносил по горным лугам и ущельям.

Казалось, что все вокруг было создано лишь для того, чтобы отражать этот звонкий смех.

"Папа, а что там впереди?" - спросил сын, показывая пальцем на линию горизонта

Отец: Горизонт

Сын: А что за ним?

Отец: Большие города, высокие дома, суетливые люди.

Сын: Почему мы не идем туда, за горизонт? Разве тебе не интересно увидеть, что там?

Отец: Куда бы мы не пришли, нас будет ждать новый горизонт, его никогда не догнать, нам лишь решать, откуда мы будем им любоваться.

Сын: А почему ты живешь здесь? Разве тебе не хочется жить в большом городе? Жить в красивом доме? Почему ты выбрал горы?

"Не знаю, я пока не знаю. Но, может быть, когда-нибудь я смогу ответить тебе", - улыбаясь ответил отец.

"Глупый, глупый, ты не знаешь ответа", - радостно выкрикивал сорванец, бегая вокруг отца.

"Глупый, но счастливый", - воскликнул отец, и, смеясь, взял ладонями сына за подмышки, подняв над головой.

Тусклой оранжевой свечой солнце освещало невысокую ограду двора, сделанную из камней и старых веток. Пастух осторожно нес уже спящего сына в дом, оглядывая свои скромные владения, думая о делах, которые нужно сделать утром.

Свеча догорела, оставив верхушки гор одетыми в восковые ледники, и скрылась за горизонтом.

* * *

Утро. Крепкий юноша тихо открыл дверь и вышел во двор. Неся за спиной рюкзак, он быстрым шагом прошел двор и закрыл за собой калитку. Там его уже ждал его старый добрый знакомый - ветер, который дул ему в лицо, пытаясь вернуть домой. Юноша, лишь улыбаясь, уверенно шел вниз по дороге, перепрыгивая чрез камни под ногами, ломая своими сильными руками все предрассудки. Глаза его горели мечтой, а сердце было взволнованно неизвестным.

* * *

Грозди дикого винограда меняли друг друга год за годом, превращаясь в вино и сухофрукты.

Все тот же виноградник первым заметил приближение дорогого внедорожника, мчавшегося вверх по извилистой дороге. Автомобиль, резво оставив позади очередной поворот, столбом пыли встал перед калиткой двора.

Из дорогой машины вышел хорошо одетый мужчина, а за ним с заднего сиденья спрыгнул худенький мальчуган в теплой куртке. Мальчишка испуганным взглядом пробежался по окружавшим его вершинам гор, по круто извивающейся дороге, по ветхой крыше небольшого домика.

Мужчина отворил калитку и, держа за руку ребенка, вошел во двор. Там, все так же широко улыбаясь, его ждал старик. Смуглая кожа, мозолистые ладони, уже не такие сильные руки. Это был единственный в мире старик, зеркалом отражавший глаза водителя внедорожника.

"Я ждал тебя", - прошептал старик сыну.

"Я ждал вас обоих", - сказал старик, протягивая гроздь винограда внуку.

Мальчишка все так же робко протянул руку и взял виноград.

Счастливый старик открыл дверь дома и провел гостей в комнату. Усевшись за стол, отец с сыном еще долго смотрели друг на друга, как будто пытаясь изучить каждую изменившуюся черту лица.

Сын: Поехали с нами, поехали в город. У меня большой дом, красивый сад.

Отец: Разве в городе лучше, чем здесь?

Сын: Конечно, лучше! Посмотри вокруг. Ты уже старый человек, а все еще пасешь овец и коз. Город дает огромные возможности, комфортную жизнь.

Отец: Чем же тебе не нравится мое занятие?

Сын засмеялся, обхватив на мгновение голову руками.

Сын: Быть пастухом - это не самое лучшее занятие в жизни!

Отец: Добился ли ты в своем городе всего, чего ты хотел?

Сын: Да! И намного большего. У меня хорошая работа. Хорошая жена. Дорогая машина. Люди уважают меня. Папа, я всего добился сам и сейчас, наконец, хочу лучшей жизни для тебя.

Отец: Расскажи мне... расскажи, как ты шел к своей мечте... Расскажи все с самого начала...

Сын, как будто ожидавший этого вопроса, довольно начал рассказ.

Сын: Когда я переехал в город, я искал любую работу. Я начал работать на мойке грузовых машин.

Отец: Но это же грязная, тяжелая работа. Почему ты взялся за нее?

Сын: Папа, я сын пастуха. Я помогал тебе чистить грязный хлев. Приносил тяжелые ведра воды с реки. И ты думаешь, я брезгал работать на мойке? Я много и хорошо работал, и мне удалось собрать денег себе на учебу. Утром я ходил в университет, а вечером возвращался на работу, мыл грузовики, после чего садился за книги.

Отец: Разве такой ужасный режим не утомлял тебя? Когда ты успевал спать?

Эти вопросы старика будто веселили сына, и он, смеясь, продолжал отвечать.

Сын: Папа, когда я жил тут, мы просыпались до восхода солнца, чтобы вывести скот на пастбища, и возвращались домой глубокой ночью. Не успев закрыть глаза, мне приходилось вставать опять, чтобы помочь тебе. Какой режим может быть у сына пастуха? Так что работа и занятия ничуть не утомляли меня. После того, как я с отличием закончил университет на финансиста, я начал днями напролет ходить

по офисам крупных городских компаний и банков. У меня не было денег на машину или такси, и поэтому я потратил 2 месяца, чтобы пешком обойти весь город.

Отец: Ты ходил целыми днями пешком? Целых 2 месяца? Ты, наверное, дико уставал. Почему ты не бросил все и не вернулся?

Сын: Ты действительно забавный старик. Отец, разве ты забыл, как каждую неделю мы с тобою ходили десятки километров пешком на базар, чтобы продать молоко и мясо и купить необходимых вещей? Каждый день, живя здесь, я проходил огромные расстояния пешком, и ни разу ты не спросил, устал ли я. Ты всерьез думаешь, что город мог утомить меня своими ровными дорогами?

Через 2 месяца мне наконец-то предложили работу в крупной фирме. Их офис располагался в центре города в самом крупном небоскребе. Там работает огромное количество людей. Видел бы ты их. Все в костюмах, со строгими лицами. Я первый раз в жизни попал в такую обстановку.

Отец: Но как ты не растерялся? Разве все эти богатые, занятые люди не пугали тебя?

Сын: Я не боялся, даже когда мы с тобой неслись верхом на твоем коне по крутому горному спуску. Я мог распахнуть руки как птица и ловить ими ветер. Я не боялся, когда нам приходилось охранять скот от голодных волков. Разве ты думаешь, что сын пастуха испугается каких-то угрюмых, серых офисных работников?

Уже тихим голосом возражал сын.

Сын: После года работы мне и еще пяти работникам предложили пройти необходимые экзамены, чтобы занять хорошую должность с высокой зарплатой. Я усердно готовился и сдал экзамены намного лучше остальных.

Отец: Но разве другие кандидаты не учились и не работали всю жизнь в городе? Разве они не так же усердно готовились к экзамену?

Глаза молодого крепкого мужчины, сидящего напротив старика, погрустнели и набухли, еле сдерживая слезы.

Сын: Они все были из богатых семей. Их отцы всегда баловали их и давали им все, что они хотели. Они не боялись не получить эту должность, зная, что их родители все равно богатые люди и всегда будут помогать им.

Тут голос мужчины задрожал... из глаз покатились слезы... Он вскочил и ринулся к отцу, крепко обняв его, дрожавшими губами он произнес:

"А я был сыном пастуха и у меня ничего не было. Я... Я... - плача, шептал сын, - я добился всего в жизни. Потому что я был сыном пастуха"...

Высокие горы, переодевшись в черные плащи, спускались темной ночью к невысокой ограде двора, сделанной из камней и старых веток. Высокий крепкий мужчина медленным шагом шел к автомобилю, держа за руку своего сына.

Сын: Почему дедушка не поехал с нами, почему он хочет, чтобы мы приезжали к нему?

Отец остановился, посмотрел вдаль на еле виднеющуюся линию горизонта, взял сына за подмышки, поднял над головой и, улыбаясь, сказал:

"Просто дедушка не хочет лишать тебя твоих горизонтов!"...